За партами – взрослые. Сколько вечерних школ осталось в регионе и кто поступает в них
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В этой школе выпускной не одиннадцатый, а двенадцатый класс. За партами в основном подростки. Но есть и те, кто годится им в родители, а порой и в бабушки-дедушки. Это – белгородская средняя общеобразовательная школа № 14. До недавних пор школы, где учились взрослые, совмещая работу с образованием, назывались вечерними.
До 1987 года в Белгороде таковых насчитывалось восемь. В 90-е годы после реформы образования острая необходимость в вечерних школах отпала, их стали повсеместно сокращать и объединять. С 2010 года в городе работает единственная вечерняя школа. Только называется теперь по‑другому. Пять лет назад в связи с изменениями в законодательстве её переименовали в среднюю общеобразовательную школу № 14. Сегодня это единственная школа региона, где среднее образование получают взрослые.
Берём всех
Школа № 14 находится на первом этаже обыкновенной четырёхэтажной панельки. Экскурсия, которую проводит директор Валентина Быканова, не занимает и пяти минут. Мы быстро заглядываем в пять светлых кабинетов. Ни привычного актового, ни физкультурного залов нет. Раньше у каждой вечерней школы было собственное здание на 400–500 человек. А сейчас тут всего 157 учеников. Большая часть – молодёжь. Днём – продавцы, грузчики, домохозяйки, молодые мамы, а вечером – школьники. Но есть и те, кто постарше. К примеру, в прошлом году выпустили 70-летнюю ученицу. Появилось свободное время, и человек захотел ликвидировать пробелы в знаниях. За парту может сесть любой: даже пенсионный возраст не может стать преградой. Нередко приходят и 30–40-летние. Они ушли из школы после девятого класса, стали работать, а спустя годы решили, что нужно среднее образование, – без этого профессиональный рост невозможен. Много ребят после армии. Повзрослев, поняли, что без образования никуда.
— Среди 157 учащихся 47 – несовершеннолетние, вчерашние ученики других городских школ. Почему они пришли к вам? – задаём вопрос директору.
— Одни, окончив девятый класс, не поступили на бюджет в колледжи и училища, другие решили совмещать учёбу и работу. Есть ребята, которым из‑за слабой учёбы трудно учиться в обычной школе. Некоторые из‑за конфликтных ситуаций категорически отказываются ходить в прежнюю школу.
Какими бы ни были причины, мы берём всех, даже с неважной дисциплиной. Наша школа для таких подростков – последняя надежда получить образование.
Три вместо двух
— Ваше преподавание отличается? Может, меньше предметов или часов? Ведь отличники и хорошисты к вам не рвутся.
— У нас очно-заочная форма обучения, срок, которой увеличен на год, поэтому есть двенадцатый класс. Образовательная программа соответствует федеральным стандартам, количество предметов и часов такое же.
— Вам, как никому, видно, как непросто тем, кто окончил школу много лет назад и опять берёт в руки учебник. Как восполнить пробелы в знаниях?
— Обычному педагогу было бы сложно, но у нас преподают те, кто знает, как решать эти проблемы. Случайных специалистов нет. Практически все долго работали в системе вечернего образования. Знают, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход.
Очень удобно, что классные параллели есть в первую и во вторую смену. Можно приходить на занятия к девяти утра или во вторую смену к четырём вечера. Гибкий график посещений позволяет взрослым меньше зависеть от того, когда заканчивается работа или есть ли кому посидеть с детьми.
— А что делать с подростками? Они почти взрослые люди, изменить их мировоззрение, отношение к учёбе в этом возрасте непросто.
— Многим элементарно не хватало внимания, и учителя стараются мотивировать их, поддерживать. В моём кабинете всегда открыта дверь, дети знают, ругать их не будут: я давно поняла – это бесполезно. Лучше дать выговориться, а потом вместе решить, как исправить ситуацию. С подростками постоянно работают социальный педагог и педагог-психолог.
