О выборе профессии
«Я училась в профильном, английском классе гимназии № 1. Предмет всегда был по душе, а хорошие преподаватели – примером. Это и повлияло на выбор профессии.
Обучаясь на факультете романо-германской филологии БелГУ первым языком выбрала французский. Думала, раз английский знаю, то можно попробовать что‑то другое. Если раньше были сомнения насчёт школы (Александра думала и о работе переводчиком – прим. ред.), то на педпрактике я уже точно решила, что буду учителем.
На учёбе во Франции, в Монпелье, поняла, что французский не совсем мой язык. Кроме того, в Белгороде трудно найти работу, связанную с этим языком. Но если бы была возможность, я бы преподавала и его».
О языках
«Ещё я немного знаю итальянский. Мне очень нравится он, и хотелось бы погрузиться в итальянскую культуру и съездить на Сицилию или в Тоскану.
Надеюсь, когда‑нибудь наши школы будут мультиязыковыми. У ребёнка должен быть выбор хотя бы из двух-трёх языков. Пусть дети не будут знать второй язык на высоком уровне, но это расширит их кругозор. Чем больше человек знает языков, тем больше внутренних «я» он раскрывает в себе».
О первом уроке
«Свой первый урок до сих пор вспоминаю с содроганием. Это был второй класс из 22 мальчишек. Когда я зашла к ним на перемене и увидела их проказы… Сейчас уже на всё спокойно реагирую, но тогда хотелось выбежать и закрыть дверь. Казалось, что они не будут слушать меня. Но в этой непосредственности тоже прелесть работы учителя: не будешь же вспоминать, как они тихо сидели и слушали тебя. Сейчас это один из любимых моих классов.
Учителю всегда надо помнить, что он тоже был ребёнком. Дети по своей природе любят бегать и прыгать, и на перемене они могут этим заниматься.
Когда идёшь на первый урок, нужно быть акробатом, уметь жонглировать, танцевать и петь. Например, когда я со своими детьми учу прошедшее время, вспомогательный глагол у нас становится Дарт Вейдером, и я им напеваю Имперский марш. Нужно выкладываться по полной. Принцип «чем сложнее мне сегодня, тем легче моим ученикам завтра» всегда работает».
О конкурсе
«Первый этап конкурса, городской, был в сентябре 2016-го. Тогда он мне казался невообразимо сложным. Наверное, на том этапе было больше всего переживаний. После него думала, что больше не буду ни в чём участвовать. Но мне понравилось испытывать себя. Кроме того, на таких конкурсах полностью раскрываешься как педагог.
На областном этапе я уже знала, чего ждать. Российский стал переворотом: я увидела не просто учителей, прошедших отбор, а людей с горящими глазами и с желанием воплощать невероятные идеи. И поняла, что нужно в два раза больше работать, иначе эти талантливые люди составят конкуренцию. Стресс и переживания на конкурсе забылись, а полученный опыт помогает развиваться дальше».
Об испытаниях
«На каждом этапе сначала учителя отправляют конспект занятий, потом проводят открытый урок и презентуют свой педагогический опыт. На областном и российском этапах добавили ещё и обсуждение проблем в образовании. Каждый сам выбирал определённый аспект и готовил устное выступление.
Для участия в российском этапе нужно было также заранее предоставить конспект урока и эссе на темы «Как я управляю своим саморазвитием» и «Мои инновации в образовании».
Об открытом уроке
«На очной части мы давали сжатый урок на 30 минут. Мне достался класс с углублённым изучением языка, с которым я познакомилась за 10 минут до начала. Не было страшно с чужим классом, дети везде одинаковые. Нужно просто заинтересовать их.
С собой везла 3 кг реквизита, чтобы интересно провести урок. По моей задумке, мы с ребятами отправились в летний экологический лагерь. Я подготовила для всех одинаковые футболки и значки. Вместе выходили к доске и представляли, что сидим у костра. Дети проживали новую лексику: переодевались, сидели, ходили в разные стороны. Я старалась показать, что занятие не должно проходить на уровне «рассказал – записал»: нужно более творчески подходить к уроку».
Об идеальном уроке
«На российском этапе был вопрос об идеальном уроке. Тогда я задумалась: возможно ли провести его? Когда я составляю план, записываю, что мы пройдём с классом. С каждым разом хочется сделать больше, привнести что‑то новое. Но чем больше работаю, тем больше понимаю, что дать урок так, как запланировал, практически невозможно: всегда хочется объять необъятное, но за 40 минут это сделать сложно. Но я всё равно стараюсь.
