«Посиди и подумай». Как устроена финская школа
«Белгородские известия» продолжают рассказывать об образовании за рубежом
-
Статья
-
Статья
Финскую школу считают одной из самых эффективных и комфортных. Рассказывает о ней бывшая жительница Старого Оскола, мама четвероклассницы Мила Карвонен.
Ступени роста
«В Финляндии дети идут в школу в 6–7 лет. В ней три ступени: начальная школа – с 1-го по 6-й класс, средняя – 7–9-й классы и так называемая абитуриентская школа, или предуниверситетская, – 10–11-й классы.
С недавних пор оценок в школе нет, но есть словесные определения: удовлетворительно, хорошо, очень хорошо и отлично. Неуда нет.
Экзамены сдают после 9-го класса тестами. По их результатам можно попасть в 10–11-й классы, что удаётся немногим: проходной балл высочайший. По результатам выпуска, по типу российского ЕГЭ, поступают в институты.
Уроки длятся по 45 минут, есть несколько маленьких перемен и одна большая – для обеда. У маленьких детей по пять уроков, с 4-го класса – шесть и больше. Суббота-воскресенье – выходные».
Лыжный отдых
«Учебный год в финской школе начинается 15 августа. За счёт укороченных летних каникул зимние – двойные: рождественские – в декабре и так называемые лыжные – в феврале (их выделили, потому что на севере, в условиях короткого светового дня, дети нуждаются в дополнительном отдыхе). На вторые каникулы родителям младших школьников дают отпуск на работе, и все едут куда‑нибудь в горы кататься на лыжах. Отсюда и название.
Установка учителя на домашние задания такая: ребёнок должен делать уроки дома не больше 15 минут. Уложился, не уложился – всё, больше нельзя. Считается, что главное – это не выполненное задание, а чтобы ребёнок не переутомился. Так что кошмара под названием «полночи учили уроки» у нас нет».
Наша заслуга
«К началу учебного года мы никак особо не готовимся. Обязательной школьной формы нет, дети ходят в обычной одежде и в первый день, и в праздники. Вешать банты, наглаживаться, наряжаться здесь вообще не принято. Учебники, канцтовары, тетради – всё закупает школа до 9-го класса включительно. Все мои родительские хлопоты заключаются в том, чтобы обновить рюкзак или приобрести новые кроссовки, спортивную форму, если требуется.
Родители здесь вовсе не думают, что всем бесплатным в школе они обязаны государству. Считают, что всё это они оплатили сами, внеся свою долю налогов».
По вере и здоровью
«Питание детей в школе тоже бесплатное. Оно включает горячее блюдо, салаты, молоко, йогурты и фрукты на перекусы. Еду можно выбрать в зависимости от религиозных убеждений (например, мусульмане – без свинины) или показаний здоровья ребёнка. Если ему запрещены какие‑то продукты, то его будут кормить по особому меню. Готовят централизованно, в специальном концерне, а потом доставляют продукты в школы, где кухонные рабочие всё разогревают. Дети в столовых не дежурят.
Питание организовано по принципу шведского стола: школьник берёт разнос, сам себя обслуживает, накладывая еду. Порции не ограничены – бери сколько хочешь. Но, по моим наблюдениям, едят не очень хорошо, и учителя убеждают съесть несколько кусочков, попробовать что‑то, чтобы совсем голодными не уходили».
Чтобы дошло
«Отбирать телефоны у финских школьников учителям нельзя, но и пользоваться ими на уроках запрещено. Если это нарушается, родителей ставят в известность, а школьника наказывают: оставляют в классе после уроков, где он просто сидит напротив учителя, ничего не делает определённое время – от 15 минут до часа, на усмотрение педагога. Предполагается, что в этот момент он должен подумать и осознать, что был неправ и так вести себя нельзя.
Если ученик не слушается, балуется, грубит, наказание будет повторяться изо дня в день, пока ему самому не надоест просиживать лишнее время. На мой взгляд, это прекрасно демонстрирует главный принцип финской педагогики: не ругать, не оскорблять, а методично, путём многократного повторения доводить до сознания, что быть нарушителем для тебя самого некомфортно. В сложных случаях работают психологи».
Учителя и учение
«До 6-го класса учитель один, так сказать, многофункциональный. Преподаёт он основные предметы – музыку (все начальные педагоги владеют музыкальным инструментом, а то и двумя-тремя), рисование, физкультуру. Если педагог в возрасте, он может попросить более молодых коллег вести физкультуру в его классе, а сам заменить их, например, на музыке. Такой вот профессиональный бартер. С 1-го класса, помимо финского языка, обязательно учат шведский и английский. С 3-го класса можно выбрать ещё один язык. Дочка, например, выбрала немецкий. Преподают языки на очень высоком уровне, чтобы к 9-му классу ребёнок мог свободно на каждом говорить. Если он нацелен на вуз, то английским должен владеть в совершенстве».
О душе и теле
«Есть предмет «психология семейной жизни». В младших классах акцент на нём делают в нравственно-гигиеническую сторону. Например, объясняют, что, когда люди любят другу друга, они женятся, должны помогать и заботиться о партнёре. Поскольку у них бывают физические контакты, нужно обязательно всегда быть чистым, мыться. К чистоте тела, кстати, приучают постоянно: нужно принять душ (он есть в каждой школе) после физкультуры, утром, вечером и так далее. На природоведении изучают строение человека.
