Сейчас точно пойдут за мной
«Хотел стать переводчиком, но знакомая предложила пойти в школу. Думал, месяц перебьюсь учительской работой, пока не найду другую. Но затянуло, уже пятый год работаю.
Хорошо помню первый рабочий день. В школе учатся дети из областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и из центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей – как раз к таким я попал на первый урок. Встретили меня недружелюбно: в лицо полетели рюкзак, крики и маты. Тогда сразу подумал, что преподавание – не моё. Я не довёл урок, вышел из кабинета.
Нас воспитывали по‑другому. Учитель был полубог, образец для подражания. Его слово – закон. Если шалили и преподаватель выходил из класса, было стыдно: шли за ним, извинялись и были паиньками ещё какое‑то время. Вот и я думал: «Сейчас точно пойдут за мной». Ничего подобного. Крики в классе только усилились.
Потом осознал, что какими бы дети ни были, к каждому нужен подход. Сработался со сложными учениками, в быту они оказались вовсе не сложными. С некоторыми общаемся до сих пор, хотя я уже два года у них не преподаю. Не было такого, чтобы они не поздоровались со мной – подходят на улице, машут издалека. Они научили меня многому, помогли настроить модель поведения с детьми.
Поведение детей из неблагополучных семей – это мелочь, надо меньше обращать на это внимание. Некоторые учителя зацикливаются на негативе и советуют купить валерьянку. Но я этого не понимаю.
Да, сложные дети есть, но я за пять лет научился абстрагироваться от негатива, не срываться, а находить ситуации, когда можно не поругать, а мотивировать».
Не хочу умирать от инсульта!
«Я успокоился, когда стал классным руководителем у пятого класса, почувствовал ответственность. Мой класс был первым кадетским в школе и достался мне. Мы вместе росли, развивались, я многого не знал из педагогики. Сейчас они – мои дети, а я для них как папа. Творчески подхожу к воспитанию, раскрепощаю их. Если узнаю что‑то интересное для себя, то обязательно расскажу ученикам, отведу, покажу.
Сначала было тяжело, постигал профессию путём проб и ошибок. Думал, второй учебный год будет проще, но нет. Ещё больше углубляюсь в профессию, усложняю занятия, делаю учебный процесс разнообразнее, вношу новое.
Перед первым собранием с родителями очень волновался, не знал, как себя вести. Я бы с опаской и недоверием отнёсся к такому молодому учителю. Но родители приняли меня хорошо, мы часто устраиваем чаепития или собираемся на природе.
Сейчас преподаю у старших классов, готовлю к ОГЭ, ЕГЭ. Здоровье берегу, а то однажды был нервный срыв, впервые в жизни поднялось давление. Не хочу умирать от инсульта!
Если что‑то тревожит в отношениях с учениками, коллективом, я выхожу, успокаиваюсь, ещё раз прокручиваю в голове плюсы и минусы. После спокойно объясняю свою позицию, выслушиваю других – и приходим к общему выводу. Залог успеха – в творчестве и спокойствии».
«Любимому Андрею Борисовичу»
«Когда пришёл работать, от старшеклассниц было много внимания. Но я выстроил отношения «учитель – ученик» и не перехожу эту границу.
Записочек не получал, но как‑то в «ВКонтакте» старшеклассница прислала красивое стихотворение. Я погуглил автора – оказалось, сама сочинила. Меня это поразило, запомнилось на всю жизнь. Однажды пришёл, а на столе стоит банка с домашним печеньем и запиской: «Любимому Андрею Борисовичу». Было очень приятно.
В работе удовольствие получаю от уроков, выстраивания отношений с учениками, родителями. А самое трудное – документация. Спасибо, что появились электронные дневники, но бумажной волокиты меньше не становится: добавляются ведомости, отчёты по внеурочной работе, инструктажам, ещё появились сборы телефонов. Это складывается в большой объём работы, помимо подготовки к самим урокам. Много информации держу в голове, спасает блокнот, где постоянно планирую день, записываю дела».
Каникулы
«У учителей они есть – в теории. Раньше путешествовал, но теперь не получается. Проблема в том, что у меня не бывает полностью свободного дня. Я накидываю себе кучу дел, выдумываю занятия, вспоминаю забытую работу. Нагрузка копится, и это плохо – я в прошлом году попал на два месяца в больницу. Уверен, что на 80 % сказались стрессы, загруженность и отсутствие отдыха.
После этого пересмотрел отношение к работе.
На уроке наслаждаюсь общением с детьми, чувствую себя счастливым от того, что они поняли или рассказали мне что‑то. Съёмка ролика для меня лучший отдых. Но и выходные я провожу активно (тогда они кажутся такими большими) и в понедельник прихожу с новым зарядом сил.
Летом с детьми мало встречались – был ремонт в классе, уборки, приёмка школы в июле, августе. В перерыве успел съездить с семьёй в Смоленск, Минск. Остальное время проводил с друзьями, знакомыми, общался и развивался. Я хожу на форумы не по профессии, слушаю про маркетинг, бизнес. Мне интересны истории людей, которые добились успеха. Не проецирую на себя, но их рассказы заряжают и вдохновляют. Потом пересказываю ученикам, друзьям, коллегам».
Белгородский «Ералаш»
«Утро начинается с зарядки, гимнастики. Потом душ, кофе. Основной завтрак в школе. Дети не хотят есть с утра, но я своим примером показываю, что это важно. В день провожу семь уроков с 8 до 14. После свободен, но у меня ещё много дел вне школы.
Большую часть времени занимает блогинг. Первый ролик сняли с детьми в 2014 году ко Дню матери. Ученик написал слова песни, записали трек на ноутбуке, превратили это в рэперский клип. Столько слёз было, всем мамам понравилось. Первые видео выкладывали в приложение Tik-Tok. Через месяц появились первые 100 тыс. подписчиков, сегодня их уже 200 тыс. Из приложения некоторые потом перешли ко мне в «Инстаграм» (28 тыс. подписчиков) и на ютьюб-канал (7,5 тыс.). Самый популярный ролик – школьный мюзикл под песню Despacito – посмотрели 230 тыс. человек.
Занялся видеороликами, чтобы объединить детей, сдружить.
Снимали 10-секундные ролики для «Инстаграма», полгода назад завёл ютьюб-канал. Сначала загружал туда готовые видео, а потом запустил Школу выживания молодого педагога с советами начинающим и будущим коллегам, ролики на злободневные школьные темы о столовой, уроках, злых учителях, непослушных учениках. Это наш белгородский «Ералаш».
Ролики смотрят школьники, родители, коллеги. Тема всем близка, хочется заглянуть за кулисы школьной жизни, узнать, чем занимаются учителя в свободное время. Когда я был школьником, меня тоже интересовал этот вопрос.
Сценарии придумываем вместе с детьми, а монтирую сам. Проще сделать самому, чем сто раз просить кого‑то переделывать.
Выбираем разные места съёмки: школа, фотостудии, кафе, скоро будем снимать в студии эпиляции. Для Белгорода блогинг уже не новое, все реагируют адекватно. Иногда подходят, просят сфотографироваться».
Анастасия Писаревская