Справка на каждый чих. Почему учитель разрывается между детьми и документами
Об учительской бумажной нагрузке рассказали педагоги и представитель департамента образования Белгородской области
-
Статья
-
Статья
Министр просвещения Ольга Васильева недавно заявила: «У учителя должно быть три документа: рабочая программа, электронный журнал и дневник. Остальное любая проверяющая организация должна найти на сайте школы». Эти слова подкреплены соответствующим законопроектом. А как обстоят дела в белгородских школах?
В 2018 году на августовской педагогической конференции губернатор Евгений Савченко спросил у учителей, стали ли они меньше заниматься составлением документов. Получив отрицательный ответ, глава региона дал поручение избавить педагогов от излишнего бумаготворчества.
«В последний раз я ставлю эту задачу», – подчеркнул он.
Педагоги говорить о своей бумажной нагрузке открыто не решаются. Вот и учитель начальных классов одной из школ Белгорода согласилась рассказать о «документотворчестве» только на условиях анонимности.
Списки и протоколы
«Основная бумажная нагрузка выпадает на начало и конец учебного года, на конец четверти. Из обязательного каждый день заполняю электронный журнал, в конце четверти распечатываю его; составляю сводную ведомость по успеваемости в классе – в электронном и бумажном виде. Журнал в конце года прошиваю и сдаю в архив.
Бывают внезапные отчёты. Например, дети заболели – должна подать список: кто болеет, в какой поликлинике лечится. Соцпедагог собирает эти сведения и готовит сводную справку по школе. Это в урочное время надо сделать. Созваниваюсь с родителями, пишу им в «Вайбере».
Всевозможные списки время от времени приходится составлять – для поликлиник, соцработников, для нашего департамента: возраст учеников, место жительства, какие садики посещали…
Заявлений море на всё, на каждый чих: на внеурочку и разрешение фотосъёмки, на прививки и поход в кино, на участие в олимпиаде. Сам ребёнок идёт домой после уроков или его забирают (и указать, кто именно будет забирать). Если ученик не посещает школьный лагерь во время каникул, должно быть заявление, что ответственность в это время за него несут родители.
Если родители решают закупать рабочие тетради оптом на класс – нужно составить протокол: кто предложил, где закупали, по какой цене. Эти бумаги лежат в папке классного руководителя на случай проверки: вдруг кто‑то из родителей жалобу в прокуратуру напишет».
500 листов
«В начале года учителя составляют рабочие программы. Раньше она у меня занимала три странички: писала, когда и какие темы будем изучать с детьми по каждому предмету.
Сейчас этот документ в среднем 500 листов. Переписываю министерские программы с указанием требований к ученику, к учителю. Причём это всё есть и в электронном, и в печатном виде, всё утверждено, а мы, учителя, опять переписываем каждый под своей фамилией на титульном листе. Никому не нужное дублирование! Сижу месяц, а то и больше, при этом я не имею права отступать от министерской программы больше чем на 20 %. Столбики в ней с места на место меняю.
Каждый год какие‑нибудь эксперименты: например, этот учебник уберите, а этот добавьте. Сейчас свистопляска с «Родным языком». В прошлом году по нему вычленили темы, составили отдельную программу. В этом году в сентябре сказали: надо обратно вставить эти темы в общую программу. Сейчас снова идёт разговор: нет, всё‑таки правильнее будет сделать отдельную программу по «Родному языку». Значит, опять летом будем сидеть – вычленять темы».
И на дуде игрец
«Ещё одно «развлечение» – аттестация. Я, учитель высшей категории, имея хорошие результаты, каждые четыре года должна доказывать, что я не чайник. Для этого надо либо свой опыт описать, либо подготовить научную статью; среди моих учеников должны быть олимпиадники как минимум регионального уровня, участники различных конкурсов. Я обязана с одарёнными детьми заниматься, и самой мне нужно поучаствовать в каком‑нибудь конкурсе. То есть я должна и петь, и плясать, и научной работой заниматься, и детей учить на хорошем уровне. Как минимум в пяти направлениях должна быть успешной. И каждый успех подтвердить бумагами.
Бумажная нагрузка нарастает каждый год, несмотря на введение электронной отчётности. Безналичную оплату питания ввели вроде как для того, чтобы освободить учителя от лишней работы. Но раньше я писала список, например: 15 человек у меня обедают. Собирала деньги, относила в столовую. Теперь я открываю электронный журнал, ставлю галочку, что Маша-Ваня-Петя обедают. Когда они пришли в школу – подтверждаю эту галочку. Всё – в урочное время.
Дублируем в электронном виде много всего. Когда дети поступают в 1-й класс, требуем от родителей паспортные данные, свидетельство о рождении ребёнка, номер СНИЛС и медполиса. Вбиваем все эти данные в «Виртуальную школу», хотя они уже есть на сайте «Госуслуги».
