От алгоритмики до НВП. Что будут изучать белгородские школьники на внеурочных занятиях
«Белгородские известия» рассказывают об изменениях во внеурочной школьной программе в новом учебном году
-
Статья
-
Статья
О направлениях и основных темах внеурочных занятий рассказала начальник отдела общего образования департамента образовательной политики Министерства образования Белгородской области Елена Хоменко.
По трём направлениям
— Елена Сергеевна, многих родителей интересует, для чего вообще нужны внеурочные занятия и являются ли они обязательным элементом школьного образования?
— По требованиям обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования школа должна обеспечить проведение до 10 часов занятий внеурочной деятельностью еженедельно. Они направлены на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие школьников, создают условия для их самореализации. Это один из механизмов педагогической поддержки детей в обучении и социализации.
— Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях внеурочной деятельности в белгородских школах в новом учебном году.
— По одному часу в неделю предусмотрено на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном», занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся, в том числе финансовой, и для групп из 10–12 человек «Основы алгоритмики и программирования». В новом учебном году продолжится реализация регионального проекта «Развитие навыков будущего для цифровой экономики в детских садах и школах Белгородской области» в формате внеурочной деятельности по информатике для учеников 1–9-х классов. Обучение будет идти по трём направлениям: 1–4-е классы – «Основы логики и алгоритмики», 5–6-е классы – «Основы программирования», а ученики 7–9-х классов будут изучать основы программирования на Python.
Навыки печати
— Развитию цифровых технологий в мире сейчас уделяют большое внимание. Какие задачи в этом направлении стоят перед школой и в какой форме будут проходить внеурочные занятия?
— Задачи курса информатики и программирования – обогащение запаса научных понятий школьников в этой сфере и развитие у них алгоритмического мышления. В широком смысле это формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития цифровых технологий, функциональной и компьютерной грамотности. Что касается реализации курса, то в 1–3-х классах по форме она напоминает прохождение компьютерной игры: усвоение новых понятий происходит интуитивно. Среда программирования максимально визуальна, что позволит учителю успешно работать даже с теми учениками, у которых навык чтения ещё слаб. Таким образом, на уроках алгоритмики ученики младших классов смогут, например, получить первые навыки печати, выполняя задания на клавиатурном тренажёре.
А вот в программе для 5–6-х классов сделан упор на развитие алгоритмического мышления и знакомство с основами программирования. Ученики будут создавать более сложные проекты в Scratch, такие как мультфильмы и игры. Один из модулей курса посвящён навыкам работы и безопасности в Сети. Дети в этом возрасте становятся активными пользователями Интернета, в том числе социальных сетей, и самостоятельно используют контент не только из проверенных источников.
— А на какие важные темы со школьниками будут разговаривать классные руководители?
— Темы занятий «Разговоры о важном» на новый учебный год министерством просвещения пока не определены. Но на пресс-конференции «Суверенная система образования: итоги учебного года», которая проходила 25 мая, министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что темы «Разговоров о важном» отразят главные исторические события и круглые даты: 30-летие Государственного герба РФ, 80-летие со дня снятия блокады Ленинграда, 100-летие «Мосфильма», 225-летие со дня рождения А. С. Пушкина.
Про деньги и безопасность
— Ещё один интересный и весьма полезный внеурочный предмет – «Финансовая грамотность». Как будет строиться обучение по этому направлению?
— По учебным пособиям издательства «Просвещение» с учётом возраста учеников. Знакомство с основами финансовой грамотности призвано помочь детям разобраться, как управлять деньгами: зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Главная задача – научить школьников критически оценивать финансовые возможности с учётом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей. Основные темы: «Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет», «Налоги и их роль в жизни семьи», «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье», «Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка», «Кредит. Залог. Бизнес», «Малый бизнес. Бизнес-план», «Валюта в современном мире».
— Активный интерес родителей вызывает возвращение в школы начальной военной подготовки.
— Во всех школах России, в том числе белгородских, она будет проходить на уроках ОБЖ и предназначена преимущественно для юношей, но и для девушек (по выбору), обучающихся в 10-м классе. Она предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки военнослужащего мотострелковых войск. Цель – сформировать социально активную личность гражданина и патриота, обладающую чувством национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к его защите.
В ходе обучения школьники получат представление о строевой подготовке и воинском приветствии, познакомятся с оружием пехотинца и правилами обращения с ним, изучат основы и правила стрельбы, разберут устройство и принцип действия ручных гранат разных типов. Также им расскажут о действиях в современном общевойсковом бою, инженерном оборудовании позиции солдата и средствах индивидуальной защиты, научат оказанию первой помощи и различным способам переноски и оттаскивания раненых с поля боя. Кроме того, десятиклассники получат знания по самоспасению и выживанию в экстремальных условиях.
Беседовала Тамара Акиньшина