Как в Белгородской области обучают детей с расстройствами аутистического спектра
Рассказываем о ресурсных группах и ресурсных классах
-
Статья
-
Статья
Собеседник «БелПрессы» – первый замначальника регионального департамента образования, начальник управления образовательной политики области Николай Рухленко.
О количестве детей
«В Белгородской области 460 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). С каждым годом их количество растёт. 447 детей учатся: 298 – в школах, 141 – в детских садах, 3 – в учреждениях среднего профессионального образования, 5 находятся на семейном обучении.
Мы учитываем детей, которые получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Опираясь на это заключение, школы и детсады разрабатывают для каждого ребёнка адаптированную образовательную программу».
О ресурсных классах
«Ресурсный класс – это специальная образовательная модель, которая позволяет ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Это место, где ему оказывается поддержка специалистов. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс.
Благотворительные фонды Белгородской области настойчиво формируют общественное мнение, что детей с РАС необходимо учить только в ресурсных группах, если это дошкольники, или в ресурсных классах, это касается школьников, с применением прикладного анализа поведения.
В этой методике основную роль играет система поощрения успеха, то есть положительное подкрепление, усиление. Желаемое поведение ребёнка награждается различными способами, например игрой любимыми игрушками. Это побуждает его действовать в нужном ключе.
В нашей области вместе с фондом содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде» реализуется проект по созданию и внедрению системы образования, социализации и комплексного сопровождения детей с РАС и их семей. Одно из направлений проекта – создание ресурсных классов и ресурсных групп.
В 2017 году открыли пять ресурсных классов (3 – в Белгороде, 1 – в Губкине и 1 – в Старом Осколе) и две группы (в Белгороде и Старом Осколе).
Сейчас в области уже 15 ресурсных классов и 7 групп. Непосредственно в 2019 году озаработали 6 ресурсных классов (2 – в Белгороде и по 1 в Губкине, Старом Осколе, Шебекино, Ровеньском районе) и 2 группы (в Губкине и Шебекино). В них занимаются более 26 % детей с РАС. Оплачивает работу специалистов в них региональный бюджет.
Департамент признаёт, что из‑за недостаточного финансов в этом году были трудности по созданию материально-технических и учебно-методических условий для функционирования ресурсных классов и групп. Но практически повсеместно главы муниципальных районов и округов к проблеме детей с РАС относятся очень серьёзно, понимая необходимость её решения. Так, за последние три года только город Белгород выделил на эти цели почти 6 млн рублей»
О 50%-ной эффективности
«Мы связались с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Нам ответили, что существует несколько десятков наиболее известных подходов, программ и методов для работы с детьми с РАС.
У каждого подхода и метода работы с ребёнком с РАС существуют как преимущества, так и ограничения. Федеральный центр обратил наше внимание на то, что надо подбирать метод работы с конкретным ребёнком в зависимости от его специфических особенностей.
Мы солидарны в том, что главенствовать должен принцип педагогической целесообразности, и не согласны с фондами, что нужно опираться исключительно на прикладной анализ поведения. Методы, которые применяют в нём, эффективны примерно в 50 % случаев.
Позиция департамента заключается в том, что каждый ребёнок с РАС – это уникальная личность и не существует единого, универсального способа для обучения всех таких детей, лишь позитивный индивидуальный подход, который принимает в расчёт всё, что мы знаем об аутизме, будет эффективен».
О том, где сейчас учатся дети с РАС
«Сейчас наши дети с РАС учатся в ресурсных группах детских садов (31 человек), в группах компенсирующей и комбинированной направленностей детских садов (107), в ресурсных классах (90), в общеобразовательных классах (49), в коррекционных классах (11), на дому (92), в коррекционных школах (51). Все эти формы обучения имеют право на существование.
Ресурсные группы и классы – это не всегда единственный выход из ситуации, так как нет типичного ребёнка с РАС, спектр проблем очень широк. Бывает, что трудности коммуникации осложняются интеллектуальными и другими нарушениями».
О принципе инклюзии
«Родители выражают обеспокоенность в том, что в Белгороде нарушается принцип инклюзии. В городе ресурсные классы сконцентрированы в двух школах: 43 и 37. В каждой сейчас их по три.
Данное количество ресурсных классов никак не способствует превращению этих школ в коррекционные. Судите сами. В школе 43 учится 686 человек, из них только 20 с РАС. В школе 37 – 569 учеников, доля детей в ресурсных классах составляет 3,5 %.
Возможности этих школ по открытию таких классов исчерпаны, и Белгород с 2020 года начнёт размещать их в других школах».
О ранней диагностике
«Фонд «Выход в Белгороде» получил 4,6 млн рублей в качестве президентского гранта для организации системы ранней помощи детям с РАС и другими особенностями развития.
Департамент поддержал участие фонда в конкурсе. Сейчас мы ведём необходимую организационную работу с девятью площадками Белгорода, Старого Оскола и Губкина, включёнными в проект. Подбираем мотивированных специалистов, корректируем штатные расписания учреждений, проводим рабочие совещания. Фонд уже готов поставить на эти площадки необходимое оборудование. Со стороны департамента не будет никаких препятствий в освоении выделенных в рамках гранта денег. Все вопросы будут решаться оперативно.
В качестве образца по работе с детьми с РАС нам фонд «Выход в Белгороде» приводит Воронеж. Мы готовы изучать и внедрять практику соседей. Мы её ценим».
О количестве специалистов
«Сейчас тьюторы сопровождают 284 ребёнка с РАС. Это можно считать достижением.
Фонд «Выход в Белгороде» за последние три года переподготовил 175 педагогов. Также обучение проводил Белгородский институт развития образования (в 2018-м – 514 специалистов, в 2019-м –145).
В 2020 году БелИРО целенаправленно обучит 231 педагога для работы с детьми с РАС. Для этого воспользуются помощью квалифицированных кадров из Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроме тьюторов, в команду специалистов ресурсного класса входят куратор, супервизор, координатор по инклюзии.
Труд кураторов, согласно постановлению областного правительства, оплачивается из расчёта 508 рублей за один час. Департамент готов с ноября заключить с кураторами соответствующие договоры. Главное – чтобы было встречное желание».
О предстоящей работе
«В 2020 году на базе регионального центра психолого-медико-социального сопровождения создадут региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями. Финансировать работу будет региональный бюджет. Рабочая группа приступила к подготовке концепции центра.
Мы считаем, что только деловые партнёрские отношения муниципалитетов, благотворительных фондов, родителей, когда все слышат доводы друг друга и стремятся найти варианты решения проблем, являются основой успеха нашей работы».
Записала Наталия Козлова