Религиозные уроки тоже есть, но только по выбору родителей, в зависимости от взглядов и вероисповедания семьи: ислам, лютеранство, буддизм и так далее. Есть родители атеисты, в анкете они указывают, что не хотят, чтобы дети посещали такие уроки и участвовали в праздниках с религиозным подтекстом. Принуждать кого‑то запрещено».
Строго по списку
«Если ребёнок учится без эксцессов, родители педагогов не видят, всё общение идёт через школьный сайт. Если есть вопросы, пишешь учителю сообщение, договариваешься о встрече или обсуждаешь проблему письменно. Накануне контрольной работы педагог обязательно спросит у каждого родителя, задание какой сложности он может дать его ребёнку: самое сложное, среднее или простое. При этом нужно понимать, что оценены они будут соответственно.
Родительские собрания проводят очень редко, иногда вообще один раз – для родителей первоклассников. На нём сразу на шесть лет вперёд составляют очередь работы в родительском комитете для мам и пап каждого ребёнка. Очередь нашего папы, например, наступит в следующем году».
Долгая копилка
«Родительский актив класса открывает счёт в банке, куда все годы начальной школы собирают деньги. Окончив шесть классов, дети вместо выпускного поедут в хороший спортивный лагерь на два дня, что дорого (около 300 евро на человека), поэтому копят заранее. На это идут выручка от продажи поделок, выпечки (в основном родительской), сладостей на рождественской и других ярмарках, билетов на самодеятельные концерты, спортивные праздники. То есть вся внеклассная работа крутится вокруг вклада в эту копилку – такая вот мотивация.
В нашем классе учится 25 человек, и родители постановили, что на конец каждого года на счёт должно поступить около тысячи евро. Если получается меньше, мы вносим недостающую сумму из своих кошельков. Учителю тоже доступен этот счёт. К примеру, когда класс идёт в театр, он спрашивает, не против ли родители, если билет ребёнку оплатят со счёта. Обычно все согласны. Больше никто ни на что деньги не собирает».
Босые, умелые
«Сменная обувь в школе не нужна. При входе дети разуваются и ходят в носках. На полу лежит линолеум, всё чисто, сухо, за этим следят уборщицы. Даже в туалетах нет проблем с тем, чтобы намочить ноги. Раздевалки обычно устроены перед каждым кабинетом. Они у классов постоянные, у ребёнка есть свой стол с ящиками, где хранятся канцтовары, часть учебников. Но что‑то забирается домой, так что проблема тяжёлых портфелей у нас тоже существует.
Классы очень хорошо оборудованы, учебный процесс обеспечен пособиями от и до. К примеру, в музыкальном классе много разных инструментов (фактически для каждого ученика). Для уроков домоводства есть полноценные кухни, где стоит по несколько посудомоечных машин, печей, холодильников и так далее. Учат пользоваться ими дотошно, подетально и по многим направлениям. У меня старший ребёнок, например, умеет шить в технике «печворк», вязать, плести макраме, вышивать бисером, лепить из разных материалов, точить деревянные детали, лепить посуду из глины и много чего другого. Все продукты и материалы выделяет школа.
Учатся на домоводстве все вместе: и мальчики, и девочки. Их вообще разделяют только на уроках физкультуры в старшей школе.
Четыре раза в год школа арендует городской бассейн и вывозит на автобусах всех на уроки плавания. Также арендуют ледовый дворец. Если ребёнок не хочет заниматься, никто его не заставляет, но стараются объяснить, что это необходимо для его здоровья. Как правило, уговорами занимается помощник учителя, у которого есть начальное педобразование, чтобы сам педагог не отвлекался от урока из‑за проблемного ученика.
Слабым местом в школьной программе, на мой взгляд как бывшей советской ученицы, я бы назвала точные науки».
Платная послешкола
«По закону ученики 1–2-х классов не могут находиться дома после школы одни. Если родители работают, то забирают внуков бабушки, дедушки или няни. Также есть продлёнка. Она платная: если ребёнок остаётся в ней на три часа в день, это стоит 81 евро в месяц, на четыре часа – 103 евро, за пять часов (это максимум) нужно заплатить 124 евро.
Кроме учителей, продлёнку ведут специалисты частных фирм, других образовательных учреждений: спортшкол, художественных школ, церкви. По сути, это и присмотр, и профильный кружок».
За всё в ответе
«Главной ценностью финской школы я считаю то, что после неё люди абсолютно готовы к самостоятельной жизни и смогут отвечать за последствия своих поступков. Например, в магазине мои дети могут мне напомнить, что лучше взять бумажный пакет, а не полиэтиленовый. Они знают, что пластиковые бутылки собирают и сдают не для денег, а чтобы не навредить природе. Хорошо понимают, почему важно сортировать мусор. Никому из финнов не придёт в голову сломать в лесу ветку, оставить там мусор – это заслуга школы.
Ещё для меня важно, что дочь ходит в школу с огромным удовольствием. У неё нет страха перед учителями, она не знает, что такое унижение, подавление личности, ждёт встречи со своими друзьями. И у нас, родителей, нет стресса из‑за каких‑то учительских решений, недопонимания – всё обсуждается и очень гибко решается. Если речь идёт о доброжелательной школе, то финская, на мой взгляд, в этом настоящий эталон».
Записала Ольга Бондарева