Что‑то из ничего. Домашние опыты помогают школьнику из Белгорода на олимпиадах и ТВ-шоу
«БелПресса» познакомилась с юным химиком Георгием Касницким
-
Статья
-
Статья
Участвовать во всероссийских олимпиадах и сниматься в популярных телепередачах, ставить опыты, решать задачи, узнавать страны по контуру, писать сочинения, выращивать рассаду с собственноручно созданными удобрениями – шестиклассник белгородской гимназии № 5 Георгий Касницкий может это всё. И даже больше.
Среди его интересов – география и история, политология, обществознание и нумизматика (в коллекции парня – около 400 отечественных и зарубежных монет – прим. авт.). Но всё‑таки главная любовь – химия.
Проверить все комбинации
«Всем интересно, из чего состоит то, что нас окружает. И мне в том числе. Хотелось лучше узнать окружающий мир, поэтому к началу пятого класса я уже достаточно сильно интересовался химией», – вспоминает Георгий.
Сначала занимался сам – изучал теорию. С практикой оказалось сложнее, и тут помогла учительница химии Ирина Ярославцева. Под её наставничеством мальчик научился решать задачи, поставил свои первые опыты. Ирина Фёдоровна занимается с ним и сейчас – например, готовила к первым в жизни Георгия практическим турам олимпиад. Но многое он осваивает уже самостоятельно.
«Всё время ставит дома какие‑то опыты. Я с работы возвращаюсь и не знаю, что он сегодня сделал, чего сегодня ждать, к чему быть готовой», – говорит тётя Георгия – Татьяна Попова.
А племянник тут же спешит уточнить:
«Ничего угрожающего в домашних условиях сделать не получится. У меня совсем нет реактивов, и я пытаюсь выжать максимум из того, что есть дома. Перебиваюсь немногим доступным, и на самом деле просто поражает, когда из, казалось бы, непригодных к опытам вещей, получается сделать что‑то интересное. Например, как сегодня – я получал реактив Швейцера и фактически из ничего сделал что‑то».
Основные помощники Георгия в домашних опытах – уксусная и лимонная кислота, медь, железо, соль и сода. Иногда йод. Сначала он получает что‑то из них, а потом работает с полученным веществом. При этом опыты старается не повторять, разве что если в первый раз что‑то пошло не так, как должно было.
«Конечно, если ограничиваться только доступными веществами и не получать из них ничего дополнительно, то так варианты быстро закончатся и интерес пропадёт. Если бы я ограничился только содой с уксусом, то уже давно бы химию забросил. А ведь если хорошо поразмыслить и пойти дальше, то открываются невиданные горизонты! Существует десятки тысяч комбинаций, которые легко можно получить в домашних условиях», – рассказывает Георгий.
Проверить свои силы
Свободное время Георгия занимает и чтение – в первую очередь, конечно, научной литературы. Ещё мальчик высоко ценит классику – читал Ильфа и Петрова, всего Булгакова. Правда, в последние несколько месяцев стало не до книг: затянули олимпиады.
Химия, география, история, русский язык… Чтобы не запутаться, Георгий ведёт специальный список, нечто вроде турнирной таблицы, где указывает все олимпиады, в которых участвовал, и достигнутые результаты. Например, диплом III степени в химической олимпиаде им. Германа Гессе.
Многие из олимпиад рассчитаны на учеников постарше, поэтому даже при хорошем результате пройти в финал не удаётся – возраст не позволяет. Но мальчика, по его словам, это не сильно расстраивает. Результат для него далеко не главное:
«Участие в олимпиаде – не столько желание заработать побольше баллов, а сколько попробовать и проверить свои силы, сравнить свои знания со знаниями других. Мне интересно посмотреть на всё известное теоретически в практическом ключе, всё попробовать, – рассуждает Георгий. – После олимпиады я всегда разбираю задания, которые у меня почему‑то не получились. Таких довольно мало, но одно или два всё равно есть».
