368 «солнышек» Ильи Борзых: что самое радостное в работе лучшего воспитателя детского сада
«Белгородская правда» встретилась с победителем регионального этапа конкурса «Воспитатель года России 2019»
-
Статья
-
Статья
Инструктор по физкультуре из детсада № 56 «Солнышко» Белгорода Илья Борзых считает, что в детском саду всё гораздо серьёзнее, чем в школе.
Спасали зверей от пожара
Для начала побывали на одном из занятий Ильи Борзых. Нам повезло увидеть не только зарядку, но и необычные игры для детей.
Тема занятия – «Пожарная безопасность». Детям продемонстрировали настоящую пожарную форму, каску, от которой шёл лёгкий запах гари, а на экране ноутбука преподаватель демонстрировал пожарную машину и рассказывал, какие отважные люди пожарные.
После этого дети, участвуя в подвижных играх, спасали зверей от лесного пожара. Нестандартное занятие понравилось ребятишкам: его они покидали с грустью. А на вопрос, нравится ли им физкультура, хором ответили: «Да-а-а-а-а!» – и наперебой начали рассказывать про свои любимые упражнения.
Детские упражнения для взрослых
— Скажите, Илья, как проходил областной конкурс?
— Городской этап – заочный. Нужно было предоставить документацию: сколько по времени работаешь и конспекты занятий. Второй этап – региональный. Там я писал сочинение на тему «Я и дети». Это стало самым сложным. Суть заключалась в проверке грамотности педагога, как он излагает и понимает тему. Я описал, как меняется ребёнок к взрослой жизни. Все примеры из сочинения жизненные: и свои дети есть, и здесь уже пять лет работаю.
— Что было дальше?
— Второй тур регионального этапа. Надо было провести занятие в другом детском саду. Мне досталась подготовительная группа из Стрелецкого в Белгородском районе. Тема занятия – дорожная безопасность. Рассматривали форму полиции. После занятия провёл мастер-класс для взрослых, показал, что нового мы внесли, чтобы решить определённую задачу. Мы показывали упражнения, которые разработали. После этого рассказывал про свой опыт работы с детьми и беседовал на педагогические темы.
— Со взрослыми на занятии что делали?
— Наш сад сдавал ГТО – все сдавали: и взрослые, и дети. Когда сдавали, увидели, что у детей слабо развита сила. Поэтому мы создали специальный комплекс упражнений на развитие силы. Мы использовали спортивное нестандартное оборудование: спортивную резину, набивные палки и шесты, для работы с которыми разработали комплекс упражнений. Вот эти упражнения на занятии выполняли не дети, а взрослые.
Весёлый «снежный ком»
— Вы говорите, что сами разрабатываете, то есть это не чьи‑то наработки?
— Придумали сами. Набивные шесты длиной 4 метра – это для групповой работы. С ним работают 4–6 человек в зависимости от возраста. Набивные палки похожи на гриф от штанги, но гриф тяжёлый и металлический, а мы набили песком пластиковые трубы. Весят 1 кг, но вес легко можно регулировать, ведь у каждого разная физическая подготовка, некоторые не могут поднять и этот килограмм. Поэтому используем индивидуальный подход.
— А со спортивной резиной что делаете?
— Это уникальный снаряд, который может создавать сопротивление и, наоборот, помогать в исполнении упражнения. Широкая резина для работы в парах, а узкая – для индивидуальной. Например, привязываем её к турнику, и на подтягивании ребёнок становится на неё ногами, и она ему помогает. Резина используется для тренировок в фигурном катании, в единоборствах, но для детского сада у неё совершенно другое назначение.
— Ещё что используете?
— Набиваем мячи и гантели песком, перекладину, канат, различные шесты типа черенков от лопат для подвижных игр. Есть очень простая и интересная игра – чертится максимально большой круг, иногда делаем его из каната. В него заходят два ребёнка, им даётся шест и задача – вытолкнуть соперника за пределы круга – вот вам и упражнение на силу.
— А что за «Снежный ком», который так просили дети на занятии?
— Это игра для развития ловкости и выносливости. Берём фитбол – большой упругий мяч, что для занятий аэробикой используют. Один из детей его катит, как снеговика лепит, а другие от него убегают. И если мяч касается ребёнка, то тот идёт выполнять задание. Как правило, это приседания или отжимания на специальной платформе с лампочкой, которую мы тоже используем для занятий. Это стандартное оборудование, но первую я сделал сам, потом уже купили такую, как в центре тестирования ГТО.