Не до экскурсий
«Больше всего возмущает обязанность обходить поквартирно прикреплённый к школе микрорайон и спрашивать родителей, прописан ли ребёнок в этой квартире, в какой школе он учится (или будет учиться). Хожу в нерабочее время, в начале и конце учебного года. Работа эта никак не оплачивается. Выслушиваем такое от родителей… иной раз и собакой пригрозят.
Я должна себе расставить приоритеты: дети или бумаги. Если хочу, чтобы были идеальные бумаги, то детей практически не вижу. А проверки в школе – одна за одной, и вот опять завучи несут по пять-шесть огромных папок проверяющим.
Мне не хватает времени сводить детей в кино, театр. Раньше мы за четыре года объезжали с экскурсиями практически всю область. Подавали список, директор ставил печать, и мы ехали спокойно. Сейчас поток бумаг на оформление экскурсий такой, что мы от них практически отказались. Списки, заверенные директором, медсестрой, в управлении образования, разрешение на перевозку детей от ГИБДД, разрешение от каждого родителя… Больше десятка наименований документов.
К автобусам для перевозки придираются, а альтернативы никакой не предлагают.
Я считаю так: если у учителя горят глаза – то и у учеников они будут гореть. А если учителю головы не поднять, то и детям ничего не хочется».
«Говорить, что учителя загружены отчётностью, некорректно»
Чтобы свести бумаготворчество в школах к минимуму, министерство просвещения предлагает утвердить единый для всей страны перечень документов, которые обязаны вести педагог и классный руководитель. В Белгородской области такой исчерпывающий перечень разработали ещё в 2013 году. По словам начальника управления образовательной политики регионального департамента образования Марины Назаренко, за шесть лет он не дополнился ни одним пунктом.
— Тогда почему вопрос о сокращении бумажной нагрузки на учителей вновь на повестке?
— В преддверии 2018/19 учебного года департамент мониторил ситуацию с документооборотом. Оказалось, что не все педагоги понимают разницу между отчётностью и документами, которые должны быть у учителя обязательно.
Сейчас мы получили из министерства просвещения для согласования перечень необходимой для учителя и классного руководителя документации. Когда сопоставили его с нашим исчерпывающим перечнем, увидели, что они совпадают практически один в один. Возможно, федеральная установка поможет взглянуть учителям на ситуацию по‑новому, даст им соответствующее понимание.
— Какие документы включены в федеральный перечень?
— Он разделён по категориям – учитель и классный руководитель. Так, для всех учителей обязательны календарно-тематическое планирование, ведение классных журналов в электронном или бумажном виде, дневников учащихся, электронного портфолио учителя-предметника, плана его самообразования и саморазвития, документации по организации техники безопасности на отдельных уроках, отчётов за периоды обучения по реализации рабочей программы, об итогах промежуточной аттестации учеников в соответствии с ФГОС, о результатах педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе.
В обязанности классного руководителя дополнительно входят заполнение классного журнала, составление плана воспитательной работы с классом, ведение социального паспорта класса и личных карт учеников, протоколов родительских собраний, циклограммы работы классного руководителя, бланков индивидуальной работы с родителями, сведений о распределении выпускников и другое. Это всё документы, которые, подчеркну, обязательно должны быть у классного руководителя.
Да, на работу с ними тратится время, но не нужно их путать с отчётностью. Вы ведь не станете считать отчётом поурочный план? К тому же многое из перечисленного педагогу нужно готовить не каждый день. Все документы имеют периодичность подготовки: например, план самообразования и саморазвития – раз в три года, электронное портфолио учителя ведётся в течение трёх лет, рабочая программа по предмету готовится сразу на уровень образования.
Поэтому говорить, что учителя загружены отчётностью, некорректно. Работу по подготовке отчётной документации ведёт администрация образовательного учреждения, в частности – заместители директора. Эту работу мы также стараемся оптимизировать и максимально увести в «цифру».
— Как это происходит на практике?
— Сегодня департамент образования разрабатывает региональную стратегию «Доброжелательная школа», которая отдельным функциональным направлением предусматривает цифровизацию образования, и в частности документооборота. Уже сейчас в рамках ресурса «Виртуальная школа» более 80 документов можно открыть в один клик и сформировать отчётность в любом ключе. Это наш, региональный ресурс, который оперативно отзывается на запросы потребителей услуг. Планируется доработать модули «Виртуальной школы», чтобы максимальное число документов учитель мог формировать автоматически.
Параллельно в рамках взаимодействия с госкорпорацией «Росатом» планируем внедрять в образовательных учреждениях региона бережливые технологии. На базе двух пилотных школ – Дубовской школы Белгородского района и 9-го лицея Белгорода – уже провели картирование отдельных процессов в части документооборота.
