Перестраховка или необходимость? Кому и зачем нужны курсы подготовки к ЕГЭ
«Белгородские известия» спросили об этом у выпускников школ, их родителей и учителей
-
Статья
-
Статья
Уже за пару лет до госэкзамена выпускники и их родители начинают ломать голову: как сдать ЕГЭ на максимальные (или на минимальные) проходные баллы? Приходят на ум дополнительные занятия в школах или индивидуальные с репетитором, центры подготовки к ЕГЭ и тематические онлайн-уроки.
Занимайся не хочу
По запросу «курсы подготовки к ЕГЭ» Интернет выдаёт порядка десятка белгородских специализированных центров. Клиентам они обещают дистанционные и очные занятия с опытными преподавателями, индивидуальный подход, глубокие знания и высокие баллы на экзаменах. Стоимость – от 250 (за занятие в группе) до 900 рублей (за индивидуальное). Репетиторы оценивают свою работу от 350 до 2 000 рублей за час. Только на одном репетиторском ресурсе больше 300 преподавателей. Отзывов – на порядок больше. По всей видимости, такие услуги в области популярны. Спрос, как известно, рождает предложение.
Курсы подготовки к государственной итоговой аттестации есть и на площадках вузов. Здесь делают упор на предметы, которые нужны, чтобы поступить в конкретное высшее учебное заведение.
Подготовкой к ЕГЭ занимается и Белгородский институт развития образования. На его официальном сайте есть раздел «Репетитор онлайн» с видеолекциями, теоретическими материалами, тестовыми заданиями для самостоятельной работы. Чтобы получить к ним доступ, нужно зарегистрироваться на сайте.
Дело в баллах
«Пап, ты что?!» Дочка-десятиклассница посмотрела с гневным изумлением на коллегу, когда он неосторожно спросил: «А зачем вам курсы по школьному экзамену, если ты в школу и так ходишь?»
Откуда такая популярность и можно ли вообще сдать ЕГЭ без дополнительных занятий?
«Это беспокойство родителей, с одной стороны, какое‑то недоверие, а с другой – просто подстраховка, – считает начальник отдела общего образования регионального депобра Елена Хоменко. – Конечно, родители хотят, чтобы их дети добились наивысших результатов. В ЕГЭ сейчас ушли от своего рода игры «угадай‑ка», когда надо было выбрать из предложенных правильный ответ. Сейчас КИМы (контрольно-измерительные материалы – прим. ред.) изменены, они содержат несколько частей».
Часть А может выполнить любой школьник, прошедший обучение в общеобразовательной организации. Задания повышенного уровня сложности содержатся в частях B и C. Если ребёнок претендует на какие‑то специальности с высоким проходным баллом, то, по мнению Елены Хоменко, стоит уделить дополнительно время, чтобы подготовиться к ЕГЭ. В целом же в области работают над тем, чтобы дети могли подготовиться к ЕГЭ и успешно его сдать в рамках общеобразовательных организаций. В школах педагоги-предметники заинтересованы в том, чтобы результаты у детей были хорошие: они разбирают задания с выпускниками, часы на это предусмотрены программой.
«Ребёнок, посещавший школу 11 лет, должен перешагнуть минимальный порог ЕГЭ», – подчеркнула наша собеседница.
Что говорят учителя
Алексей Шкуркин, учитель математики школы № 50 Белгорода, стаж работы – 8 лет:
«Иногда нужны не курсы, а дополнительные занятия, чтобы раскрыть потенциал учеников, потому что в любом классе есть дети разного уровня. А в целом сегодня все темы, которые отображены на ЕГЭ, так или иначе есть в учебниках. На мой взгляд, именно курсы нужны тем детям, которые немного не успевают в освоении программы. А вообще я отрицательно отношусь к этому: на уроках я выдаю весь материал, чтобы ребёнок набрал как минимум 80 баллов».
