Русский по акции. Зачем белгородские родители сдавали единый госэкзамен
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» проходит уже в третий раз
-
Статья
-
Статья
Мамы и папы выпускников узнали, как организован экзамен с технической точки зрения, и оценили уровень экзаменационных заданий.
Изучить изнутри
«Акция проходит в первую очередь для того, чтобы снизить уровень напряжённости, потому что опыт показывает, что мамы и папы больше переживают, чем выпускники, – считает начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина. – Дети участвовали и во всероссийских проверочных работах, и в других оценочных процедурах, а вот родителям это в новинку. Постарались сделать так, чтобы они смогли изучить процедуру изнутри. Самое главное – психологический комфорт. Если родители помогут своим детям успокоиться, собраться с мыслями и понять, что задания достаточно простые, то успех будет гарантирован».
Экзамен для родителей организовали по тем же правилам, которые соблюдают на настоящем ЕГЭ. Чтобы попасть в аудиторию, взрослым пришлось распрощаться с мобильными телефонами и любыми другими техническими устройствами, пройти через металлодетектор, который может среагировать даже на наручные часы. С собой разрешили взять только паспорт.
«Жи-ши пишите через и», – напутствовал родителей Андрей Мухартов, директор гимназии № 3, одной из семи белгородских школ, где организованы пункты приёма единого госэкзамена.
26 февраля сдать ЕГЭ сюда пришли 28 человек.
«Сам я ни разу не участвовал – у нас акции каждый день на уроках, – пошутил лучший директор школы – 2018. – Учителя практически по всем предметам обязательно проходят процедуру тестирования и сами сдают. Вокруг ЕГЭ много мифов, что это нереально и трудно, но это не так. Сложного тут ничего нет, и наши дети к этому готовы. Ажиотажа уже нет даже среди родителей – все смирились, поняли, увидели, как это устроено».
Демоверсия
Родители выполняли сокращённую демоверсию ЕГЭ: в тестовой части нужно было ответить на семь вопросов вместо 24, а вот по уровню сложности они были такими же, как у школьников. Второе задание – написать сочинение на основе приведённого текста. Времени на такой экзамен взрослым тоже отвели меньше: полчаса вместо трёх с половиной.
Перед началом родителям провели инструктаж и объяснили, как правильно заполнять бланки ответов. К организаторам они могли обращаться только по вопросам, не связанным с самими заданиями.
«Нет цели получить результат, – напомнила Тишина. – Цель – пройти процедуру, почувствовать технологию, посмотреть, как это работает изнутри, а результаты здесь вторичны. Я уже не первый год участвую в этом мероприятии, и поверьте: с заданиями справится любой взрослый человек, говорящий на русском языке».
За первую парту села руководитель управления образования Белгорода Ирина Гричаникова. Хотя её дочь учится только в 6-м классе, ЕГЭ для родителей она приходит сдавать второй год подряд. Получаса на выполнение заданий ей хватило:
«Текст, который мне попался, показался очень интересным. Я позавидовала нашим детям. Современное сочинение как элемент экзамена – это возможность порассуждать, высказать свою позицию, продемонстрировать знания и в то же время показать себя как личность, которая умеет оценивать то, что происходит вокруг, сопоставлять литературный текст и современные события. Это очень захватывающе».
После настоящего экзамена материалы детей сканируют и в зашифрованном виде отправляют в центр оценки качества, а затем – в Москву на проверку комиссии. На акции родителям результат озвучили в этот же день. Демоверсия экзамена не предполагала стобалльной системы оценки, тем не менее минимальный порог преодолели все участники.
По словам Тишиной, средний балл по русскому языку в Белгородской области год за годом растёт. В прошлом году 19 школьников сдали экзамен на 100 баллов.
Мнения родителей
Мнения родителей об экзамене – и об организации, и о самих заданиях, разделились.
Виталий Абрамов, директор «Белгород-Медиа»:
«Сегодня я впервые увидел, что такое ЕГЭ, и просто обалдел. Были не совсем понятны формулировки: некоторые очень простые вещи были поданы слишком мудрёно. Смысла сочинения я вообще не понимаю. Есть классическое изложение: прочёл текст и изложил своими словами. А сочинение по какому принципу писать? Текст был ни о чём. Я филолог и оканчивал журфак, но считаю, что это не та система для детей по отчётности и проверке знаний. Это моё убеждение».
Валентина Глушкова, завкафедрой русского языка и деловой коммуникации БУКЭП:
«С коллегой совершенно не могу согласиться. Всегда есть необходимая норма литературного языка, которая здесь проверяется: ударение, чередующиеся гласные и так далее. Сегодня, когда студенты работают с текстом, они этого делать как раз не умеют. Не могут изложить его своими словами, вычленить главное, не могут представить его в виде адаптации, тезиса, аннотации – это реальная проблема, и не только для школьника. Хочу сказать, что задания вполне адекватные и это полезный экзамен».
Ирина Борисова, редактор журнала «Родительский репортёр», мама 6-классницы:
«Я никогда не проверяла у ребёнка уроки, но теперь буду. Потому что формулировки для меня были шоком, я только полчаса в них вчитывалась. Сочинение же прошло для меня прекрасно. Мой ребёнок не боится ЕГЭ. Она сказала: «А чего его бояться, если мы всё время сдаём тестовые работы?» Наши дети к экзамену готовы».
Анна Сидельникова, педагог-психолог школы № 20, мама 9-классника:
«Мы забываем о значении слова единый – это не просто выпускной экзамен, но и вступительный – в вуз. Раньше мы сдавали экзамен в школе, шли в вуз – в другое заведение, заходили по пять человек и сдавали профессорам, которые могли спросить что угодно. Я помню наши вечно трясущиеся коленки. Но если мы, родители, не будем нагонять ажиотаж вокруг ситуации с ЕГЭ, потому что он всё равно состоится, детям будет легче. Наши дети живут в новое время, камеры и металлоискатели абсолютно ничего не значат для них: сегодня ни в один аэропорт, ни в одно заведение без камер не пройдёшь. Это проза современной жизни».
Олеся Давыдкина, педагог школы № 47, мама 11-классника:
«Тестовые задания мне показались очень лёгкими – всё помню из школьного и университетского курса. Для сочинения мне попался текст, связанный с войной. Немного не хватило времени, чтобы выразить свои мысли. Мы понимали, что это тренировочный вариант, но и в настоящем экзамене я приняла бы участие. ЕГЭ – это не страшно. Проблема у школьников возникает психологическая – с этим надо работать. Рамки и обыски не страшны. Уверена, у будущих выпускников всё получится».
Елена Байтингер