В этом же положении сказано, что все нюансы – от цвета и фасона до особых отличительных знаков – определяются на уровне образовательного учреждения. То есть то, в чём ребёнок будет ходить на уроки, решает школьная администрация, совет школы либо родительский комитет.
Все как на подбор
В белгородской школе № 45, где все классы, начиная с пятого, кадетские, выбора, что надевать на уроки, нет. В пятом классе ребята получают список, согласно которому родители приобретают им форму.
В списке – брюки (для девочек – брюки и юбки), кители, рубашки, аксельбанты, береты, форменные тенниски с надписью «МЧС России». Как и положено в случае с форменной одеждой, все нормы прописаны строго:
«Юбка трёхшовная с притачным поясом и шлицей в среднем шве».
Администрация школы проводит лишь презентацию и разъяснительную работу. В дальнейшем же заботы о том, где раздобыть форму, ложатся на родительский комитет каждого отдельного класса – именно он выбирает, в каком ателье будут шить одежду. Впрочем, если кто‑то находит свой путь, скажем, обращается к знакомой швее или решает пошить одежду самостоятельно – это вовсе не возбраняется. Так как форма единого образца введена в школе уже много лет, в городских ателье уже знают, что от них требуется и как должен выглядеть окончательный вариант костюма, достаточно лишь снять мерки.
«У нас никогда нет проблем с ношением формы, все дети носят костюмы с удовольствием и гордостью. Мы мотивируем школьников, рассказываем о достижениях, которых добились ребята, носившие такую же форму», – рассказывает заместитель директора школы № 45 Елена Марусина.
Оксана Семёнова – мама девятиклассника 45-й школы. Говорит, что очень довольна системой с кадетской формой: не надо думать, что покупать, да и обновлять гардероб не нужно каждый год, достаточно докупить то, что износилось, или, скажем, удлинить брюки.
«Централизованно мы шили форму только первый раз, потом заказывали по мере необходимости. Тогда, четыре года назад, шили в ателье «Фея», ткань была на выбор: или полиэстер (подешевле), или полушерсть. Централизованно мы заказывали полиэстер. Там же нам нашивали шевроны и цепляли петлицы. Формы хватает на два-три года, в зависимости от того, как быстро растёт ребёнок», – рассказывает Оксана.
Смотрите, идёт лицеист!
В лицее № 32 централизованно форму не шьют, более того – к ней вообще нет жёстких требований: важно лишь, чтобы стиль был деловым, цвет костюма – тёмным. Однако отличить лицеистов среди прочих можно легко: по специальному шеврону с гербом лицея. На гербе изображено дерево, на листках дерева – атом, шестерёнка и компьютер как символы науки, инженерии и информационных технологий.
Директор 32-го лицея Николай Перестенко сам был инициатором появления шевронов. По его мнению, такие нашивки дисциплинируют, учащиеся осознают, что они являются лицом своей школы. Поэтому в общественных местах стараются вести себя достойно, а на общегородских мероприятиях, вроде вручения именных стипендий, с гордостью несут лицейский герб.
«Однажды на публичном мероприятии ко мне подошла пожилая женщина и поблагодарила за моих учеников. Рассказала, что ехала с ними в одном автобусе, они уступили место и помогли донести тяжёлые сумки. А то, в какой школе учатся мальчики, она узнала как раз таки по нашивкам на их рукавах», – вспоминает Николай Васильевич.
Шеврон обходится родителям всего в 70 рублей, приобрести его можно прямо в школе. Некоторые предпочитают брать сразу несколько штук, чтобы нашить на разные элементы одежды. Носят такие шевроны как первоклашки, так и ученики выпускных классов. А саму форму и то, где её покупать, каждый родитель выбирает самостоятельно.
«Когда мы создавали положение о форме, у нас не было цели сделать детей одинаковыми. Все они одеваются по‑разному, каждый в чём‑то может выделиться. Однако сам термин «деловая одежда» держит ребят в рамках, не позволяет бравировать социальным статусом, выпячивать какие‑то увлечения, это они могут сделать и во внеурочное время», – говорит заместитель директора лицея №32 Светлана Павлова.
Неповторимая клеточка
В 12-й гимназии Белгорода долго не могли определиться с выбором формы, но в итоге нашли свой идеальный вариант. Младшеклассников всегда можно выделить в толпе по костюмчикам в классическую шотландскую клетку. У девчонок – клетчатые сарафанчики, у мальчишек из такой же ткани стильные галстуки, дополняющие тёмно-синий костюм. В магазине такую форму просто так не купишь – приходится шить.
Уже много лет гимназия сотрудничает с ателье «Перемена», там чётко знают, какой именно костюм надо пошить, им не надо долго объяснять и рассказывать. Однако не все родители шьют форму централизованно. Кто‑то находит свои мастерские и своих портных.
«Для нас важно лишь, чтобы внешний вид соответствовал», – говорит директор гимназии Раиса Норцова.
