Сеть – в шоке. Первые впечатления белгородцев от дистанционного обучения
Последняя четверть для белгородских школьников началась в непривычном формате – 544 школы региона перешли на дистанционку
-
Статья
-
Статья
О своих первых впечатлениях от новой системы «БелПрессе» рассказали учителя, ученики и их родители.
Учителя
Ирина, учительница начальных классов:
«Решение перейти на дистанционный формат обучения произошло слишком быстро, поэтому нас, учителей, даже не удалось как следует обучить. Всё делаем на ощупь, помогают советы коллег, которые работают дистанционно, практические рекомендации на учительских форумах.
Впечатления и эмоции самые разные: от убеждённости в том, что ты ничего не знаешь и у тебя ничего не получится, до радости, когда всё удается и видишь сияющие глаза детей! За время подготовки я перелопатила огромное количество рекомендаций и материалов, поэтому, казалось, всё будет чётко. Но огорчает, что заявленные платформы не справляются с потоком. Очень не хочется, чтобы детки чувствовали себя брошенными, поэтому готова работать с каждым круглые сутки!»
Елена, учительница английского языка:
«Мне кажется, что вести уроки через интернет намного интереснее. Открывается огромный простор для того, чтобы увлечь учеников: разными презентациями, тематическими онлайн-играми.
Конечно, есть и проблемы. В первую очередь это плохое владение техникой, неумение ей правильно пользоваться. У детей нет специальной гарнитуры, они говорят в микрофон, из‑за чего их не всегда хорошо слышно. Да и я сама, честно говоря, недостаточно подготовлена и чаще всего действую по наитию. Поэтому не всегда удаётся, например, запустить общее для всех видео. Мешают и посторонние шумы, часто младшие детки лезут или плачут на фоне.
Главный же минус, на мой взгляд, – это невозможность работать парно. Чтобы это организовать, надо проделать миллион манипуляций. Наверное, часть проблем бы решилась, если бы мы работали в Zoom – там больше возможностей, чем в Skype, где занимаемся сейчас. Но я не рискую. Дети и так растеряны, пусть привыкнут хотя бы к тому, что есть».
Наталья, учительница географии:
«Всю предыдущую неделю нам проводили тренинги и вебинары по поводу дистанционного обучения: рассказывали, на каких платформах можно проводить уроки, где брать разработки. Одним словом, дали много теоретического материала. На практике всё оказалось не так гладко.
Возможно, все трудности от того, что для всех такая система в новинку, и скоро всё наладится, но пока очень тяжело. Сегодня мы заранее прикрепили в «Виртуальную школу» карты уроков с подробными описаниями, что и как нужно сделать, но у учеников попросту не получилось их открыть, потому что сайт перестал работать. Пришлось пересылать карты классным руководителям, которые отправляли их детям и родителям.
Я убеждена, что дистанционное обучение не сможет заменить живого общения, когда ты видишь целый класс и можешь взаимодействовать со всеми сразу.
Так, на обычном уроке, если появились вопросы, я могу ответить один раз для всех, а не дублировать одно и то же каждому. Кроме того, на дистанционном обучении я не могу точно оценить, поняли они материал или нет, сами выполняют задания или кто‑то один всё сделал и остальным разослал. Единственный плюс, который я вижу в этой системе, в том, что дети учатся добывать информацию самостоятельно, им приходится больше анализировать. А это действительно важный навык».
Ученики
Денис Халилов, 9-й класс:
«Главная проблема дистанционки, на мой взгляд, – это отсутствие технических возможностей проведения полноценных уроков. Ещё меня расстраивает халатное отношение со стороны многих учителей. Кажется, в их понимании дистанционное обучение заключается в том, чтобы выдать кучу заданий, а дети пусть разберутся сами. Конечно, есть и педагоги, которые ответственно подошли к этому вопросу, но их меньшинство. Ещё я не понимаю, зачем сохранять строгое расписание уроков? Думаю, ничего страшного бы не случилось, если бы занятия начинались немного позже.
С новой системой появились и новые заботы. Например, очень сложно заставить себя учиться, самому разбираться в том, что чаще всего совсем не интересно. Но есть и плюс: списывать стало намного легче!»
Вячеслав Шутов, 4-й класс:
«По моему мнению, дистанционное обучение – очень интересная штука. Начинается оно не в тот день, когда вы и вправду будете учиться, а за неделю до этого – поисками подходящего сайта для проведения конференций. Мы долго искали что‑нибудь хорошее, потом попробовали приложение Zoom и поняли: мы нашли идеал. В Zoom много удобных функций: демонстрация экрана, реакция, можно поднять руку и т. д.
Сначала мы разбирались, как там вообще работать. На первой конференции собралось всего десять человек, а на пятой уже двадцать! Первые уроки прошли интересно. В восемь часов мы все собрались в приложении и начали разговаривать. Потом стали выполнять задания. В общем, всё не сильно отличалось от того, как было бы в школе.
В дистанционном обучении, конечно, есть минусы – например, у многих глючит интернет, а кто‑то вообще не заходит в конференцию. Но мне нравится. Потому что ты сидишь дома, не ездишь в школу и обратно, позже встаёшь. А иногда можно за спиной у родителей включить ВК!»
Алина Никонова, 11-й класс:
«Я обрадовалась, когда нам объявили, что мы переходим на дистанционное обучение. У нас такого никогда раньше не было, поэтому с самого начала стало очень интересно.
Сначала нам сказали зарегистрироваться на сайте «Российская электронная школа». Это было непросто, потому что сайт был всё время перегружен. Потом к нам в социальных сетях стали добавляться учителя и создавать беседы: «11-й класс математика», «11-й класс русский» и так далее.
Даже на первом официальном уроке мы ещё не до конца знали, как эта система должна работать. Но потом нам скинули презентацию, список тем и задания, учитель написал, что по всем вопросам мы можем к нему обращаться. Стало понятнее.
Мне нравится, что у нас большие перемены – по 20–30 минут. И здорово, что есть относительная свобода. Да, ты должен выполнять задания, но можешь работать в комфортном темпе, включать фоном музыку – в общем, делать всё то, что не можешь позволить себе на обычном уроке. Но плохо, что ты весь день безвылазно сидишь дома и портишь себе зрение».
Андрей Бобрис, 11-й класс:
«Я представлял себе всё немного иначе, потому что у друзей из других регионов всё с точностью до наоборот. Кому‑то надо просыпаться как к первому уроку и на специальном сайте отмечаться, что они присутствуют на занятиях, выполнять задание в отведённое для этого время. Кому‑то – слушать лекции онлайн и в случае вопроса писать ответы в чат. А мы должны всего лишь скачивать задания, выполнять и отправлять учителю. Причём отвечать на вопросы можно как письменно, так и устно, главное – прислать ответы в тот же день.
Если честно, я бы предпочёл ходить на занятия, чем работать по такой системе. Ведь материал усваивается куда лучше, когда ты видишь перед собой то, что тебе объясняют. К тому же в обычной школе ты всегда можешь задать вопрос преподавателю, если что‑то непонятно, а тут ты предоставлен сам себе. Да и напрягаться приходится больше: тебя загружают сразу всем, что есть в плане, а на живых занятиях дают только то, что действительно необходимо».
Родители
Екатерина Соколова, мама третьеклассника и семиклассницы:
«Очень сложно организовать рабочие места для детей, особенно если учитывать, что каждому нужен компьютер или хотя бы небольшой ноутбук. Я сейчас на удалёнке, поэтому приходится искать варианты, придумывать, как сделать так, чтобы поработать за компьютером успели все.
С сыном мы решили делать уроки ближе к концу дня. А дочь утром перекачивает себе на телефон все задания и выполняет их уже там, чтобы я могла работать на компьютере. Затем она фотографирует и отправляет мне готовые ответы, чтобы я загрузила их на сайт. Очень неудобно, что в «Виртуальную школу» нельзя добавлять фотографии с телефона. Эта функция работает только через компьютер, что тоже всё усложняет.
Но хуже всего то, что детям сильно не хватает общения. Они буквально просятся в школу и скучают даже по учителям!»
Елена Толстая, мама шестиклассника и девятиклассника:
«Я считаю, что идея дистанционного обучения – лучшее решение изоляции детей во время пандемии. Основные опасения были в возможностях интернет-провайдеров – и они оправдались в первый же день дистанционного обучения. Но всё быстро решилось: если уроки и задания не открывались в «Виртуальной школе», учителя их оперативно скидывали в группы в Viber, которые заранее организовали вместе с детьми.
Мне кажется, очень большая нагрузка сейчас на родителях детей из начальных классов – им тяжелее организовать обучение с маленькими детками. Мои сыновья уже взрослые, поэтому вполне справляются сами, их можно не контролировать ежедневно. Хотя некоторые точки контроля всё равно необходимы, например в плане оценок».
Наталья Росликова, мама третьеклассника:
«Я не очень довольна тем, что дети учатся дистанционно. Так как ребёнок маленький, он не может всё выполнять сам, не знает, как что‑то загрузить или скачать. В результате родителю приходится сидеть рядом и постоянно что‑то объяснять, следить, чтобы всё работало. Если раньше надо было помогать только с домашним заданием, то теперь на плечи родителей легло выполнение ещё и классной работы. На всё нужно уделить время, всё успеть сделать, всё загрузить в «Виртуальную школу», которая ещё и не работает.
Неудобно и то, что не всегда получается найти всю информацию в учебнике. Тогда приходится прибегать к интернету, что расслабляет ребёнка. По‑моему, работа в живой школе, с учителем, с учебником намного лучше помогает знаниям усваиваться».
6 апреля к жителям Белгорода обратился мэр Юрий Галдун, призвав родителей подождать, пока система окончательно установится:
Александра Токтарёва