Эльмира Рогожина, замдиректора школы № 50, учитель русского языка и литературы, стаж работы – 25 лет:
«Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что дети между собой не похожи. Для одних достаточно школьной программы, они любознательны, самостоятельны. Другим, чтобы сдать экзамен, необходимо заниматься дополнительно. Если ребёнок с 5-го класса учился по‑настоящему, то дополнительная подготовка к ЕГЭ или ОГЭ ему не нужна. Как правило, родители и дети пытаются перестраховаться: чтобы вспомнить изученное, быть уверенными. На дополнительные занятия практически все ходят. Ни у одного из 31 выпускника нашей школы 2020 года не было репетитора по русскому языку. Средний балл сдачи – 75».
Что думают родители
Оксана Семёнова, мама двоих сыновей:
«Всё зависит от финансовых возможностей и поставленных целей. Если платно учиться в вузе не по карману, лучше потратить в разы меньше на допзанятия и набрать высокие баллы, чтобы поступить на бюджет. Если при поступлении будет творческий конкурс и здесь ребёнок силён, то на репетиторов можно не тратиться. Но при условии, что успеваемость хорошая».
Владислав Кривчиков, отец выпускницы:
«Дополнительная подготовка – это конкурентоспособные баллы для поступления. Школьные занятия дают прохождение минимального порога, больше времени уделяется лёгким заданиям, а сложным и «дорогим» по баллам – мало или вообще ничего. У нас на курсах подробно изучали все задания ЕГЭ, разбирали сложности и возникающие вопросы. Затраты на подготовку к госэкзамену определённо окупаются, качественная подготовка – это более высокий балл и, следовательно, шансы поступления на бюджет».
Что говорят сами выпускники
Сергей Семёнов, выпускник 2011 года:
«Репетиторов мне родители не нанимали. Достаточно было дополнительных занятий после уроков только по тем предметам, которые я сдавал. Но помню, что преподаватель говорила на факультативе: «Ребята, открываем тетрадь, сейчас будем решать задачи из ЕГЭ, так как в учебнике подобных примеров нет». Считаю, для успешной сдачи придётся нанять репетитора и готовиться сверх программы. И тут не идёт речь о 100 баллах по каждому предмету, нет. Речь просто об успешном преодолении минимального порога».
Евгений Семёнов, выпускник 2014 года:
«Дополнительно заниматься перед сдачей ЕГЭ необходимо, если школьные учителя не справляются с подготовкой. Я сдавал четыре экзамена и только к одному готовился у репетитора. Для экзамена школьной программы оказалось достаточно – лишь бы ученик её усвоил. В ЕГЭ практически не было тем, не затронутых программой».
Егор Дорохов, 11-й класс:
«Я взял онлайн-курсы по английскому языку, у нас большая группа, у каждого свои задания. По остальным трём предметам достаточно знаний, которые дали учителя. А английский решил усилить, потому что здесь чем больше знаешь, тем лучше у тебя результат по ЕГЭ. В принципе, мне и школьной программы хватает, но занятия с репетитором – это пополнение словарного запаса и больше уверенности в себе».
Анастасия Придворова, 11-й класс:
«Я буду сдавать биологию, русский язык и математику. Дополнительно хожу только на биологию, и то только потому, что у нас не химико-биологический класс. По последним двум предметам вполне хватает того, что дают в школе».
Подводим итог
Нужна ли дополнительная подготовка к ЕГЭ – единого мнения у белгородцев не сложилось. Но в любом случае, подчёркивают специалисты, главное в процедуре ЕГЭ – психологический настрой. Выпускника нельзя запугивать, он и без этого находится в стрессовой ситуации. Этот момент не менее актуален, чем багаж знаний. «Ребёнку надо доверять! В своего ребёнка надо верить!» – ещё одно напутствие, которое дают родителям в областном департаменте образования. И это, наверное, не менее важно, чем даже лучшие курсы.
Елена Коржова