Пять причин, которые мешают белгородским выпускникам успешно сдать ЕГЭ
О них «БелПрессе» рассказала начальник управления по контролю и надзору в сфере образования областного депобра Елена Третьякова
-
Статья
-
Статья
В областном департаменте образования уверены: основные трудности связаны с неправильной системой подготовки к ЕГЭ в школах.
1. Психологическое состояние выпускников
В 2019 году 10 выпускников, пересдавшие ЕГЭ в дополнительные дни, превысили свой первый результат на 30 и более тестовых баллов. Это выпускники из Белгорода, Чернянского и Ракитянского районов, Алексеевского, Губкинского и Яковлевского округов. Такие ситуации были и в прошлые годы. В 2017-м успешно пересдали экзамены пять человек, в 2018 –два.
Почему же у ребят не получилось нормально сдать экзамен в основные сроки?
«Основная причина неудовлетворительных результатов – психологическое состояние выпускников, к которому привело недостаточное психолого-педагогическое сопровождение подготовки и проведения ГИА, его низкая эффективность или формальный подход к проведению. Мы проанализировали планы мероприятий школ и увидели их непродуманность и отсутствие индивидуальной направленности», – прокомментировала начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента Елена Третьякова.
Школьников натаскивают на определённые типы заданий, слишком перегружают и в школе, задавая объёмные домашние задания. Многие учителя и родители просто не умеют психологически настраивать ребят на участие в экзамене.
2. Подсчёты и просчёты
Часто учителя настраивают школьников так: главное – решить задания, которые оцениваются максимальным количеством баллов. Как правило, это вторая и третья части КИМов (контрольно-измерительных материалов – бланков ЕГЭ). И ученики заранее просчитывают, сколько баллов они могут получить за то или иное задание. Иногда эти подсчёты превращаются в просчёты, потому что на выполнение заданий с кратким ответом порой не хватает времени.
В 2019 году в 31 экзаменационной работе первая часть набрала менее 30 баллов, а части с развёрнутыми ответами – более 70 баллов. Такой перекос зафиксировали в Алексеевском, Губкинском, Грайворонском, Новооскольском и Яковлевском округах, Борисовском, Валуйском, Волоконовском, Вейделевском, Корочанском, Красненском, Красногвардейском, Чернянском и Прохоровском районах. В 2017 году таких работ было 7, в 2018-м – 8.
«Наши выпускники не научены грамотно и эффективно распределять силы и планировать свою работу. Они сначала решают более сложные задания с развёрнутым ответом, так как за них дают больше баллов», – пояснила Третьякова.
По её словам, ученики в процессе работы теряют чувство времени, в итоге времени на задания с кратким ответом или остаётся мало, или не остаётся вовсе.
«Да и систему подготовки к ЕГЭ сегодня учителя понимают как работу над заданиями с развёрнутым ответом, отработку до автоматизма формулировок и алгоритмов их решения, – продолжила Елена Борисовна. – При этом задания с кратким ответом, требующие хорошей базовой подготовки, зачастую выпадают из поля зрения учителя».
Кроме того, многие ученики не умеют внимательно читать текст задания, понимать инструкции и требования по их выполнению.
3. Недостаточная уверенность
Если выпускник часто использует графы «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом», это может повлиять на оценку. Поскольку черновиков на ЕГЭ нет, в бланках допускается исправлять часть ответов в специальных полях. Если таких исправлений много – значит, выпускник не уверен в своих знаниях или невнимательно заполняет поля. Например, где‑то пропустил, где‑то перепутал графы.
Случаев, когда в одном КИМе были исправлены 4 или 5 ответов, в 2019 году было 62, в 2018-м – 72, а в 2017-м – аж 130.
Есть тут ещё один риск: если в полях замены ответов почерк будет отличаться от начертания в других графах КИМов, работу наверняка направят на перепроверку. А Следственный комитет даже может возбудить дело о мошенничестве.
«Бланки КИМов – это материалы ограниченного доступа, и наличие иного почерка является мошенничеством. В Белгородской области за три года по таким фактам в Следственный комитет направили 11 материалов. К счастью, подозрения не подтвердились», – рассказала Елена Третьякова.
4. Проблемы со здоровьем
Излишнее волнение или болезнь могут помешать сдавать экзамен – в этих случаях выпускник имеет право пересдать ЕГЭ в резервные и дополнительные дни. В 2019 году досрочно завершили экзамен по медицинским показаниям два выпускника (в Белгороде и Шебекинском округе), в 2017-м – один, в 2018-м – три.
Причина не только в болезни, но и в слабой работе школьных психологов и учителей. И, конечно, в неправильной оценке ситуации родителями. К сожалению, во многих школах детей продолжают запугивать экзаменами и давать установки, что «ЕГЭ не сдал – жизнь пропала». Порой стресс у выпускников начинается не на самом экзамене, а задолго до него.
«Необходима грамотная индивидуальная работа психологов и учителей, причём не только с детьми, но и с родителями. Важно правильно выбрать оптимальное количество экзаменов – и по тем предметам, которые ребёнок действительно сможет сдать», – советует Третьякова.
5. Апелляция и её последствия
Результат апелляции для выпускника может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае можно предъявлять претензии предметным комиссиям, которые не смогли адекватно оценить работу. Во втором – к учителю, который порой настраивает ученика так: давай подадим на всякий случай, может, несколько баллов выиграем. А в итоге в работе находят дополнительные ошибки.
В 2019 году с помощью апелляций повысили свои баллы шесть учеников (это ребята из Белгорода, Белгородского и Волоконовского районов, Старооскольского и Шебекинского округов). В 2018-м – только один.
«Дети, приходя на конфликтную комиссию, прекрасно подготовлены, они проанализировали свои работы и уверены в результате. Главное – чтобы эту уверенность они выработали совместно с учителями, которые их готовили, переживали за них. А не с репетитором, пекущимся о собственном имидже и выгоде», – предупредила Елена Третьякова.
Экзамены должны подтверждать объективность школьной оценки, а оценки надо ставить за знания.
«Начинать подготовку к ГИА необходимо с первого класса. Готовить психологически к процедуре экзамена, формировать умение концентрироваться и определять оптимальные варианты решения, а главное – давать прочные знания. Качественное образование – залог успеха на экзамене», – уверены в региональном департаменте образования.
Елена Мельникова