Целительное пространство. Как в ракитянской библиотеке помогают особенным детям
«Белгородские известия» узнали о библиотерапевтической комнате, которую посещают ребята с лёгкими нарушениями в развитии
-
Статья
-
Статья
Летом прошлого года в детской библиотеке посёлка Ракитное открыли специализированное пространство для абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Кубик Рубика» получил субсидию из областного бюджета 500 тысяч рублей. Спустя семь месяцев активной работы с малышами и младшими школьниками сотрудники библиотеки пришли к выводу, что проект нужно развивать. Занятия оказались востребованными и эффективными.
Нуждаются в поддержке
«В 2015 году в нашей библиотеке появилась своя библиотерапевтическая комната, – рассказывает директор ЦБС Ракитянского района Галина Голева. – Мы тогда получили 250 тысяч рублей по проекту «Равные возможности», приобрели всё необходимое и начали заниматься с детьми. В прошлом году решили это направление немного обновить».
Для начала сотрудники библиотеки провели анкетирование родителей юных читателей и выяснили, что многие из них нуждаются в поддержке развивающих специалистов.
«По результатам анкетирования мы написали проект и подали заявку на областную субсидию от общества инвалидов Ракитянского района, – говорит Галина Ивановна. – Нашу заявку одобрили и выделили 500 тысяч рублей».
На эти средства закупили бизиборды, столы для рисования и два компьютера со специализированными программами для развития речи. Кроме того, благодаря субсидии библиотека смогла заключить договоры с тремя специалистами: психологом, логопедом и арт-терапевтом.
Отличные результаты
«Сегодня наши занятия регулярно посещают 19 человек, – замечает ведущий библиограф ЦБС Елена Святченко. – Это дошколята и младшие школьники. На первых занятиях они знакомились с педагогами, проходили тесты, и уже дальше специалисты составляли индивидуальные программы для занятий».
По словам Елены Владимировны, на занятия в «Кубик Рубика» приходят ребята с лёгкими нарушениями в развитии. Детей с более тяжёлыми диагнозами библиотека принять, к сожалению, не может, для этого нужно участие профессионального медработника.
«В основном у нас детки с нарушениями речи, – подчёркивает она. – Или это часто болеющие дети, которые постоянно сидят дома и становятся очень замкнутыми из‑за отсутствия социализации. И надо видеть, как они у нас раскрываются. Особенно на занятиях арт-терапией. Они не только рисуют, но и разговаривают потом, рассказывают, что каждый из них изобразил, почему выбрал эту тему, что он видит на картинке».
Как говорит Елена Святченко, после семи месяцев занятий и родители отмечают отличный терапевтический эффект. Дети стали общительными, открытыми, у многих ушли проблемы с речью.
«У нас есть, например, мальчик, он отличник в школе, но из‑за проблем с речью писал не очень грамотно, – рассказывает библиограф. – И вот логопед помог ему с этим справиться».
Развиваются играя
Занятия с психологом и логопедом у ребят проходят в закрытом режиме. На таких встречах посторонних нет. Специалисты активно используют компьютер, игровые программы для логопедических занятий. Одна из них оснащена микрофоном, чтобы ребёнок мог имитировать дуновение ветра или рык животного и прослушать потом, правильно ли у него получилось, а также для усвоения в игровой форме психологических сценариев, где дети изучают разные формы, цвета, правила поведения при необычных ситуациях и многое другое.
«Помимо компьютеров, с которыми детям очень нравится работать, мы используем также и всевозможные конструкторы, – говорит Елена Святченко. – Вспомогательный материал приносят и сами педагоги. Например, у нас есть карточки для артикуляционной гимнастики, их очень часто используют. Так же как и карточки для работы с трудными звуками. И детям это очень интересно, они буквально бегут в библиотеку».
«Даже после завершения занятий детки остаются у нас и играют, – замечает Галина Голева. – Кто‑то изучает бизиборд, кто‑то смотрит мультфильмы или читает книги. И очень важно, что дети общаются здесь именно в неформальной обстановке. Если ребёнка везут в медучреждение, получается совсем другое. Малыш чувствует, что это какое‑то лечение, закрывается, испытывает тревогу. Здесь у нас очень дружеская атмосфера, а потому дети расслаблены, играют и даже не замечают, что в процессе учатся, развиваются».
Проект «Кубик Рубика» завершается в апреле. Но сотрудники библиотеки убеждены, что как дети, так и их родители будут совместными усилиями продолжать занятия. Просто теперь они станут не бесплатными, а будут проводиться за символическую сумму, чтобы оплачивать работу педагогов.
«200 рублей – это не такие большие деньги, – замечает Галина Голева. – Тем более что они вкладываются в здоровье и будущее наших детей. «Кубик Рубика» ждёт не только тех ребят, с которыми работали педагоги, но и тех, кому нужна помощь и кто недавно узнал о проекте. А мы в свою очередь будем поддерживать развитие этого направления и дальше».
Анастасия Состина