— Что это значит?
— Картирование потока – один из инструментов бережливого управления, позволяющий проанализировать стадии текущего процесса и оптимизировать его или приблизить к идеальному состоянию. Иными словами, свести всю незначимую работу к минимуму.
Возьмём, к примеру, составление характеристики на учащегося. Вся необходимая информация есть в «Виртуальной школе», но педагогу для подготовки документа нужно открыть сразу несколько вкладок, а это всё временные затраты. Разрабатываемый модуль позволит складывать всю информацию в шаблон. То есть работа, занимавшая несколько часов, потребует несколько минут.
— Как бережливые технологии будут внедрять в образовательные учреждения региона?
— На первое полугодие, то есть до 1 июня, уже определены 52 пилотных учреждения из всех муниципалитетов: школы, учреждения допобразования, детсады. Бережливые команды пройдут обучение на базе Белгородского института развития образования, а затем обучат своих коллег на местах. К концу этого года стоит задача вовлечь в такую работу 75 % образовательных организаций.
Личное мнение
«В среднем три часа»
Учителя городских и сельских школ ответили на вопросы: как много времени у вас уходит на работу с бумагами? Какая часть этой работы самая затратная? Как, на ваш взгляд, можно уменьшить объём бумажной работы? На что вы потратили бы высвободившееся время?
Юлия Александровна (русский язык и литература):
«Часто с бумагами приходится работать дома, даже в выходные и праздничные дни, отнимая время у семьи. Самые затратные по времени – составление отчётов и проверка тетрадей. Во внеклассной работе – разного рода диагностики. Свободное время я бы охотно уделяла своей семье».
Нина Михайловна (иностранный язык):
«На проверку тетрадей – около трёх часов ежедневно, отчёты – до двух часов в неделю. Чтобы уменьшить объём бумажной работы, предлагаю создать единый шаблон для отчётности, который не будет меняться по 2–3 раза за год. Высвободившееся время я бы с удовольствием потратила на совместные занятия с ребёнком, посещение развлекательных мероприятий».
Марина Викторовна (начальные классы):
«На работу с бумагами у меня уходит в среднем три часа. Большую часть времени – 2–2,5 часа – занимает проверка тетрадей (60 штук каждый день). В помощь педагогу можно привлечь тьютора для организации воспитательной работы на переменах, что даст возможность заполнять электронные журналы и отчётность. Освободившееся время я бы потратила на свою семью, творчество и чтение книг».
Марина Сергеевна (математика):
«На составление одного конспекта урока уходит уйма времени, а их нужно на день 4–5. Различные планы, программы работы в течение учебного года – для их разработки требуется несколько дней. Больше всего времени трачу на составление отчётов и документов, необходимых для чёткого ведения работы, а также для администрации школы. На мой взгляд, учителя часто занимаются тем, что в их компетенцию не входит; часть бумажной работы разумно переложить на психологов, завучей. Я бы использовала своё свободное время на развитие профессиональных качеств, посещение тренингов, для индивидуальных занятий с учениками».
Алёна Игоревна (русский язык и литература):
«К сожалению, бумажная работа атакует, поэтому трачу на неё минимум 1,5 часа в день. Самая затратная часть – составление отчётности, так как много учащихся, да и классов тоже. Чтобы уменьшить объём бумажной работы, нужно просто её отменить, оставить только календарно-тематическое планирование и конспекты уроков. Свободное время отдаю общению со своим классом. А после упрощения бумажной волокиты общалась бы с детьми ещё чаще. И, конечно, посвятила бы время творчеству. Без этого в нашей профессии никуда».
Надежда Николаевна (история и обществознание):
«На работу с бумагами каждый день трачу по 1,5 часа, а будь я классным руководителем, тратила бы в три раза больше, потому что у них больше отчётности. Много времени уходит не только на отчёты, но и на составление планов уроков, потому что учебники, включённые в образовательную программу, часто устаревают и меняются. Чтобы собрать все документы для подтверждения категории, необходимо 3–4 месяца. Думаю, должен быть завуч, который занимался бы только бумажной работой. Высвободившееся время уделила бы более качественной подготовке к урокам, живому общению с учениками, на подготовку к олимпиадам и госэкзаменам».
Зинаида Васильевна (иностранный язык):
«На работу с бумагами у меня уходит 2–3 часа в день, иногда меньше. Самая затратная часть – заполнение электронного журнала и выставление оценок по практической части. Предлагаю убрать ведомость практической части, считаю её лишней работой для учителя иностранного языка, т. к. он не проводит опыты и эксперименты. В свободное время я читаю любимые книги или смотрю любимые передачи».
Опрос подготовили студенты факультета журналистики БелГУ Алёна Хлудеева, Карина Яунюс и Андрей Шилин