Индивидуальный отбор. Всех ли детей принимают в 10-е классы белгородских школ
Почему в некоторых школах могут отказать после 9-го класса
-
Статья
-
Статья
В редакцию «БелПрессы» поступили жалобы на то, что перед учениками ставят условия, при которых они не могут перейти в 10-й класс той школы, где хотели бы учиться.
В проблеме разбираемся с первым заместителем начальника регионального департамента образования Николаем Рухленко.
— Что такое индивидуальный отбор и в каких школах он не нужен?
— Порядок индивидуального отбора при приёме в государственные и муниципальные школы прописан в законодательстве региона. А департамент образования утверждает перечень областных школ, гимназий и лицеев, где этот отбор разрешён. Список таких школ есть и в каждом муниципалитете. Индивидуальный отбор возможен, когда мы говорим о получении основного (по 9-й класс) и среднего (по 11-й) образования с углублённым изучением отдельных предметов, профильного обучения или когда основное и среднее образование интегрируется с дополнительной подготовкой к военной службе (например, кадетские классы).
Сейчас индивидуальный отбор проводят четыре областных учреждения: Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат, Шебекинская гимназия-интернат, Шебекинская академия футбола и Царёв-Алексеевский кадетский корпус в Новом Осколе.
В этом году три школы региона получили статус базовых школ Российской академии наук: Шуховский лицей, белгородкий лицей № 9 и старооскольская школа № 20. В будущем в них тоже будет индивидуальный отбор для учёбы в профильных классах.
— В каждой ли школе должны быть профильные классы?
— Сегодня каждая школа считает необходимостью вводить в старших классах профильное обучение, которое однозначно предполагает индивидуальный отбор. Но кто сказал, что так должно быть?
Профильное обучение не должно быть профанацией. Для этого нужны высококвалифицированные учителя, хорошая материально-техническая база. Не везде это есть. Каждая школа должна обосновать введение профиля, предварительно изучить потребности школьников. Если две соседние школы, стоящие друг от друга в пешеходной доступности, вводят один и тот же профиль, а в классах учится по полтора десятка школьников, такой подход нерационален. К тому же система профилей в 10-х и 11-х классах в большинстве школ не обновляется многие годы.
Анализ показывает, что профильное обучение сегодня существует практически во всех средних школах. Но это ни в коем случае не должно быть предлогом для отказа от универсального, т. е. непрофильного, обучения.
— Кто должен регулировать количество профильных и непрофильных классов?
— Это полномочия городских и районных отделов образования. Они ведут учёт детей и закрепляют школы за конкретными территориями.
И делать это нужно с учётом интересов жителей. Приказ о профильных классах размещают в открытом доступе, на сайтах школ. Конфликтных ситуаций, непонимания и несогласия со стороны родителей будет меньше, если их своевременно информировать.
В каждой школе должен быть внутренний нормативный акт, который регулирует условия индивидуального отбора в профильные и универсальные (общеобразовательные) классы. В этом документе не должно быть запретов, связанных с отметками в аттестатах: если прописывают, что аттестат должен быть без троек, это неправильно!.
— Почему заявление о приёме в профильные 10-е классы в некоторых школах принимают только один день и в определённые часы?
— Информация о сроках, месте подачи заявлений (в том числе электронных) должна быть заранее на сайте школ, стендах и т. д.
Практику, когда на приём заявлений отводят один день и с раннего утра выстраивается очередь, нужно прекращать.
Индивидуальный отбор в каждой школе ведёт специальная комиссия, рассматривает жалобы – комиссия апелляционная. В их состав не могут входить одни и те же люди.
– А если ребёнок не тянет на профильный класс, но хочет остаться в своей школе, могут ли ему отказать в приёме в 10-й класс?
— Индивидуальный отбор не отменяет того, что право на общее образование имеют все дети, проживающие на закреплённой за школой территории. В городах, где школ много и есть выбор, куда пойти после 9-го класса, эта проблема решается легко. А вот если родители троечника из сельской школы с углублённым изучением каких‑то предметов будут настаивать, ребёнка могут принять в профильный класс. Но сможет ли он учиться по более сложной программе? Как бы тут не сделать хуже ребёнку…
Возможно, тем, кто не может учиться на 4 и 5, лучше поступить после 9-го класса в техникумы и колледжи, а после их окончания уже сдать ЕГЭ и пойти в вуз.
Ещё вариант – продолжить учёбу в общеобразовательном классе, где все предметы изучаются на базовом уровне. Но семья должна быть готова к тому, что в своей школе такого класса может не быть. Создавать классы из‑за одного-двух учеников нецелесообразно. Муниципалитет обязан организовать сеть общеобразовательных классов так, чтобы охватить ими всю территорию города или посёлка.
— По каким критериям отбирают детей в профильные классы?
— В кадетские классы – по результатам конкурса с учётом индивидуальных учебных достижений и состояния здоровья. При поступлении в профильные классы учитывают результаты ГИА по профильным предметам, а также успехи в учёбе. При выборе предметов для сдачи в 9-м классе нужно об этом помнить. Если девятиклассник не сдавал химию и биологию, то претендовать на химико-биологический профиль он не сможет. Либо же ему предстоят дополнительные испытания по этим предметам в самой школе.
— Некоторые родители считают, что система приёма в 10-й класс через портфолио и собеседование ущемляет права ребёнка на образование.
— Профильное обучение – дело нелёгкое. Это повышенный уровень, требующий умения анализировать, погружаться в предмет, решать сложные задачи, делать выводы. Это не каждому под силу. В профильные классы должны приходить наиболее подготовленные дети, что как раз и подтверждают портфолио достижений и выявляют собеседования. Сколько приходилось наблюдать случаев, когда троечника под натиском родителей брали в профильный класс, но ничего хорошего из этого не выходило – с программой он не справлялся и вынужден был или уходить, или дотягивал до ЕГЭ, но не мог его сдать на положительную оценку.
— Что делать, если количество поданных заявлений превысило количество мест в профильном классе?
— Так бывает очень часто. Похожая проблема, когда у нескольких учеников одинаковые результаты тестирования, собеседования, ГИА по профильным предметам. В таких случаях принимают во внимание победы или призовые места на предметных олимпиадах от муниципального уровня и выше, участие в региональных конкурсах научно-исследовательских работ или проектов, проживание на закреплённой за школой территории и другие критерии.
Записала Елена Мельникова