Тренируйся лучше на Грише. Чему учатся в медклассе школы Красногвардейского района
«Белгородские известия» побывали в ливенской школе № 1, где в январе получили новейшее оборудование для освоения азов медицинской профессии
-
Статья
-
Статья
В 2021 году региональное правительство выделило больше 60 млн рублей на организацию медицинских классов в 15 учебных заведениях области.
Единственный в районе
В просторном и светлом медклассе буквально все столы уставлены приборами, макетами, наглядными пособиями и тренажёрами. Носилки, перевязочные материалы, пульсоксиметры, микроскопы, тонометры — всё это лишь малая часть того оборудования, которое теперь могут осваивать школьники.
«В нашем учебном заведении 217 учеников, – рассказывает замдиректора ливенской школы № 1 Людмила Железнякова. – В медклассе с сентября учатся семь человек. Но процесс у нас постоянно идёт: мы заключили договоры о сетевом взаимодействии и получили заявки от пяти близлежащих школ Красногвардейского района, так что медкласс в перспективе будет расширяться. Пока в нашем районе такой класс единственный, а потому и желающих учиться в нём довольно много».
По словам Людмилы Ивановны, уже достигнуто соглашение с Валуйским колледжем, откуда в Ливенку будет приезжать преподаватель. Благодаря такому взаимодействию после окончания школы ученики медкласса смогут получить свидетельство младшего медицинского персонала и профессионально оказывать первую помощь. Ливенская школа уже не первый год обучает трактористов и швей, так что опыт специализированной подготовки здесь на высоком уровне.
Разработаны специальные программы, которые после получения оборудования и увеличения количества учеников будут корректировать и дополнять.
«Надо сказать, что мы уже организовывали для школьников медицинские мастер-классы, – подчёркивает Людмила Железнякова. – К нам приезжал фельдшер скорой помощи, а также волонтёры медицинского института БелГУ. Они помогли разобраться со всем оборудованием и сказали, что немного нам завидуют, ведь даже у них нет таких современных тренажёров».
Семейное дело
Десятиклассница Юлия Михайлова в прошлом году перевелась в ливенскую школу № 1 именно для того, чтобы учиться в медклассе. Она признаётся, что видит себя только в медицине. Говорит, это уже семейное дело – папа больше 30 лет трудится фельдшером, а старшая сестра не так давно отучилась на офтальмолога. Мама Юли хоть и не врач, но горячо поддерживает стремление дочери и искренне надеется, что после окончания школы выпускники медклассов не останутся без поддержки и смогут занять бюджетные места в медицинском институте БелГУ. А пока Юля проводит всё свободное время только за изучением тренажёров и диагностических приборов. Теперь она с лёгкостью измеряет давление, берёт кровь на сахар и делает кардиограмму.
«Планы, конечно, поступать в медицинский, – рассказывает десятиклассница. – Ведь медицина мне нравилась с самого детства. А тут теперь мы можем всё это наглядно изучать. Если б было больше времени, я бы из медкласса вообще не уходила. Как только привезли всё это оборудование, мы с некоторыми ребятами здесь буквально поселились. Поначалу ничего не понимали, вместе с педагогами, волонтёрами разбирались, теперь освоились».
Юля надевает белый халат и проводит нам короткую и очень увлекательную экскурсию по классу.
Помогите Грише
Проходим мимо двух скелетов, у которых подписана буквально каждая косточка, и оказываемся у специального стола с тренажёрами. Они представляют собой электронную модель человека, которую можно даже подключить к ноутбуку.
«Это всё Гриши, так мы их зовём, – улыбается Юля. – Они предназначены для отработки навыков оказания первой помощи. Всё здесь устроено, как у человека: можно прощупать пульс, услышать сердцебиение, и, когда помощь оказана правильно, у Гриши начинают светиться глаза. Это, наверное, самое сложное устройство из всего оборудования, мы очень много времени уделяем отработке навыков именно на этих тренажёрах».
Как рассказывает Юля, Гришу можно подключить к ноутбуку, тогда на экране высветятся все параметры, запустится таймер, а главное, обозначатся ошибки, которые ученик допустил при оказании помощи. Например, слишком слабый вдох во время реанимации. Вообще, Гриша работает в пяти режимах. Например, его можно вывести из состояния клинической смерти, остановить кровотечение из бедренной артерии и т. д.
Юля признаётся, что воскресить Гришу у неё получилось далеко не сразу. Отрабатывать навыки пришлось довольно долго. Но это и хорошо, говорит она. Ведь в жизни тоже всё оказывается не так просто.
Готовы ко всему
Дальше мы подходим к микроскопам. Всего их 15, так что заниматься с ними одновременно может целый класс. Причём эти приборы используют не только в медклассе, но и на обычных уроках биологии. Рассматривают срезы овощей, крылышки и лапки тараканов, мух. Юля говорит, что это интересно абсолютно всем, даже тем, кто не интересуется медициной.
«А здесь у нас тренажёры для внутривенных и внутримышечных инъекций, – продолжает экскурсию десятиклассница. – Сложные, но мы уже приловчились находить вену. Примечательно, что на одном тренажёре вены хорошие, а на другом довольно плохие. Так что всё как в жизни».
Есть в медклассе и другие тренажёры, например для взятия мазка из полости рта и носа, промывания желудка с помощью зонда, для удаления инородного тела из дыхательных путей, остановки кровотечения из носа и обработки ран, ожогов и порезов.
На полу на носилках лежит ещё один Гриша. Он устроен немного иначе, его грудная клетка открывается, чтобы ученики могли изучить внутренние органы человека и их расположение. Выглядит жутковато, но школьники вполне привыкли к такому.
Мотивация и поддержка
Ещё один большой стол отдан под всевозможные диагностические приборы. Здесь есть и электрокардиограф, и тонометр для измерения давления, и глюкометр, с помощью которого Юля быстро и безошибочно определяет уровень сахара в крови.
«Хотите, я вам сатурацию измерю?» – спрашивает Юля, доставая пульсоксиметр.
Я с удовольствием соглашаюсь, у меня такого прибора дома нет.
Юля делает всё быстро и ловко и через несколько секунд озвучивает результат:
«Всё хорошо, 97, – со знанием дела говорит она. – От 95 до 100 считается нормой».
Дальше подходим к говорящему стенду. В него загружена медицинская теория по разным направлениям, есть и режим контроля, чтобы проверить свои знания. Всё устроено наглядно, интересно и понятно.
«Есть у нас даже свой дефибриллятор, – с восторгом делится Юля. – С ним мы тоже уже пробовали работать. Там свои правила безопасности, ведь это работа с электричеством. Нельзя, например, трогать пациента и провода при его использовании. Это всё безумно интересно!»
В это последнее утверждение Юли очень легко поверить. Мы здесь, как в интерактивном музее, где можно не только смотреть, но и трогать каждый экспонат. С той лишь разницей, что это не экспонаты, а реальное медицинское оборудование, которое помогает школьникам определиться с выбором будущей профессии и даёт достаточную мотивацию, чтобы посвятить медицине свою дальнейшую жизнь.
Анастасия Состина