«Когда мы шли в первый класс, нам дали список, что нам необходимо. В случае с девочкой это сарафан (для повседневной носки можно юбку), блузка и специальное жабо. Мы пошли в указанное ателье и сшили для дочери сарафан. Позже оказалось, что такую форму можно сшить и в других ателье, и ту же блузку мы брали в другом месте. Визуально форма нам, конечно, нравится, хотя, если б была возможность выбрать, я взяла бы что‑то более практичное. Здесь очень много плиссировки, утомительно отглаживать», – говорит мама второклассницы гимназии № 12 Ольга Барабанова.
Строгой формы в 12-й гимназии придерживаются только в начальной школе. Дальше в ход идёт всё та же стандартная формулировка: «деловой стиль».
Как правильно выбрать форму?
Даже если строгих рекомендаций для подбора формы администрация школы не даёт, подобрать одежду для школьника – задача не самая простая.
Такие советы к выбору формы родителям дают в областном Роспотребнадзоре:
- Выбирать школьную форму нужно с ребёнком. Одежда должна нравиться школьнику, только тогда он будет себя чувствовать комфортно. Самое главное правило при выборе – одежда не должна стеснять ребёнка в движениях, ведь вне уроков он активно двигается.
- Все ткани, из которых шьют форму, должны обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, влагопоглощением, минимальным показателем токсичности. Если говорить проще, ткань должна хорошо пропускать воздух и поглощать влагу. Важно, чтобы ткань была не слишком тонкой, иначе колени и локти быстро вытрутся и форма потеряет внешний вид.
- При покупке формы обратите внимание на внутренние и внешние швы: насколько ровно проложена строчка, красиво ли лежат борта, хорошо ли отстрочены карманы, не торчат ли нитки. В данном случае речь идёт не только о красоте наряда, а ещё и о качестве изготовления одежды. Не стоит покупать форму с кривыми строчками и прорехами в швах подкладки. Ребенок будет активно двигаться в этой одежде, и риск, что с таким качеством пошива она порвётся в течение первых месяцев, достаточно высок. А деньги за покупку вам в таком случае уже не вернуть.
- Одежда должна сидеть по фигуре, но не сильно облегать, складки должны быть прямыми и не расходиться. Висящие рукава или очень длинный пиджак недопустимы. Помните, что длина пиджака не должна превышать длины вторых фаланг пальцев кисти рук. При примерке попросите ребёнка согнуть руки в локтях, поднять руки, присесть. Это нужно для того, чтобы проверить, как будет растягиваться ткань, будут ли ему мешать складки во внутренней части локтевого сгиба, будет ли давить пояс, когда ученик будет сидеть за партой.
- Ткань должна содержать от 30 до 35 % синтетического волокна (возможен полиэстер) для блуз и сорочки, до 55 % – в костюмном комплекте. Это связано с тем, что, если ткань будет полностью натуральной, она очень быстро износится, постоянно будет мяться. При этом если изделие будет полностью из синтетических волокон, тело ребёнка не будет дышать, начнёт потеть. Возможна аллергия.
- Покупая школьную форму, не стесняйтесь спрашивать документы, подтверждающие её качество и безопасность. Сейчас для детской одежды и обуви как отечественного, так и импортного производства таким документом является сертификат соответствия, для нижнего белья – свидетельство о государственной регистрации.
Алина Борисенко
Как показывает практика, малышей заставить носить форму куда проще. А что же думают о форме старшеклассники? Во что бы хотели одеваться на занятия, если бы имели право выбирать?
Юлия Боброва и Настя Боброва, гимназия № 3, Белгород:
«В нашей школе форма единая. Для девочек это чёрная юбка и однотонная светлая блузка. В штанах, к сожалению, нельзя. А у мальчиков – чёрный костюм и светлая рубашка.
Хотелось бы, чтобы школьная форма была более свободной. Хотя бы чтобы можно было ходить в брюках! Зимой, например, холодно ходить в юбке, приходится надевать под низ лосины, а в школе их снимать. Из‑за этого теряется очень много времени, и это неудобно».
Ольга Алцыбеева, школа № 11, Белгород:
«У нас в школе девочки ходят в платьях с белыми или чёрными фартуками. Я не имею ничего против школьной формы, однако было бы лучше, если бы просто ввели правило «чёрное – белое»: чёрный низ, белый верх. Тогда бы я смогла ходить в пиджаке и брюках».
Соня Серповская, школа № 28, Белгород:
«Если в школе проходит какое‑либо важное мероприятие, на котором все должны выглядеть более или менее одинаково, мы одеваемся а-ля «белый верх и тёмно-синий низ». Но вообще в моей школе нет определённого вида формы, мы можем прийти на уроки абсолютно в любой одежде. Несмотря на это, я стараюсь выглядеть не слишком броско и вычурно».
Родион Томов, Центр образования № 1, Белгород:
«Для меня школьная форма – это неотъемлемая часть школьной жизни и школы в целом. Я считаю, она нужна, так как показывает равенство всех учеников между собой. Если бы не было никаких правил, то, скорее всего, одевался бы в обычную одежду, по случаю или по погоде».
Опрос подготовили Анастасия Болгова, Андрей Белогорцев