В этом году впервые мальчик участвовал в практических турах. Признаётся: к ним усердно готовился и совершенно не переживал, как перед любым важным испытанием. Это его собственная философия – переживать в свободное время, но накануне ответственного дня отвлечься и обо всё забыть, заглушить переживания. Это работает и с олимпиадами, и с телешоу.
«Что мне ближе из этих двух направлений? Наверное, я всё‑таки охотнее иду на олимпиады. Олимпиада – это просто проверка своих сил, а шоу – это их демонстрация. И, значит, это как‑то более ответственно, более важно, – уверен мальчик. – Возможно, мой пример даже может быть кому‑то полезен. Хотя, мне кажется, что до многих людей не достучаться. А те, кто хотел развиваться в науке, этим уже занимаются».
Не по шаблону
Сейчас за его плечами – участие уже в трёх интеллектуальных телешоу. Первой – ещё в 2021 году – стала передача «Лучше всех» на Первом канале. Дальше – «Умнее всех» с Тиной Канделаки и талант-шоу «Вундеркинды».
Чтобы оказаться на телеэкране, мальчику нужно было пройти несколько этапов отбора: анкета, видеовизитка, кастинги – первый по ZOOM, второй очный. Чаще всего они проходят в формате обычной беседы: комиссия проверяет, насколько ребёнок эрудирован и талантлив, соответствует ли нужным требованиям, не смушается ли в ответ на вопросы во время съёмок. Иногда ищут, на чём можно будет сделать акцент при выступлении.
«Когда заполняли анкету для «Вундеркиндов», написали, что Георгий интересуется всякой живностью. У него как раз был летом такой период: добывал дождевых червей и опарышей, проводил опыты, делал их цветными в зависимости от корма, замораживал и погружал в анабиоз… Потом у него этот интерес прошёл, но на шоу именно за это зацепились, на этом и построили его номер», – рассказывает Татьяна Попова.
За десять минут этого выступления Георгий напугал своим талантом актрису Нонну Гришаеву, просветил зрителей о судьбе и пользе опарышей и признался, что и сам хотел бы стать телеведущим. Мальчику нравится говорить и делиться своими знаниями, и, по его мнению, на камеру у него это получается особенно хорошо.
«Я люблю ораторствовать и творить без подготовки, – улыбается Георгий. – Чаще всего съёмки проходят экспромтом, требуют импровизации, а мне это очень близко. Работать по сценарию, по шаблону – не моё».
Татьяна Попова считает, что мальчик хорошо раскрывается на съёмках.
«Камера, мотор – и его не унять, не остановить», – добавляет она.
«Хочется, чтобы его заметили»
Шоу дарят и новых приятелей – после съёмок ребята и их родители продолжают активно общаться в созданных организационных чатах, делиться успехами и новыми интересами. Это тоже важно, потому что из‑за дистанта Георгию сейчас очень не хватает общения с ровесниками. Хочется поскорее вернуться в школу, даже несмотря на то что, по мнению Татьяны, программа тянет мальчика назад.
Выступление в шоу «Вундеркинды»
«Я знаю его уровень, его возможности. Ребёнок может идти вперёд, но ему приходится возвращаться, долго оставаться на одном и том же уровне, – вздыхает Татьяна Попова. – Он очень старательный, а если ему что‑то нравится – всем будет рассказывать, со всеми делиться. Хочется, чтобы у него было больше возможностей расти, чтобы его заметили».
У самого Георгия тоже есть цели и мечты. Основная – продолжать заниматься естественными науками, проверять всё, что узнаёт, на практике, а узнавать только больше и больше с каждым днём. Ещё хотелось бы поучаствовать во втором сезоне шоу «Умнее всех» и взять реванш за прошлое выступление. А о далёком будущем мальчик пока не думает:
«Будущее слишком туманно, и туман этот настолько плотный, что там не разглядеть ничего. Так что лучше ничего не загадывать, – считает он. – Самое важное – просто найти то, что тебе интересно. И не волноваться, как и с чего начинать знакомство с новой сферой. Всё получится само собой. К тому, что действительно тебе интересно, ты найдёшь подход, даже не искав».
Александра Токтарёва