Что мешает белгородской школе быть доброй
-
Мнение
-
Мнение
В Белгородской области запустили проект «Доброжелательная школа». Если в нём возникла такая серьёзная и осознанная необходимость, значит, с доброжелательностью в наших школах дела обстоят не очень хорошо?
Разве важнейшие цели школы – образование и воспитание – не связаны крепкой нитью с доброжелательным отношением к ученикам? Что случилось, что для этого целый проект надо было выдумывать?
Концепция белгородской «Доброжелательной школы» очерчена понятно:
«В доброжелательной школе дети с разными способностями учатся с удовольствием и пользой для собственного будущего… Каждого ученика принимают и уважают независимо от того, какие успехи им достигнуты или какие ошибки совершены… Все педагоги, учениками которых хочется быть, ответственные, креативные и стремятся к постоянному саморазвитию… Ни один родитель не мыслит судьбы своей семьи вне судьбы своей школы и вне судьбы своего ребёнка… Создана безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения…»
Читаешь – и душа радуется. А почему всего этого сейчас нет? Разве трудно с уважением относиться к ученикам, поддерживать креативных преподавателей, искать детские таланты и привлекать родителей к жизни школы?
Проект предполагает много материальных вещей, для которых нужно финансирование. Но самое главное – это хорошее отношение. Учителей – к ученикам и наоборот. Директоров школ и родителей – к учителям и наоборот. Родителей – к детям. Детей – к учёбе. В этом круговороте иногда бывают уродливые, непонятные и необъяснимые случаи. О них мы узнаём из первых уст.
Один мальчик и учился хорошо, и музыкой занимался, и в конкурсах побеждал, и в олимпиадах. В общем, не ученик, а мечта любой школы – только не своей. В классе парня считали выскочкой, просили не выпендриваться, быть таким, как все. А он не понимал – почему? Сейчас он вырос и поступил в один из столичных колледжей. Участвует в конкурсах, побывал за границей, познакомился со многими интересными и известными людьми. У него всё хорошо. Но это его личная заслуга. Вопреки школе.
Ещё один мальчишка в 9–10 лет присылал нам изумительные по смыслу и языку рассказы и заметки. Но в школе говорили: сдирает из Интернета. Говорю ему:
«Так это же легко проверить благодаря специальным программам». Он: «А учительница сказала, что Интернет – это зло и сидят в нём одни дураки».
Цифровая образовательная среда, говорите?
Нам, журналистам, историй из жизни рассказывают много. Например, когда сельского школьника учитель отговаривает участвовать в конкурсах: «Ты же из деревни, тебе всё равно никакого места не дадут!». Когда в селе одна школа с углублёнкой и куча детей, у которых к этой углублёнке ни способностей, ни желания углубляться. И выбора нет. Когда ученика при всём классе заставляют снять вещь с адидасовским трилистником – потому что это «эмблема наркоманов». Или первоклассник бросается с кулаками на педагога, потому что тот сделал ему замечание. Мама, которая бегом бежит с претензией не к педагогу, а сразу пишет в чёрные списки…
Разобраться, объяснить, понять – не все к этому готовы. А ведь именно это и есть человеческий фактор! Никакая школа невозможна без людей. Она для людей и существует. Прежде всего – для детей. Именно так: школа – для детей. А не наоборот.
Проблем в современной школе много. Решит ли их проект «Доброжелательная школа»? Очень хотелось бы. И с взаимоотношениями. И с непомерной нагрузкой. С натаскиванием на ЕГЭ вместо нормальной учёбы. И огромным объёмом домашней работы. С поиском талантливых детей – не только среди отличников. И, конечно, с отношениями ученика и учителя.
Елена Талалаева, редактор областного детского журнала «Большая переменка»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции