Пятёрка или десятка: какие отметки нужны в школах
«Белгородские известия» узнали мнение педагогов, школьников и родителей
-
Статья
-
Статья
Популярная сегодня тенденция в образовании – отказ от отметок в привычном понимании. Законодателями моды тут выступают столичные школы, но и регионы тоже не отстают, с гордостью рапортуя об уважительном отношении, положительном эмоциональном фоне и индивидуальном подходе (а как же без него?).
Но так ли всё однозначно? Стоит ли кидаться в крайности, отвергая проверенную десятилетиями советскую методику оценивания? Или, может быть, пора поменять её на более современную систему?
На твёрдую десятку
Белгородский Центр образования № 6 – молодое учреждение, открыто в 2018 году. Всё новое здесь воспринимают с энтузиазмом. А потому решили сразу внедрить десятибалльную систему оценивания, по ней работают уже третий год.
«У нас даже название устремлено в будущее! Мы ведь называемся «Перспектива», – подчёркивает заместитель директора Ольга Чемякина.
Суть в том, что на привычные пятёрки, четвёрки, тройки и двойки приходится по 2 балла: пятёрке соответствует десятке и девятке; четвёрке – восьмёрка и семёрка и т. д., то есть вместо пятёрки с минусом можно поставить девятку, а когда ответ действительно безукоризненный, это уже твёрдая десятка.
Баллы ставят в дневники, заносят в журнал и выставляют в качестве четвертных и годовых оценок. Педагоги и школьники уверяют: времени на привыкание к такой системе оценивания требуется немного. А эффект заметен сразу.
«Мне нравится эта система тем, что здесь нет чёткого разрыва между хорошими и плохими оценками, и тем, что я чётко могу видеть, где мне не хватает знаний», – сообщает четвероклассница Варя Полухина.
Ученица 10-го класса Елизавета Косова тоже делится мнением:
«Я получаю более точное оценивание, вижу свой уровень знаний, замечаю, где мне нужно больше потрудиться, что‑то подтянуть. Я знаю, что потом эти баллы переведут в обычные пятёрки и четвёрки, но это даёт мне даже больший стимул для достижения успеха».
5 баллов недостаточно
Учитель начальных классов Алла Недосекова считает, что десятибалльная система лучше тем, что в ней больше градации:
«В «Виртуальную школу» мы пятёрку с минусом не можем поставить, а здесь есть для этого девятка. И у ребёнка остаётся положительный эмоциональный фон, у него есть мотивация доработать материал».
Её коллега, педагог по английскому языку Алла Саенко, долго работала по пятибалльной системе и пришла к выводу, что этих 5 баллов недостаточно:
«Советую и ученикам, и родителям оценивать себя по десятибалльной системе: если получил 7 баллов – это значит 7 из 10, это хороший балл. У меня есть ученик, который сначала получал 5 баллов, а сейчас дошёл до 7, и это прогресс».
Наталья Павлушенко уже два года водит в «Перспективу» двоих детей: Артём учится в 8-м классе, а София – в 6-м. Вся семья считает десятибалльную систему более справедливой.
«Дети понимают всю несправедливость: к примеру, Вася ответил так же, как и я, но ему поставили пять с минусом, а мне четыре. Но в журнале‑то стоит именно пятёрка или четвёрка. А здесь ряд отметок представлен шире, и учителю легче обосновать оценку. При этом не страдает ни мотивация, ни самооценка ребёнка. Я и сама училась по десятибалльной системе – в Латвии. Там на эту систему перешли ещё в советское время», – рассказала Наталья.
Педагог с 21-летним стажем, заместитель директора «Перспективы» Ольга Чемякина резюмировала:
«Хотелось бы, чтобы десятибалльная система никак не соотносилась с пятибалльной. Это помогает учащимся не сравнивать себя с троечником, хорошистом или отличником, а просто получать баллы, формировать собственный уровень и собственный рейтинг. Я считаю, что пятёрки, четвёрки и тройки – это какие‑то шаблоны. Десятибалльная система даёт более объективную картину, здесь родители могут увидеть всю динамику развития ребёнка».
С буквами и цифрами
В мировом образовании представлен, пожалуй, весь спектр систем оценивания. Алфавитная шкала, где буквы A, B, C и D соответствуют баллам в порядке ухудшения, уже перекочевала из США в Канаду, Гонконг, Индонезию, Южную Корею, Афганистан, Пакистан, Монголию, Таиланд и Саудовскую Аравию.
В Австралии, Румынии и Уругвае работают по собственным буквенным системам, образованным от сокращений словесных оценок.
Стобалльную систему применяют в Израиле, Коста-Рике, Никарагуа, Ираке и Палестине. По двадцатибалльной шкале знания оценивают в Ливане, Перу, Венесуэле и Бельгии. В Уругвае и на Украине в ходу набор из 12 баллов. Сабина Исмайлова проверила такую систему на личном опыте:
«Я окончила девять классов в одной из общеобразовательных школ Лозовского района Харьковской области по двенадцатибалльной системе оценивания. На мой взгляд, она лучше пятибалльной: с её помощью можно более точно оценить результаты школьника. Именно её я предпочла бы для своих детей».
Десятибалльную систему используют в Литве, Латвии, Белоруссии, Албании, Греции, Испании, Исландии, Мексике, Нидерландах. А вот в Эстонии, Сербии, Македонии, Хорватии, Венгрии действует знакомая нам пятибалльная.
Есть системы, где оценки выставляют с двумя знаками после запятой, добавляют комбинации букв и букв со знаками. А в Дании и вовсе реформы дошли до того, что появилась неудовлетворительная отметка «минус три». Как говорится, без комментариев.
