«Ведь я уже делал уроки вчера». Что вспоминают о школе известные белгородцы
Немного ностальгии от героев «БелПрессы»
-
Статья
-
Статья
Первая учительница, наглаженная и не очень удобная форма, новая обязанность делать уроки и запах цветов – прочтёте нашу подборку и наверняка вспомните свою школу.
Антон Иванов, мэр Белгорода:
«Я вырос в семье военного и за годы учёбы поменял шесть школ, поэтому для меня 1 сентября часто означало новую школу, новый класс, новые впечатления. И этот день я всегда ждал с нетерпением.
Сам день 1 сентября на моей памяти всегда какой‑то солнечный, погожий. Уроков нет, прошли первые ознакомительные занятия, ты встретился со старыми друзьями или познакомился с кем‑то – и в 12 часов ты свободен. И ты идёшь домой и понимаешь, что у тебя ещё есть полдня перед учёбой, которые ты можешь провести так, как хочешь».
Оксана Катанская, артистка БГАДТ им. М. С. Щепкина:
«Самый первый День знаний запомнился мне холодом и сильным ветром.
Фотографии с того дня меня очень веселят. На них я в новой красивой форме, на голове красивая заколка, но дрожу и ёжусь от холода, волосы растрёпаны. Как ни старалась мама уговорить меня улыбнуться, ну или хотя бы придать лицу менее страдальческое выражение, ничего не вышло: «Мне здесь не нравится, заберите меня отсюда».
На самом деле всё, конечно же, было торжественно и празднично, но по фото этого не скажешь. Тут на фото начало праздника, и я просто «не улыбаюсь».
Тимур Халиуллин, органист Белгородской филармонии:
«Я помню свой первый День знаний, запах цветов. Помню свой первый костюм, который поначалу мне было надевать так неудобно, некомфортно.
Но главное воспоминание о 1 сентября – осознание того, что в школу нужно пойти не только в этот день, но и во все остальные дни тоже. Я плакал, когда мама заставляла меня делать уроки, и говорил: «Ну как же так, ведь я их уже делал вчера!»
Тогда же у меня началась музыкальная школа по классу фортепиано – много часов труда за инструментом, с книгами, а на это нужно время.
В учёбе я отличался прилежностью, но знания давались мне с большим трудом, особенно на начальном этапе. Больших успехов я не показывал. Каким‑то забиякой в школе я, конечно, не был. Но любил делать что‑то нестандартное: залезать на деревья, сбегать с территории школы.
Дружбы с одноклассниками я не завязал, да и немудрено: в начальной школе я менял класс четырежды. Сначала учился в обычном классе, потом на два года попал в татарский класс – учил сам язык и некоторые предметы на татарском. Затем вернулся в свой первый класс и, наконец, перешёл в класс английского.
В итоге начальная школа дала мне главное: я понял, что не хочу быть, как все. Мне не нравилось то, что одноклассники не любили музыку. Я был единственным мальчиком, кто ею занимался. И пообещал себе, что никогда не стану таким, как другие. Такая родилась амбициозная цель – и я её добился.
Очень тёплые воспоминания сохранил о первой учительнице – Надежде Семёновне. Сохранилась фотокарточка с 1 сентября: я в огромных очках, в том самом неудобном костюме – и она, Надежда Семёновна, учительница первая моя».
Вячеслав Воробьёв, ветеран ОМОНа, Герой России:
«Я окончил среднюю школу № 19 в Белгороде. Помню, что на моё самое первое 1 сентября была страшная жара.
Ещё до сих пор помню формулу по вычислению дискриминанта и всё жду, когда она мне в жизни пригодится».
Евгения Кондратюк, директор фонда «Святое Белогорье против детского рака»:
«В первый класс я пошла в 1986 году в белгородскую школу № 8. К этому моменту умела и читать, и писать, поэтому учебный процесс для меня был скучным. Но мне разрешали читать книги на уроках, так что я благодарна учителям.
1 сентября выдалось солнечным. У меня была коричневая школьная форма. В то время носила длинные волосы, поэтому на голове сделали два барашка с бантами. Ещё я была в очках. А бабушка мне связала гольфы крючком. Провожали меня на линейку мама, дедушка и бабушка. Всё было очень торжественно. Мне кажется, что тогда этому придавалось даже больше значения, чем сейчас.
