Белгородские власти признали снижение уровня знаний учителей-предметников
-
Новость
-
Новость
Никто из учителей математики не смог набрать максимальный балл по заданиям ЕГЭ 2019 года.
Систему подготовки учителей обсуждали на совещании губернатора с членами правительства 1 июня. Ректор Белгородского института развития образования Альбина Бучек отметила, что массовые исследования уровня знаний учителей по всей стране, проведённые в 2016–2017 годы показали, что от 10 до 20 % учителей не обладают уровнем педагогической подготовки для обучения детей.
Педагогическое сообщество Белгородской области сейчас насчитывает более 25 тыс. человек, включая педагогов общего, дополнительного и профессионального образования. Каждого аттестуют в обязательном порядке, 70 % из них имеют различные квалификационные категории. Раз в три года педагог проходит курсы повышения квалификации или переподготовку.
Учителей тестируют по трём блокам: знание нормативных документов, методики преподавания и непосредственно содержания предмета, который он преподаёт. По результатам таких тестов институт развития образования корректирует программы для повышения уровня знаний учителей.
Главной проблемой, которая волнует региональное правительство, – уровень знаний учителем своего предмета.
«К сожалению – и давайте эту проблему мы не будем затушёвывать – этот уровень снизился и продолжает снижаться в силу объективных и субъективных причин. И мы не добьёмся целей нашего проекта «Доброжелательная школа» без повышения квалификации учителей», – заявил губернатор Евгений Савченко.
16–18 марта 2020 года институт развития образования провёл тестирование 787 учителей русского языка и 813 учителей математики – это примерно половина от всех педагогов, которые преподают эти предметы в регионе. Им предложили решить задания ЕГЭ 2019 года по своему предмету повышенного уровня, т. е. на уровне профильного образования.
Среди учителей русского языка 11,5 % смогли набрать максимальный балл. По математике 12 % решили задания с одной ошибкой. Низкий балл набрали 4 % учителей русского и 9 % тестируемых математиков.
«Содержательный анализ выявил проблемные компетенции, а сравнение результатов учителей и выпускников выявили зависимость», – отметила Альбина Бучек.
Она подчеркнула, что практика подобного тестирования будет продолжена и по остальным предметам как для учителей, так и для методистов. В 2021 году институт разработает новую программу с учётом результатов проведённого тестирования. Кроме того, эксперты предлагают включить задания из ЕГЭ в итоговую аттестацию выпускников вузов педагогических специальностей.
Вице-губернатор по здравоохранению и образованию Наталия Зубарева отметила, что регион в летние каникулы постарается через институт развития образования и межрайонные методические центры поработать с учителями – к концу лета их протестируют вновь, чтобы сравнить результаты.
Правительству удалось решить одну из логистических проблем – методистам часто было тяжело добираться до школ из‑за отсутствия транспорта. Евгений Савченко поручил включить выплаты на транспортные расходы (в т. ч. поездки на такси) в их жалование, а также разрешить выплачивать компенсации за поездки на собственном авто. Подобная модель внедрена у семейных врачей.
Однако главная задача, по мнению губернатора, – работа по пробелам в знаниях у педагогов:
«Нам надо уйти от рутинного и планового повышения квалификации. Оно малоэффективно. Нам нужна совершенно новая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации наших учителей».
Глава региона призвал привязать стимулирующие выплаты и надбавки в оплате труда учителей к результатам тестирования, которое должно ежегодно проводиться до 1 сентября. Он попросил правительство разработать соответствующую методику.
«Не надо всех под одну гребёнку, кому‑то эти выплаты составят 10 %, кому‑то ноль, а кому‑то, может быть, и 100 %. Но должна быть полная открытость, гласность, публичность и в то же время состязательность со стороны учителей», – подчеркнул Савченко.
В то же время губернатор заявил, что в тестировании и обучении учителей нужно опираться не только на ЕГЭ – важно творческое развитие учителей.
«Учителей надо не третировать, нужно стимулировать творческий процесс. «Доброжелательная школа» предусматривает использование творческого подхода. Поэтому надо не просто изучать задания ЕГЭ, а выявлять творческие способности учителей. Вот что сейчас по‑настоящему важно», – заключил губернатор.
Сергей Шевченко