«Твоё настроение в твоих руках!» Как меняется пространство в белгородских школах
В Белгородской области реализуется проект «Территория самообразования», который инициировал региональный департамент образования
-
Статья
-
Статья
Ещё в 2018 году специалисты департамента промониторили, как в белгородских школах используются коридоры, холлы и рекреации. Оказалось, что более 6 тыс. кв. м – никак.
Главный выставочный зал
А ведь школьная стена – это главный выставочный зал, считает первый замначальника департамента образования Николай Рухленко:
«Выставка – это проверенное временем эффективное средство воспитания и поощрения детей. Она позволяет почувствовать гордость за результат своего труда, пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ, формирует художественный вкус».
Многие школьные выставки, по словам Рухленко, имеют продолжение на муниципальном, региональном, всероссийском и даже международном уровнях.
«По опыту знаю, – продолжает Николай Михайлович, – что выставки оказывают большое влияние на повышение уровня работы педагогов, особенно допобразования. В мою бытность работы директором Орликовской школы практически весь второй этаж был отдан под выставки детских работ. Традиция сохраняется до сих пор. Это говорит о том, что школе есть что показывать. А значит – о хорошем уровне работы, о включённости ребят в активную разнообразную деятельность!»
Проект «Территория самообразования», который органично влился в областную стратегию «Доброжелательная школа», радикально изменил отношение и детей, и педагогов к школьному пространству. Во многих школах дети сами придумывали, как его обустроить. Педагоги изучали опыт других школ и регионов, и постепенно в школах появились не только настенные стенды на разные темы, но и зоны для чтения, отдыха и самоподготовки, для игр и занятий спортом, буфеты и Wi-Fi-уголки, комнатные растения и зимние сады.
«Очень мудро, когда стены создают образ школы, ещё лучше – когда они брендируют школу, например: «1 075 учеников и учителей. Непохожих. Трудолюбивых. Умных. Спортивных. Быстрых. Талантливых. Ярких. Творческих». Или: «Успешность каждого – реальные достижения», «Каждый ребёнок одарён», «Педагог, дети, родители – общие цели», «Ученик знающий. Ученик умеющий». Разные пространства (актовый зал, столовая, спортивный зал, гардероб) предполагают разное настроение», – комментирует Николай Рухленко.
Он считает, что стена может и должна создавать настроение, лучше всего – оптимистичное и доброжелательное. К примеру, пришёл ребёнок в школу, оставил одежду в гардеробе, идёт в кабинет, а на стене красивыми буквами написано: «Всё будет замечательно!» или «Твоё настроение в твоих руках!».
Важной составляющей школьного пространства стала удобная навигация.
«Школа невозможна без навигации, тем более если она большая, с множеством лестниц, переходов, коридоров. Не будем забывать, что каждый человек стремится к комфорту вокруг себя. Отсутствие навигации вызывает как минимум растерянность. Посетители и родители не должны блуждать по зданию в поисках того или иного кабинета», – подчёркивает Николай Михайлович, замечая, что во многих школах навигация является очень ярким элементом оформления.
Школы, которые участвую в проекте, свои стены используют не только для размещения полезной и необходимой информации (правил поведения в школе, правил безопасности в быту и на дорогах, таблиц умножения, портретов писателей, учёных и т. д.), но и для… общения. Сейчас не редкость в школьном коридоре – похожая на классную доска, где дети и учителя пишут, какие акции пройдут в ближайшее время, отзывы о событиях и объявления друг для друга. На таких досках можно и просто порисовать на переменке.
Пока таких «говорящих досок» в школах немного.
«Мы всё чего‑то боимся: а вдруг дети напишут что‑то не то. Ну и пусть напишут: о том, что волнует, что радует. Здесь они могут написать, что потерялась какая‑то вещь, и попросить помочь её найти. А кто‑то повесит объявление, что готов отдать в добрые и надёжные руки щенка или котёнка. Каждый проведённый в школе день – это различные эмоции, ощущения, радости, переживания, это различные виды деятельности. Будет неплохо, если в каждой школе появятся такие “говорящие стены„» – уверен замначальника депобра.
Хорошие примеры
Проект «Территория самообразования» интересен тем, что каждая школа сама выбрала себе стиль оформления пространства, темы для стендов и плакатов. Наверняка вы не увидите ни одной абсолютно одинаково оформленной зоны. Даже шахматные уголки в разных школах отличаются друг от друга – а они есть в большинстве школ.
Например, в ивнянской школе № 1 инициировали свой проект – «Какой мы видим нашу школу». Провели деловую игру «Корзина доброжелательных идей», собрали много идей, которые теперь воплощают в жизнь.
А любимое место учеников и учителей Верхопенской школы Ивнянского района – художественно-эстетическая зона. На стенах – красочные стенды с информацией о брендовых праздниках каждого села района. В уголке стоит рояль – здесь учитель музыки занимается со школьной вокальной группой «Ассоль». На уютных пуфах можно просто посидеть, почитать книжку и в игры поиграть.
В холлах Новооскольской школы с углублённым изучением отдельных предметов оборудованы «Цифровые островки», где школьники могут выполнить задания или проекты, требующие работы на компьютере. А ещё здесь есть не только традиционная столовая, но и буфет с зоной школьного кафе. Ученики могут перекусить и отдохнуть за столиками в перерывах между уроками. Это у ребят одно из любимых мест.
В губкинской школе № 1 есть IT-территория, оборудованная ноутбуками со свободным доступом к интернету через WI-FI. Дети используют их для выполнения домашних заданий, проектов, подготовки к экзаменам. На IT-территории есть тематический уголок «IT-календарь», созданный с использованием QR-кодов. Оборудована площадка для внеурочных занятий и кружков по робототехнике, LEGO-моделированию.
Крюковская школа Борисовского района может похвастаться современной навигацией и четырьмя рекреационными зонами. Самая любимая у детей – коворкинг-зона, где есть модульные столы и стулья, которые с лёгкостью можно передвигать куда хочешь. Тут и домашку можно делать, и мастер-классы или дополнительные занятия проводить. А в школьный кружок по шахматам приезжают заниматься и дети из других борисовских школ. В начале учебного года здесь откроются литературная зона и игровая в начальных классах.
На реализацию проекта «Территория самообразования» было отведено два года. За это время многие школы, в том числе и небольшие сельские, очень преобразились. Оформление образовательного пространства шло по четырём направлениям: историческому и военно-патриотическому, спортивно-оздоровительному, естественно-научному и математическому, художественно-эстетическому. И это, напомним, не классные комнаты и аудитории, а холлы, коридоры, рекреации и коворкинг-зоны.
По данным департамента образования региона, по проекту «Территория самообразования» оборудовано 88 образовательно-развивающих пространств в холлах и рекреационных зонах 68 школ, гимназий и лицеев. Где‑то взяли за основу одно-два направления, а где‑то освоили все четыре. Всё зависело от возможностей конкретного учебного заведения.
На апгрейд школьного пространства потратили почти 545 млн рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Помогали спонсоры и благотворители, школы использовали деньги, собранные попечительскими советами. Где‑то получилось лучше, где‑то не так хорошо, как хотелось бы. Но ведь нет предела совершенству – нужно просто спросить у детей, как они хотели бы оформить школьное пространство. Круто получилось там, где в этом процессе участвовали сами ребята.
Елена Мельникова