Родители с сиренами
— Откуда у вас пожарный инвентарь?
— У нас родители работают во многих сферах: пожарными, следователями, в органах внутренних дел. В прошлом году показали машину Следственного комитета. Так мы знакомим детей с разными профессиями и правилами безопасности. Сегодня знакомили с пожарной машиной, её мы также приспособили к физкультурному занятию.
— Какие ещё темы бывают?
— Через Следственный комитет показали, что полиция бывает разной, есть и дорожная, и следователи. Гаишников в прошлом году попросили приехать – они приехали, включили сирены, мигалки. Такой же опыт повторили и с пожарной машиной. Дети были в восторге.
Если мы будем просто разговаривать на занятиях про пожарных, лишь на словах объяснять, что они делают, без картинок и презентаций, то детям будет неинтересно и не будет мотивации изучать. А когда показываешь куртку пожарного, шлем, который не новый из магазина, а с запахом дыма, то это им запоминается.
— Сколько времени уходит на разработку программы?
— Тематику занятий пишем летом с учётом годовых праздников, и в течение года она корректируется. Темы есть в образовательных программах. По физкультуре смысл программ один – здоровьесбережение: мы должны растить здоровых детей.
— Как ещё дети получают образование через физкультуру?
— Знакомим детей с видами спорта. Например, с футболом. Если нет формы, то показываю её на слайдах. Объясняю, что она состоит не только из шорт и футболки, что там есть ещё много чего. Родители сами принимают участие в праздниках, на первом и последнем занятиях играют с детьми, смотрят результат.
Вакансий в школах не было
— Почему выбрали профессию воспитателя детского сада? Как вы им стали?
— Со средней школы я хотел стать инструктором по физкультуре. Но к окончанию 11-го класса уже был уверен, что поступлю в военный институт в Санкт-Петербурге. Родители этому воспротивились, и я пошёл на факультет физической культуры в БелГУ. После учёбы ушёл в армию, а когда вернулся и стал устраиваться учителем физкультуры в школу, то оказалось, что в Белгороде вакансий нет. И, чтобы не терять время, пошёл работать в детский сад.
— Вы оказались к этому готовы?
— Не имел ни малейшего представления об этой работе. В первое время было тяжело, но потом благодаря методическому объединению инструкторов по физкультуре, которое существует в Белгороде, другим товарищам, которые работают инструкторами, стало что‑то получаться.
— Что на первых порах было самым сложным?
— Я вообще не знал и не представлял, как и из чего состоит занятие, ведь в школе урок 45 минут, в институте к этому и готовили. Есть определённые разделы, которые пробуют в школе, их я пробовал на пятом курсе в сельской школе. А в детском саду занятия 20–30 минут, и за это время ты должен выполнить программу физического воспитания и соединить с темой занятия. И это притом что приходит 25–28 детей. Сейчас стало проще, появился опыт.
— Как строите занятия?
— В детском саду 368 детей, а инструктор один. Рабочий день с 8 до 17 часов, бывает и дольше. Утро начинается с зарядки в 8 утра, в тёплое время проводим её на улице. Летом проводим праздники и спортивные мероприятия, занятий как таковых почти нет, постоянно играем в спортивные и подвижные игры. С 9:00 до 12–12:30 провожу все занятия, потом одно после обеда, тоже у всех.
В лидерах – футбол
— Дополнительно занимаетесь с детьми?
— Есть платные услуги дополнительного образования. У меня это рукопашный бой. В институте моей специализацией был этот вид спорта. Я занимался русскими единоборствами, и рукопашка шла как прикладная система, которая используется в вооружённых силах. Там есть очень интересные моменты, которые я оттуда взял и упростил, чтобы использовать их в садике. Сейчас у нас есть тема занятий «Опорно-двигательный аппарат», и упражнения для суставной гимнастики я включил из рукопашного боя.
— У них получается?
— Основы, навыки, передвижения – им всё это интересно, и у них получается. Мотивирую на занятия рукопашным боем. В конце каждого сентября мы собираем родителей и детей в музыкальном зале и приглашаем из ближайших спортшкол инструкторов со своими воспитанниками на показательные выступления. Так дети знакомятся с разными видами спорта. К нам приходили кикбоксеры, гимнасты, акробаты, тхэквондисты и другие. Много наших детей занимается в секциях.