После колледжа в школу
— Нередкая ситуация: подросток поступил в колледж, а через пару лет бросил его. Не возвращаться же в школу?
— Таких у нас немало. Как правило, они приходят в 12-й класс, поскольку за время учёбы в колледже программу общей школы в основном изучили. Кроме того, студентов колледжей могут зачислить к нам в качестве экстернов. Они проходят промежуточную и государственную итоговые аттестации по образовательным программам среднего общего образования. В год с этим вопросом обращаются 8–12 человек. В прошлом году две студентки медколледжа, проучившись там два курса, сдали ГИА в форме ЕГЭ и поступили в медвузы.
— Ваши выпускники тоже получают высшее образование?
— Их, конечно, меньше, чем в обычных школах, но они есть. В вузы поступают до 19 % наших выпускников. Чаще выбирают местные вузы, но есть те, кто целенаправленно готовится и поступает в другие города: Рязанскую академию ФСИН, Курский медуниверситет, Петровский колледж в Петербурге. Есть успешно окончившие два вуза. Среднее специальное образование получают 17 %. Многие относятся к учёбе осознанно. Они уже понимают, чем хотят заниматься и какое образование понадобится. Жизнь дала им второй шанс, и они его не упускают. Мы же стараемся максимально помочь.
— Как успевать по предмету, который изучал несколько лет назад? – задаём вопрос уже учителю химии.
— На первых уроках я проверяю уровень знаний и понимаю, кто что может, – отвечает Юлия Головкова. – Ребятам с высоким уровнем даю тестовые задания, а с остальными возвращаемся к изучению опорных знаний, которые есть в любом предмете. С помощью карточек-информаторов начинаем с азов, например, строения атомов, таблицы Менделеева. А если ученик понял строение атомов, он распишет любой элемент, и руку будет тянуть, чтобы его к доске вызвали. Главное, чтобы было желание учиться. Тогда никакой перерыв в учёбе не страшен.
Говорят ученики
Илья Лисицин, ученик 10-го класса:
«В 2020 году я планировал поступить в колледж, забрал документы из школы. А так как летом подрабатывал, случайно пропустил время, когда их надо было сдавать. Поэтому поступил в эту школу. В своё время её окончили два моих старших брата. Мне нравится, что здесь небольшие классы и есть время общаться с учителями. А они у нас классные. В прежней школе я скептически относился к некоторым предметам, а здесь понял: физика и химия – это круто».
Анна Дмитриева, 38 лет, учится в 11-м классе:
«Учиться мне не нравилось и я, окончив девятый, без сожаления ушла из школы. И только потом поняла, что образование – это не оценки в дневнике, а развитие. Сейчас с удовольствием решаю примеры и с упоением читаю классику: «Преступление и наказание», «Войну и мир». А как интересен русский язык! Теперь я знаю, что из‑за юношеского максимализма многого сама себя лишила. Конечно, в десятом классе было непросто, многое забылось, но учителя проводят дополнительные занятия и доступно объясняют. Моя дочь тоже учится в одиннадцатом классе, и когда прихожу на родительские собрания, вижу другую школу, где никто особо не хочет вкладываться в учеников. Тем более речь не идёт о бесплатной внеурочке. Здесь же, мне кажется, я вернулась в школу своей юности. Уверена, таких педагогов, как у нас, нигде нет. Я пришла для саморазвития, но не оставляю мысль, что, сдав ЕГЭ, поступлю в колледж и со временем буду заниматься с дошкольниками. Это моя мечта. А без образования могу претендовать только на простую физическую работу. Муж вначале был против: дом, семья, что тебе ещё надо? Теперь поддерживает. А вот когда сдам ЕГЭ, думаю, ещё будет мною восхищаться».
Справка
В СССР вечерние школы назывались школами рабочей молодёжи. Организованные в 1944 году, они многим позволили в конце войны и в послевоенные годы, работая, получить образование. Затем их реорганизовали в вечерние школы.