15-летний школьник из Белгорода победил в летнем этапе Премии Алисы
Дмитрий Бережной учится в гимназии № 5 и всерьёз занимается программированием
-
Статья
-
Статья
Ещё пять месяцев назад Дима даже не предполагал, что будет создавать навыки для голосового помощника «Яндекса». Как так получилось, узнала «БелПресса».
Домашнее задание
«Всё началось с того, что просто из интереса мы приобрели робот-конструктор на «АлиЭкспресс». Пришли готовые детали, которые надо было собрать и запрограммировать расположенные на них датчики. Мне показалось это очень увлекательным и творческим занятием. Тогда я начал изучать свой первый язык программирования – популярный сейчас Python», – рассказывает парень.
В сфере информационных технологий Дмитрий учится ориентироваться сам: смотрит образовательные видео и применяет познания на деле. Он уверен, что важно больше практиковаться: посмотреть обучающий ролик и несколько раз попробовать лично, чтобы понять главные принципы. Своё первое приложение юноша сделал в рамках школьного задания в виде путеводителя с интерактивной картой.
«По сути, это туристический справочник. В нём представлено 10 примечательных мест Белгородской области, обозначенных на карте точками. Если на них кликнуть, получите описание объекта, его фотографию, ссылку на сайт и контактный телефон. То есть сразу можно увидеть всю основную информацию», – говорит Дима.
Позже подвернулась возможность испытать силы в крупном проекте – конкурсе разработчиков навыков для Алисы, голосового ассистента компании «Яндекс». Участникам предлагается придумать новые умения виртуальному помощнику и самостоятельно реализовать их.
«Я узнал про сервис «Яндекс.Диалоги» и начал разбираться, как создаются и работают навыки Алисы. Потом написал собственный под названием «Угадай кто» и подал заявку на конкурс. Мой бот занял третье место в списке призёров. Теперь он достаточно востребован, им пользуются около 400 человек в день», – радуется Дмитрий.
Проект представлен как развлекательная викторина с тематическими разделами: «Животные», «Растения», «Реки», «Города», «Персонажи мультфильмов» и другими. Чтобы сыграть, нужно выбрать одну из категорий и разгадать подсказку Алисы.
«Программа создана на основе «Google Таблиц», её можно дополнять – увеличивать количество вопросов, не то что 20 штук забил – и всё. При этом действие навыка не прекращается, он остаётся в общем доступе и нововведения показываются пользователям сразу же. Есть у меня идея, как ещё можно развить бот. Допустим, чтобы он функционировал и в обратную сторону, где на вопросы отвечает Алиса», – делится идеей школьник.
«Победа стала шоком»
Дмитрий признаётся: хоть и надеялся оказаться в десятке победителей, даже не мечтал, что его старания оценят так высоко.
Папа парня – Анатолий Бережной – поддерживал сына в начинании, и этот успех стал для него приятным сюрпризом:
«Если честно, для меня его победа была шоком: я не ожидал! Конечно, подбадривал Диму, но понимал масштаб происходящего. Представьте, это открытый всероссийский конкурс, там участвуют – я не знаю наверняка, но чисто теоретически – сотни, тысячи разработчиков разных возрастов. И из них организаторы выбирают только 20 номинантов. Попасть в их число – уже круто, большое достижение. Но когда мы узнали, что он занял призовое место – это была вообще феерия!»
Процесс создания навыков настолько увлёк молодого человека, что к грядущему сезону Премии Алисы он подготовил сразу два проекта. Первый – для младшей аудитории под названием «Отгадай цифру». Голосовой ассистент задумает цифру и будет направлять на правильный вариант. В другом режиме пользователь может поменяться местами с ним, и сам стать ведущим.
«В сущности, – поясняет Дима, – это детская игра «Холодно-горячо». Предположим, Алиса загадала «семь», а ты говоришь «два», она отвечает – «холодно», «9» – «тепло». Развивающая штука для самых маленьких, кто учит счёт».
Получение денежного приза навело Дмитрия на мысли о необходимости финансовой грамотности и вдохновило на разработку программы «Финкультмания», просвещающей в экономической теме. В единую базу собраны 100 вопросов финансового профиля, и пять из них формируются случайным образом в билет. Алиса запоминает правильные ответы и в зависимости от их количества присваивает шуточное звание. К примеру, если не несведущи ни в одном вопросе, то вы, к сожалению, «Незнайка в квадрате», если ответили на все пять верно – можно поздравить себя, вы «король финансов»!
«Кроме как скрасить время, навык призван пополнять знания. Он представляет собой на этот раз интеллектуальную викторину с достаточно сложными вопросами. В «Угадай кто» есть система синонимов, которые Алиса принимает тоже в случае верного ответа, а в «Финкультмании» обязательно назвать термин точно, иначе не засчитается. Если ошиблись, голосовой помощник озвучит правильную версию. Поскольку выборка случайная, в билетах вопросы будут повторяться, и человек запомнит информацию. В этом заложен обучающий эффект», – объясняет парень.
«Всё определяется логикой»
Сейчас юный программист занимается новым учебным проектом – созданием собственного робота-манипулятора с функцией сортировки предметов. Объект на конвейере просвечивается лазером, чтобы определить в нём наличие или отсутствие отверстия, результат фиксирует фотодатчик, и металлическая рука, управляемая программой, распределяет по разным контейнерам предметы с просветом и без.
«Когда делаешь устройство из готового материала – это интересно, но не настолько, как самому спроектировать, напечатать, собрать. Особенно сложно разработать 3D-модель, ведь надо подогнать элементы так, чтоб они были совместимы. А самая занимательная часть процесса – написание программы: она вдыхает жизнь в железо. Конструирование и программирование механизмов идут неразрывно друг с другом. Робот – набор деталек, датчиков, моторчиков, которые не работают сами по себе. Для того чтобы он пришёл в движение, выполнял какие‑то функции, нужна программа – она эти действия задаёт», – разъясняет школьник.
Видео из архива семьи Бережных
Он признаётся, что очень хочет поступить в лицей академии «Яндекса», чтобы на углублённом уровне обучаться любимому делу.
«Программирование – это не столько про языки написания программ, сколько про решение логических задач, – говорит Дмитрий Бережной. – Любую задачку можно описать структурной блок-схемой. На каком языке это сделать – уже второстепенно, но тоже важно, потому что каждый из них по‑разному позволяет задействовать возможности компьютеров. А само приложение, его действия и их последовательность, входные и выходные данные – всё определяется логикой».
Юлия Манохина