— Есть лидирующий вид спорта?
— В 5–6 лет дети больше всего интересуются футболом. Он сейчас очень распространён, даже существовала программа развития футбола в дошкольных учреждениях. В начале лета, например, играли в футбол с 49-м детсадом. В «технологе» проходят соревнования по мини-баскетболу на Кубок Георгия Саакяна – моим воспитанникам это тоже нравится.
— Ещё что‑то есть городского уровня?
— «Мозаика детства» – в неё включены шахматы, игра в оркестре, пение в хоре, восемь эстафет. Есть городская спартакиада, проводится сначала между садами по районам, а финал – в учебно-спортивном комплексе Светланы Хоркиной или «Спартаке». В спартакиаде ещё не побеждали, но становились лауреатами.
Чтобы росли здоровыми
— Вы сказали про недостаток силы у детей, какие ещё у них есть проблемы со здоровьем?
— Благоприятный период для развития силы – 14–15 лет, в детсаду мы просто способствуем её развитию. А так очень распространены заболевания опорно-двигательного аппарата. Уже в этом возрасте у детей из‑за сидячего образа жизни неправильно сформирован позвоночник и свод стопы – сколиоз и плоскостопие. На каждом занятии мы делаем упражнения на искоренение этих проблем.
— В этом возрасте плоскостопие ещё можно победить?
— Говорят, что плоскостопие у второй младшей группы ещё не видно. Поэтому мы просто проводим профилактику, чтобы его не было вообще или было в незначительной степени. Для этого дети делают упражнения босиком на специальных ковриках и с шипованными мячами. На сайте каждого садика родители могут познакомиться с этими упражнениями.
Полезное упражнение – перенос крышек от бутылок ногами, ходьба на носочках и на внешней стороне стопы, на пятках, с перекатом. А для правильной осанки делаются упражнения лёжа, прогибы, прорабатываем мышцы не только спины, но и брюшного пресса, который также удерживает позвоночник.
Когда у детей глаза горят
— Вы работаете в детском саду пять лет. Что изменилось в дошкольном образовании в физкультуре за эти годы?
— Когда я пришёл, здесь был только мини-баскетбол. Сейчас всего много, в том числе и спортивных благотворительных акций. «Добрый город» – бегаем с детьми, ездим на «Лыжню России», «Кросс нации». Подключаем к этому родителей. В детсаду постоянно разрабатываются проекты – сейчас по ГТО. Идём в ногу со временем, постоянно что‑то меняется. У меня золотой значок, и ещё у четырёх воспитателей – по два золотых и два серебряных.
— За эти пять лет не хотелось уйти из детсада в школу?
— Когда только начинал, были такие моменты. Но это потому, что не получалось. А сейчас в школу вообще не хочется. Тут всё более серьёзно: в детсаду мы готовим детей к школе, закладываем основные качества. В школу отправляем, чтобы их уже дальше развивали. Поэтому считаю, что дошкольная работа важнее.
— У учителей главная беда – обилие бумажной работы, а какие проблемы у воспитателей детских садов?
— У нас практически то же самое, но поменьше. К тому же в дошкольном учреждении больше простора для творчества. У учителей есть строгая программа, а мы можем действовать разными способами. Нам даётся определённая тема, кто‑то подходит к ней так, а кто‑то по‑другому – мы сами придумываем пути решения. Этим и замечательна работа в детсаду. Здесь ребёнок сам думает, он очень живой, подвижный, непосредственный. А в школе он уже в рамках программы, они больше сидят, а здесь много двигаются.
— Что самое интересное для вас в работе?
— Проведение спортивных праздников нравится само собой, они проходят красочно и эмоционально. А рядовые занятия – отдельная тема. И рядовые – не значит скучные. Когда дети на них приходят, то в зале становится тихо, они слушают, что ты им рассказываешь, ты мотивируешь их и мотивируешься сам. Когда они выполняют упражнения, у них глаза горят. В конце занятия мы подводим итоги, они взахлёб рассказывают о новых знаниях.
Это самое радостное, это значит, что цель сегодняшнего дня достигнута. И надо сохранять этот настрой на протяжении всего дня, со всеми группами, тогда и я достигаю своей цели.
Александр Куликов