Могут ли детей заставлять участвовать в школьных акциях?
-
Новость
-
Новость
Этот вопрос «БелПресса» задала педагогам, директорам школ и специалистам департамента образования Белгородской области.
Дистанционное обучение коснулось не только учёбы, но и всевозможных массовых мероприятий, в которых школьники участвуют постоянно. Нередко – вопреки своему желанию.
Вот одно из сообщений в соцсетях от мамы белгородского школьника:
«В 9 вечера от учителя внезапно прилетела картинка «ура каникулы». Все такие вах, поздравляет. Затем «образец, всем нарисовать завтра на асфальте и прислать фото». Дополнение: «до завтра». Мне интересно, это наши школы так с ума сходят или что, имитируя бурную деятельность?» (пунктуация автора сохранена)
А это сообщение от учителя из другой школы Белгорода:
«Уважаемые родители. Поздравляю с первым днём каникул и предлагаю принять участие в конкурсе рисунков на асфальте «Ура! Каникулы!». Выполненные работы присылайте мне до 28 мая».
Дата – понедельник, 25 мая. Погода – облачная с прояснениями, дождь. Во вторник тоже. Смысл акции? А что будет, если отказаться? И вообще – имеют ли право учителя, директора школ, управления образования и т. д. заставить школьника и его семью участвовать в акциях, которые не относятся к учебному процессу?
«Департамент никаких распоряжений об обязательном проведении акций, в том числе и в онлайн-режиме, не давал. Это может быть инициатива и конкретной школы, и отдельного учителя. Но участие в акциях и флешмобах должно быть только добровольным», – прокомментировал ситуацию первый заместитель начальника департамента образования Николай Рухленко.
А что говорят родители?
«Моя дочь учится в белгородской школе 19. Учительница сообщила, что проводится марафон #ураканикулы и фото для школьного сайта возьмут. Вот мы и решили принять участие. У нас обычно много активных учеников, рады всегда таким действам интересным. А кто не хочет – тот не участвует, никого не заставляют!» – рассказала белгородка Светлана Павлова.
Мама ученика Сафоновской школы Ивнянского района Наталья Рыбкина тоже отмечает, что в их школе принуждения нет ни со стороны директора, ни со стороны учителя:
«Просят активно участвовать, но не заставляют. Мы с сыном очень любим различные конкурсы. Участвуем только в тех, в которых есть желание участвовать».
Белгородка Екатерина, мама второклассника школы 50, призналась, что они тоже получили от учителя предложение поучаствовать в конкурсе рисунков на асфальте «Ура, каникулы!»:
«Нарисовать в своём дворе, сфотографировать и отправить фото учителю. Но мы не стали участвовать. Во‑первых, погода для рисунков на асфальте неподходящая. Во‑вторых, я работаю и просто физически некогда этим заниматься. Никто не заставлял, и негатива к тем, кто отказался участвовать, со стороны учителя не было».
Мы посмотрели, какие онлайн-активности ещё предлагали своим ученикам белгородские школы. Ребят просили записать видео с чтением стихотворений или исполнением песен, с рисунками на асфальте или просто фото с хештегами. Несколько интересных акций провели в школе «Алгоритм успеха»: здесь сами учителя с помощью программ видеомонтажа сделали ролики для «Марафона школьных воспоминаний».
«У нас такой подход к мероприятиям: разговариваем с каждым классом, каждым классным руководителем, чтобы рассказать о той или иной акции, но участие – только по желанию. Я, как руководитель, не вижу смысла заставлять кого‑то участвовать в мероприятиях против желания», – рассказала директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина.
По её убеждению, во‑первых, невозможно заставлять всех, во‑вторых – не нужно:
«У нас начальная школа очень активная, ребята и родители сами с удовольствием участвуют в разных акциях. А у старшеклассников много своих проблем, сейчас мы с ними каждую неделю по видеоконференции обсуждаем, как проводить выпускной в онлайн-режиме. Прислушиваемся к каждому мнению. Недавно запустили танцевальный флешмоб – все танцуем. И дети, и учителя, и я. Записываем каждый танец отдельно, потом всё смонтируем – детям будет отличная память о школе!»
Конец этого учебного года ознаменовался десятками онлайн-акций, посвящённых каникулам, поддержке выпускников и т. д. Но ведь много не значит хорошо, каждая активность должна иметь цель, а не стать галочкой в чьём‑то отчёте. Может быть, учителям надо в сообщениях о проведении той или иной активности всего‑то указывать, что участие – по желанию?
Елена Мельникова