Из‑за большой нагрузки порой не получается каждый урок продумать до мельчайших деталей. Не хватает времени сделать всё, как хотелось бы. Потом, спустя время, анализирую, почему не рассказала так, чтобы дети лучше поняли».
О настоящем учителе и наставниках
«Наша профессия может казаться лёгкой, но это не так. Настоящий учитель безгранично любит детей. Мы имеем дело с самым хрупким и в то же время самым пластичным материалом – детьми: они впитывают в себя всё, что получают от учителя.
Мои школьные преподаватели продолжают быть моими наставниками. На городском этапе конкурса они постоянно давали советы, на областном этапе мой учитель английского помогала с конкурсным уроком. Теперь мы общаемся как коллеги. Думаю, их поддержка тоже вклад в победу».
О призвании и эмоциональной отдаче
«Для учителя особенно важно призвание. Если кто‑то не может учить детей, это вовсе не значит, что он плохой человек. Просто кому‑то дано, а кому‑то – нет.
Я не прикладываю особых усилий, когда работаю с детьми. Даже от классного руководства, которого поначалу боялась, получаю удовольствие. Все неприятности всегда перекрываются эмоциональной отдачей детей. Они видят всех насквозь и очень искренни. Если им нравится предмет, то они будут слушать, если нет – начнут всячески показывать, что им неинтересно, и учить они ничего не будут. Поэтому нужно уметь заинтересовать их.
Для меня самое главное – не только научить детей английскому, но и вложить них крупицу чего‑то хорошего. Да, это эмоционально изматывает. Зато мои ученики не бегут быстрее домой, а сначала заходят ко мне поговорить. В такие моменты понимаешь, что, несмотря на все трудности, это одна из самых благодарных профессий».
О подходе
«Как бы это банально ни звучало, но к каждому ребёнку нужно искать индивидуальный подход. Даже к бунтарям можно найти свой ключ. Очень часто учителя опускают руки, даже не поняв, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе.
К кому‑то нужно больше проявить душевности, кому‑то – показать на своём примере, как преодолевать трудности. Не надо говорить, что нужно быть активным, лучше самому быть таким. Я стараюсь быть для своих учеников примером. Когда собралась на конкурс, то сказала своим ребятам: «А мне не слабо принять участие и выиграть». И выиграла».
Об уровне английского
«То, что после школы и даже университета, не могут говорить на английском, связано с непрофессионализмом преподавателей. Конечно, у учителя много проблем, помимо занятий, но вывести ребёнка на речь всегда можно. Например, через игру. Тогда дети и ошибок своих не будут бояться, и заговорят гораздо быстрее.
Конечно, есть проблема и с программой. Если вы начнёте говорить в англоговорящий стране фразами из учебника, то носители языка скажут вам, что не знают таких оборотов. Поэтому те, кто заинтересован в английском, остаются после уроков, и мы смотрим фильмы и видео на YouTube. В них они слышат разговорную речь – то, что им пригодится».
Об обязательном экзамене
«Английский нужно понимать и любить. Я не считаю, что его нужно сдавать всем. Если ребёнок хочет строить космические корабли, ему интересна физика, и он блестяще в этом разбирается, почему он должен жертвовать своим временем ради подготовки к экзамену по английскому?
Можно всех подготовить, но вопрос в том, не пострадают ли из‑за этого личные планы ученика. Математика и русский – те предметы, которые сопровождают каждого в жизни, поэтому знание этих предметов важно проверить у всех».
О результатах
«Для меня очень важно двигаться вперёд. Конкурс был стартовой ступенью: я поняла, что действительно что‑то могу. В следующем году хочу больше времени уделить своим ребятам, а то они уже забывают, как я выгляжу. Хотелось бы попробовать себя в конкурсе «Молодой классный руководитель», но для меня важнее быть вместе со своими детьми. О том, какой я классный руководитель, должны говорить результаты детей и то, что они обо мне скажут.
Самое приятное, что я с лёгкой душой иду на работу, а вечером – не убегаю с неё. Школа – это даже не место работы для меня, это логичное продолжение жизни. С детьми я чувствую себя в своей тарелке. Всегда вспоминаю слова Конфуция: «Найдите работу по душе, тогда вы не будете работать и дня».