Что в итоге
Какой бы ни была у нас выбранная система оценивания, в итоге в аттестат пойдут всё те же пятёрки, четвёрки или тройки. То есть придётся соотносить с привычными отметками любую из нетрадиционных систем. В таком случае действительно есть ли смысл всё усложнять?
А вот в отметке как таковой смысл есть, и он вполне понятен. И вряд ли стоит искать в тройках или двойках исключительно стрессовый фактор, обижающий не понятого всеми юного таланта. Это скорее мотиватор, действующий по принципу «покажи, что ты можешь лучше». А уж насколько получится – это вопрос усердия и силы воли. Трудности закаляют. Так почему же кто‑то хочет оградить от них наших детей? И какими они вырастут без первых побед? В том числе и над самими собой.
Мнение психолога
Так что же выбрать? Какая шкала оценивания лучше, удобнее, полезнее? И так ли уж важно количество баллов в ней? А может быть, отметки и вправду мешают формированию полноценной, свободной личности? Правда, ограничит ли эта личность себя потом хоть какими‑нибудь рамками или вседозволенность будет приравнена к свободе самовыражения, вопрос открытый.
Педагог-психолог средней школы № 42 Белгорода Елена Иванова поясняет недостатки пятибалльной системы на примере:
«Ребёнок пишет диктант по русскому языку и допустил 20 ошибок – это двойка. Он хочет улучшить результат. Изучает правила, снова пишет диктант, получается 15 ошибок, но по системе оценивания это тоже двойка. И даже если при третьей попытке будет 10 ошибок, это всё равно двойка. По количественному показателю результат не изменился, а вот по качественному видно, что ребёнок приложил усилия и достиг определённого прогресса. Вот это рубит на корню стремление совершенствовать свои навыки, и ребёнок нацеливается только на получение положительной отметки, а не на развитие пытливости ума».
Психолог рекомендует при использовании классической системы оценивания давать обратную связь, то есть пояснять ученику не только его ошибки, но и достижения.
«Был такой эксперимент, по‑моему, в Финляндии, когда учителя при проверке контрольных работ решили отмечать не ошибки, а то, что сделано правильно. Эффект был колоссальный: ребёнок акцентировал внимание на том, что он сумел сделать. Это обратная связь, которая полезна для школьника. Суть в том, что он справился, но есть недочёты, над которыми нужно поработать», – говорит Елена Иванова.
Мнение учащихся
Тема оценок и отметок собрала целый круглый стол в кабинете директора 42-й школы Лилии Кашириной. Начинаю разговор со школьниками, и директор деликатно покидает кабинет. Ученица 11-го класса Лилия Остапенко заявляет:
«Я считаю, что любая оценка – это субъективно. Но всё‑таки поддерживаю десятибалльную систему: она поможет оценить именно старание. Потому что есть те, кто очень старается, чтобы получить, допустим, четвёрку, а есть такие, кто не особо напрягается и получает ту же четвёрку. И ещё я считаю, что нельзя оценивать кого‑то только за то, что он хороший или плохой».
Юля Зозулева поддерживает одноклассницу:
«Вообще нужно убрать двойки, потому что это очень плохо в психологическом плане сказывается на детях. Важно оценивать качество работы учеников: один может сделать домашнее задание, а второй просто перепишет. При этом пятёрку поставят обоим. Я считаю, что это несправедливо».
А Алина Валяева включает критическое мышление:
«Полностью отменять систему оценивания нельзя. У детей должен быть какой‑то стимул к учёбе. Есть ведь такие, кто думает, что раз нет наказания за то, что ничего не делает, то и нормально. А когда поставят двойку, они понимают, что нужно учить. Что касается самой системы, нужна более широкая, чем пятибалльная, причём без перевода потом всё в те же тройки, четвёрки и пятёрки. Знаешь ты на семь баллов, пусть их и ставят».
Мнение педагогов
«На мой взгляд, оценка и отметка – это разные вещи. Оценка подразумевает фразы вроде «ты молодец», «тебе нужно ещё поработать», «постарайся». А отметка – это определённое количественное выражение. И обижаться на неё не стоит, она говорит лишь о том, что ребёнку есть над чем работать. Я против революционного изменения отметочной системы», – говорит учитель истории и обществознания средней школы № 42 Елена Островская.
Система оценивания нужна, подчёркивает учитель русского языка и литературы Татьяна Бондарева:
«Учёба – это труд, и он должен оцениваться. Кроме того, наши дети не настолько сознательные, чтобы выполнять домашние задания или упражнения просто потому, что им сказали, что эти знания будут нужны в будущем. Оценка – это стимул».
Лилия Каширина добавляет:
«Для введения безотметочного обучения у ученика должна быть чётко сформирована позиция
«кто я?». Для этого педагоги, психологи и методисты должны вместе выработать систему оценки. Я сторонник того, чтобы учителя могли научить детей себя реально оценивать. В таком случае даже неважно, есть отметки или нет: если учитель будет правильно работать с ребёнком и родителями, не будет никаких вопросов».
Компетентное мнение
Замглавы администрации Белгорода по социальной политике и образованию, отличник народного просвещения Андрей Мухартов:
«Моё личное мнение: система оценивания как таковая должна быть обязательно. Безотметочная система приводит к тому, что родителям трудно понимать и контролировать уровень знаний детей, у самих детей зачастую пропадает мотивация, когда нет оценок. Говорят, что стобалльная система близка к ЕГЭ, но какого уровня должен быть педагог и сами дети, чтобы, после того как ученик отработал на уроке, оценить его в 68 баллов, а кого‑то другого в 84? Это абсурд. Нет смысла усложнять системы оценивания. Но и сводить их к системе «зачёт-незачёт» тоже нет смысла, потому что эта система позволяет определиться только с тем, усвоил ученик материал или не усвоил, без оценивания уровня».
Елена Коржова