Ещё помню, что 1 сентября мы рисовали птицу мира – голубя – в альбоме. Я напачкала карандашом. Голубь у меня получился некрасивым – даже расплакалась. Учительница меня успокаивала.
О начальной школе сохранились тёплые воспоминания. Успела побыть и октябрёнком, и пионером. Первую мою учительницу звали Галина Михайловна. Это была добрая пожилая женщина.
В 3-м классе мне из Германии привезли джинсы и водолазку. В них я явилась на линейку, тайком от мамы. Случился скандал. После этого меня чуть не исключили из пионеров.
В начальной школе я была круглой отличницей, получала похвальные листы. В старших классах перевелась в школу № 45».
Андрей Божко, руководитель Белгородской общественной организации «Общество любителей древней истории»:
«1 сентября 1992 года я переступил порог Колыхалинской начальной школы. Наше село Колыхалино входит в состав Шелаевского сельского поселения Валуйского округа.
Мои впечатления от этого далёкого дня сохранились на фотографиях. Вот я стою, маленький, скромненький мальчик, с букетом тюльпанов – мама собрала их на огороде. Новый костюмчик, туфельки, этакая стрижка под горшок. Мама специально отвезла меня для этого в райцентр, в парикмахерскую возле валуйского жд/вокзала. Обычно стриг наш сосед, но это было нечто.
Начальная школа в Колыхалино была совсем маленькая. На других фотографиях этого дня видно: всего нас было 34 человека – и учеников, и учителей. Из них 7 первоклассников и моя первая учительница по имени Раиса. Очень тёплые от неё впечатления. Жаль, что после 1-го класса она почему‑то ушла из школы, и нам дали новую классную руководительницу.
Настоящая семейная атмосфера – это большое преимущество миниатюрной школы в селе. С утра всей школой выходили на обязательную зарядку, потом шли на завтрак… Помню прекрасные, толстые оладьи, которые мне нравились на протяжении всех четырёх классов.
На переменках мы вместе носились, играли в прятки в зарослях у школы. Сама школа была недалеко от моего дома. Фактически стала вторым родным домом.
А ещё, разумеется, в образовательном плане к каждому из нас был обеспечен сугубо индивидуальный, внимательный подход, более тщательный, чем в классах с большим числом учеников. В Колыхалинской начальной школе нас прекрасно подготовили, и затем уже в пятом классе в Шелаевской школе у меня не было трудностей.
В те времена мы ходили в Шелаево 2 км пешком или на велосипедах. Это сейчас уже везде есть школьные автобусы. Кстати, теперь все маленькие колыхалинцы ездят на них в Шелаевскую школу. А нашей начальной школы уже нет – в её здании расположился детский садик».
Сергей Тетюхин, олимпийский чемпион, директор ВК «Белогорье»:
«Когда шёл впервые в школу, помню, что точно волновался. После детского сада идёшь в новую жизнь, много новых ребят. По‑моему, с одним пареньком, с которым мы были в детском саду, пошли вместе в один класс. А остальные все новые ребята. Но прошло буквально 4–5 дней, и все уже стали закадычными друзьями. Дети же быстро знакомятся и находят общий язык.
Всегда после трёхмесячных каникул возвращался в школу с большой радостью. Скучал по одноклассникам. Когда ты их не видишь три месяца, интересно посмотреть, кто как изменился. Обычно за лето все менялись, вырастали.
Скучал по учителям. Я прямо летел в школу 1 сентября. А особенно первая неделя вообще проходила с огромным удовольствием: со всеми встретишься и не можешь наговориться. У меня самые положительные и добрые воспоминания.
И спорт абсолютно не отдалял меня от школы, не мешал. Тем более тогда же ещё не было какого‑то профессионального уровня. Тренировались в свободное от учёбы время, и не было какого‑то жёсткого графика. На соревнования ездили на каникулах. Учёбе, конечно, уделяли основное внимание».
Подготовили Олег Гончаренко, Анна Черкашина, Елена Коржова, Оксана Придворева, Сергей Белых