Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2022,  11:41
 1783

Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных

5 октября в России отмечают День учителя

Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёныхФото: Ксения Мироненко
  • Статья
  • Статья

Накануне профессионального праздника «БелПресса» пообщалась с преподавателями физики и астрономии лицея № 9. Они раскрыли свои педагогические секреты, рассказали о работе учителя и поделились успехами учеников.

Самое важное – любовь к своей профессии

«Как любой педагог, я считаю, что мой предмет самый важный, – с улыбкой говорит учитель физики Юлия Поленова. – Физика – наука о наиболее общих законах природы, знание этого предмета позволяет человеку чувствовать себя уверенней в мире, понимать явления природы и процессы, которые в ней происходят».

Выбор будущей профессии для неё был очевиден: она родилась в учительской семье. Педагогами были бабушка и дедушка, а мама преподавала физику в этой же школе. 

«Я всегда хотела быть учителем!» – признаётся Юлия Евгеньевна.

По её словам, эта профессия даёт много положительных эмоций:

«Когда ты видишь горящие глаза детей, понимаешь, что действительно даёшь им что‑то полезное, нужное и интересное. Эти ощущения ни с чем не сравнимы».

 

 

Её ученики показывают свои глубокие знания в различных всероссийских, вузовских олимпиадах и конкурсах. Многие ребята с увлечением занимаются проектной деятельностью и принимают участие в сменах образовательного центра «Сириус» в Сочи.

«Я, конечно, горжусь своими учениками. Со многими из них мы поддерживаем общение даже после выпуска», – говорит учитель.

Юлия Евгеньевна с радостью показывает нам фотографию с бывшими учениками. Воспитанники лицея сейчас учатся в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга, многие решили связать свою жизнь с физикой и математикой. Иногда они проводят в лицее олимпиады уже в качестве наставников, делятся своими знаниями и опытом с подрастающим поколением. 

Есть школьники, которые начинают изучать физику с 5-го класса. Учителю важно их заинтересовать, поэтому на уроках часто проводят разные занимательные эксперименты. В старших классах ребята проявляют больший интерес к математическим расчётам, с каждым годом формулы становятся сложнее, а наблюдения – серьёзнее. 

Юлия Поленова уверена, что ученики сразу замечают интерес учителя к своему предмету и тоже начинают увлекаться этой дисциплиной. Поэтому очень важно любить свою профессию и постоянно развиваться в ней.

«Меня вдохновляют дети – как они растут, кем становятся, чего достигают, – признаётся учительница. – Мои достижения – это достижения моих учеников».

 

Юлия Поленова со своими учениками Юлия Поленова со своими учениками / Фото: Ксения Мироненко

Быть учителем – большая ответственность

«Важно всегда понимать, что в будущем даст детям не только твой предмет, но и твоё воспитание на уроке», – уверена учитель физики Евгения Щербакова

Большое влияние на выбор будущей профессии оказала первая учительница Евгении Станиславовны:

«В 4-м классе мы стали пионерами, я была вожатой в её классе. Всё время наблюдала за ней, видела, как она учит детей, как отдаёт им своё сердце. Именно тогда я и влюбилась в эту профессию». 

На уроках педагог часто использует приём наглядности, чтобы школьники лучше запоминали новый материал. Сложные физические процессы и законы старается объяснить с помощью примеров из повседневной жизни. 

«Если у ребёнка что‑то не получается, а потом он делает маленький шаг вперёд, бежит ко мне и говорит: «Я смог! Я решил!» – это, наверное, самая большая награда моего труда», – признаётся учительница.

 

 

Она часто проводит уроки-конференции, где ребята самостоятельно ищут интересную информацию для своих выступлений. Такой подход к обучению даёт отличные результаты. Каждый год её ученики с научными и изобретательскими работами представляют лицей на всероссийском уровне. Школьники участвуют в исследовательских конференциях «Шаг в будущее», «Большие вызовы» и др. 

«Первыми попробовали себя в роли исследователей мои ученицы Маша Боруха и Катя Болоцкая, – с улыбкой вспоминает Щербакова. – Мы с ними начинали с простейших опытов и исследований на школьном оборудовании. Школьницы много трудились и добились высоких результатов на всероссийских конференциях». 

Девушки давно выпустились из лицея и окончили университеты. Мария уже сама преподаёт в Санкт-Петербурге и с вдохновением передаёт свои знания ученикам.

Есть у Евгении Станиславовны и ученики-изобретатели. Например, у одиннадцатиклассницы Маши Высоцкой два изобретения представлены в «Школьном патенте», она получила признание на всероссийском уровне и в этом году была приглашена на конференцию в Государственную думу.

«Любое исследование – это долгий и кропотливый труд, – поясняет педагог. – Надо не только провести сам эксперимент, но и всё это красиво и интересно представить, полностью владеть знаниями в этой теме, быть готовым ответить на любой дополнительный вопрос. Я восхищаюсь своими учениками!»

 

Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных - Изображение Фото: Ксения Мироненко

«Не я выбрала профессию, а она меня» 

Учитель физики и астрономии лицея Надежда Ульянова уверена:

«Астрономия – наука очень интересная, она связана со многими другими дисциплинами. Я бы сказала, что астрономия наполовину физика, наполовину математика, ещё чуть-чуть химии и философии». 

Надежда Павловна окончила физический факультет университета по специальности «астрономия», с самого детства увлекалась этой наукой и до сих пор восхищается красотой звёздного неба. 

«Жизнь сложилась так, что я пошла работать в школу да тут и осталась, – признаётся учительница. – Не я выбрала профессию, а она выбрала меня!»

В лицее Надежда Ульянова работает больше 30 лет. За это время она подготовила около 200 победителей и призёров областных олимпиад, 40 её учеников заняли призовые места на всероссийских олимпиадах, а 9 школьников отлично проявили себя на международных олимпиадах по астрономии. 

«Все мои ученики очень разные, – отмечает преподаватель. – Я всю жизнь учусь у детей, а они учатся у меня. В этом сотрудничестве и проявляется наша успешность». 

 

 

Бывшие школьники не забывают свою учительницу. Часто звонят, приходят на занятия астрономического кружка, чтобы поделиться знаниями и умениями. 

«Вот недавно приходил Павел Усачёв, – с улыбкой вспоминает Надежда Павловна. – Он окончил астрономическое отделение Санкт-Петербургского университета, сейчас учится в аспирантуре. Оказался в Белгороде и предложил прочитать несколько лекций ребятам». 

Выпускник лицея трижды был призёром всероссийской олимпиады и дважды серебряный призёром международной олимпиады по астрономии. Ребятам, которые сейчас только начинают свой путь в научной деятельности, было очень интересно послушать молодого наставника. 

Несколько раз в неделю Надежда Ульянова проводит занятия астрономического кружка. Здесь школьники не только изучают теорию, но и применяют свои знания на практике. С помощью телескопов увлечённо рассматривают звёздное небо, галактики и планеты. Изучают глобус Луны, Марса, глобус небесной сферы, а также пользуются мини планетарием. 

«Занятия у нас проходят в дружественной обстановке, – рассказывает учительница. – Все задачи мы решаем коллективно». 

В кружке занимаются ученики разного возраста, старшие ребята часто помогают младшим, делятся с ними новыми знаниями и наблюдениями.

«Для учителей очень важно понимать, насколько важна их миссия, насколько сильно она влияет на мировоззрение детей, определяет их дальнейшую судьбу», – уверена Надежда Павловна.

Ксения Мироненко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×