Как школьники из села Сетище учатся быть блогерами
«Белгородские известия» рассказывают, как в Сетищенской школе Красненского района видеоролики снимают
-
Статья
-
Статья
Подростковое смущение на камеру и меньше минуты на всё про всё – новый учебный год в Сетищенской основной школе начали с премьеры. В эфир на официальную страницу учебного заведения в соцсети «ВКонтакте» вышли несколько видеороликов #на_лайфхаке. Такой, если переводить на русский язык, блог советов школьники завели вместе с директором Анной Головиной.
Первый сезон
Мы приехали в Сетище в начале сентября, и тогда зрители увидели только три видеоролика школьной творческой студии, четвёртый был в производстве.
«Запустились мы в конце августа, – рассказывает Анна Головина. – Наши ученики за лето соскучились по школе, друг по другу и пришли со своей идеей снимать ролики ко мне. Я сразу спросила: «Какие?» – «Какие‑нибудь лайфхаки». Это первое слово, которое прозвучало. Лайфхак сейчас у каждого на слуху, слово молодёжное, а ролики наши предназначены для школьников».
Так и появилось название #на_лайфхаке. С форматом тоже определились быстро: короткие ролики с концентрированной, но не лишённой юмора подачей информации.
«Решили, что это будет не масштабное телевидение, потому что внимание детей около 30–40 секунд сфокусировано на определённой теме, – объясняет Анна Викторовна. – Привлекли педагога-психолога, она нам посоветовала, какой объём времени на что потратить».
Планёрки студия проводит в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Его в школе открыли в сентябре прошлого года. Оборудование, кроме собственных телефонов, для съёмок и монтажа используют тоже школьное. Всего хватает, рассказывает Анна Головина. Кроме фотоаппарата и ноутбуков, из техники в арсенале школы пять квадрокоптеров. Школьники учатся ими управлять, летом теорию проверяли на практике, а в будущем, планирует Анна Викторовна, будут снимать, к примеру, школьные соревнования на стадионе.
«Теперь любимый кабинет, – говорит директор у двери в «Точку роста». – Тут нас и ждёт творческая команда недавно зародившегося проекта. Это Анна Сарибекян, Варвара Мишукова, Дарья Закурдаева, Дарья Головина, Дмитрий Назаров и Серож Сарибекян».
Сами себе режиссёры
«У нас тут равноправие: кто‑то предлагает идеи, кто‑то снимает, а кто‑то – в кадре», – рассказывает Анна Головина.
Нам показывают уже вышедшие в эфир ролики, у самого популярного из них на 14 сентября 359 просмотров. Сначала каждый из выпусков #на_лайфхаке планировали делать не длиннее 30 секунд, а потом чуть вышли за рамки хронометража.
В них есть и смешное, и поучительное.
«У каждого второго школьника есть карманные деньги, а как правильно их потратить, мы поговорим сегодня, – вещает с экрана мальчишка лет 10. – Во‑первых, составляем список желаемых покупок, оставляем только самое важное. Во‑вторых, раскладываем деньги по конвертам, не забудьте оставить на вкусняшки. Ну а если вам всё‑таки на что‑то не хватило: «Ма-а-ам, дай 100 рублей!»
Диктор-девятиклассница Аня Сарибекян начинает серьёзный разговор:
«Поговорим о том, что лучше почитать этим летом. Во‑первых, берём топ 5 популярных книг для подростков. ЛОЖИМ их обложкой вверх, чтобы было удобно рассматривать, и запоминаем: слова «ложить» в русском языке нет, его употребляют только с приставкой. Поэтому, как бы вам ни хотелось, начать придётся с произведений школьной программы. Удачи!
Анна Викторовна поясняет:
«Сначала сомневались, стоит ли так говорить, потому что многие услышат и удивятся: «Как она сказала?» Но мы довольно часто слышим именно такую форму слова и хотим, чтобы дети-зрители уяснили: так говорить неправильно».
А я советую:
«Ещё по слову «звОнишь» пройтись можно».
Нас пускают в закулисье творческого процесса.
«Мы собираемся здесь, обсуждаем идеи, есть у нас блокнотик, куда всё записываем», – говорят девчонки.
Анна Викторовна добавляет:
«Первые два ролика мы делали с девочками, потом ребята подключились, хотят устроить нам мастер-класс. Мы сами понимаем, что это только начало. Нам не хватает профессиональных подсказок, но идеи по этому поводу есть. Думаю, мы свяжемся с факультетом режиссуры, актёрского искусства и хореографии Белгородского института искусств и культуры. Это моя альма-матер, его я в своё время окончила. Если преподаватели будут загружены, попросим помощи у старшекурсников, чтобы нам подсказали, как не стесняться камеры, куда положить руки, как правильно говорить. И конечно, нам бы хотелось технически усовершенствоваться, потому что у нас программы любительские, для того чтобы пробовать и учиться. Первые ролики такими насыщенными получились, потому что всё, что хотелось, мы сделали».
Школьники рассказывают: следующее их видео будет о том, как мотивировать себя на учёбу после долгих летних каникул. За полезными советами обращались к педагогам и Интернету.
Пока в команде блога шесть человек, тут будут рады новым лицам, но с одним условием: приходить со своими идеями.
«Все наши школьники с 5-го по 9-й класс знают об этом проекте и уже жаждут сниматься, – говорит Анна Головина. – Но мы сразу озвучиваем: «Придумайте такую тему для ролика, чтобы и самим было интересно». Сразу возникает предложение – видео о том, как можно списывать. Но тогда теряется сама идея нашего блога».
Предполагаю, что придётся проводить кастинг. На что Анна Викторовна замечает:
«Дети должны пробовать себя здесь до того, как уедут учиться. Кто‑то потом, возможно, станет режиссёром, актёром, журналистом, а кто‑то будет заниматься этим в своё удовольствие, но возможность должна быть у каждого».
Кадр 1, дубль 1
Реквизит и площадки для съёмок школьники подбирают с помощью директора. Чтобы показать серьёзность съёмочного процесса, используют кинохлопушку. Это интересно тем, кто помладше. Первую сделали сами из картона, вторую Анна Головина заказала в интернет-магазине.
«Мы должны понимать, что есть работа режиссёра, который координирует процесс, есть дубли. Для некоторых съёмок нам было достаточно одного дубля, для других – больше. Иногда эмоций столько, что сразу устаканить их трудно», – говорит Анна Викторовна.
За премьерой роликов во «ВКонтакте» последовало их бурное обсуждение.
— И это психологический компонент нашей работы, – добавляет директор школы. – Мы должны научить детей правильно реагировать и на похвалу, и на критику.
— Как легко отзываться на подобные предложения школьников? – спрашиваю у Анны Викторовны
— Если они творческие, рациональные и интересны самим ребятам, то таким идеям быть. Это наши дети, такая работа с ними приносит и нам удовольствие, – говорит она.
Команда #на_лайфхаке планирует выпускать советы для школьников почаще. Но и о домашних заданиях, подготовке к итоговой аттестации обещают не забывать.
Оксана Придворева