Пробный шар
К 2020 году в половине российских колледжей и техникумов должна вестись подготовка на мировом уровне по 50 самым востребованным для страны специальностям. Сегодня для них разрабатывают принципиально новые образовательные стандарты и вводят новшества. Так, к примеру, государственная итоговая аттестация, возможно, будет проводиться в форме демонстрационного экзамена. Принимать его будут независимые эксперты WorldSkills Russia, а результаты ребят занесут в систему электронного судейства.
Апробация демонстрационного экзамена идёт в стране второй год. Белгородское профобразование подключилось к этому процессу в этом году. В июне пробы экзамена на новый манер проходили в Новооскольском колледже, Старооскольском индустриально-технологическом техникуме и Белгородском техникуме общественного питания. В последнем шли экзамены по поварскому делу. В течение двух недель экзамен здесь сдавали 55 ребят из трёх техникумов: Старооскольского агротехнологического, Шебекинского агротехнического ремесленного и Белгородского техникума общественного питания.
Чего хотят работодатели
«Современным рестораторам, владельцам кафе подавай специалиста, способного сотворить авторское меню, чтобы привлекало гостей. Нужны работники, которые могут создавать новые вкусы, оригинальную кухню, авторское меню. А мы всегда учили студентов азам профессии по стандартам обучающих программ. Студент получал необходимый минимум знаний. На выходе из техникума выпускник должен был знать, грубо говоря, как правильно нарезать, пожарить и определить степень готовности блюда. Однако сегодня этого недостаточно», – говорит Татьяна Михеева, главный эксперт демонстрационного экзамена.
По её словам, с развитием туристической отрасли от всех, кто в ней занят, в том числе и поваров, ждут повышения качества сервиса. А от учебных организаций – нового уровеня подготовки кадров.
«Сегодня требования к нашим выпускникам предъявляются очень высокие: они должны уметь всё. Поэтому и экзамен по сравнению с тем, каким он был раньше, серьёзно усложнился», – поясняет эксперт.
Одиннадцать с половиной
Раньше квалификационные экзамены студенты-технологи общественного питания сдавали за день. Вытягивали билет, готовили одно или два-три блюда. Результаты оценивали члены аттестационной комиссии, куда входили работодатель, мастер из техникума и председатель комиссии.
Сегодня по стандартам WorldSkills Russia обстановка на демонстрационном экзамене должна быть максимально приближена к реальным производственным условиям. В Белгородском техникуме общественного питания постарались: площадка экзамена походила на кухню большого холдинга, где было всё необходимое для работы поваров.
У каждого из пяти студентов-выпускников (когда мы там оказались, умения и навыки показывали ребята из Старооскольского индустриально-технологического техникума) свой рабочий стол, плита и так далее. На экзамен отводилось два дня. В общей сложности – 11,5 часа. За это время студенты должны были выполнить семь заданий: приготовить холодные и горячие блюда, закуски, десерты. Кстати, задание можно было узнать заранее на сайте WorldSkills Russia и потренироваться с мастером.
Работу судят 13 независимых экспертов. Они следят за тем, как работают студенты, и оценивают уровень их подготовки в баллах. Максимальная сумма – 100. А их снимают буквально за всё. Например, ободок тарелки заляпан пальцами, неправильная подача, слишком горячая температура блюда или с весом вышла промашка. И уж если с ножом не умеешь обращаться, классным специалистом тебе не быть.
«Без владения ножом хороший специалист не получится. По тому, как человек работает с инструментом, сразу можно понять, профи перед тобой или дилетант. Обращению с ножом учат на первых занятиях. Если порезался – ты неумёха», – объясняет нюансы эксперт Елена Королёва из Губкинского горно-политехнического колледжа.
— Что думаете по поводу нововведения? – спросила я судью.
— Нам необходимо поднимать отечественную отрасль общественного питания до мирового уровня. Надо, чтобы не только шеф-повара были у нас асами, важно подтянуть уровень профессионализма и работников кухни среднего звена.
Сложно, но можно
Эксперты – они же педагоги или мастера учебных организаций – признают: экзамен сложный, объём заданий большой. Выпускники одновременно делают несколько блюд, чтобы уложиться в строго отведённое время. Требований уйма. А с другой сторон:, как ещё пройти проверку на рабочую профессию?
«Это и сложно, и интересно. Отрасль общественного питания шагает семимильными шагами, рестораны выходят на европейский уровень услуг, меняются технологии, появляется новое оборудование – всё идёт вперёд. Раньше мы представить не могли приготовление пищи в присутствии гостей, а сейчас это сплошь и рядом. И ты уже не повар, а участник гастрономического шоу. Поэтому и студентам, и нам, педагогам, надо расти профессионально», – признаёт эксперт Татьяна Корсакова, мастер производственного обучения Белгородского техникума промышленности и сферы услуг.
А что думают сами студенты про демонстрационный экзамен?
«Мне кажется, я не очень справился с заданием. Мешало волнение. Несмотря на то что мы с мастером отработали каждое блюдо, неделя ушла на тренировки, я всё равно сильно переживал за результат. А когда волнуешься – многое забываешь. У меня десерт получился не таким, как я хотел. Осталось дождаться результата. Нам сказали, что он придёт каждому на электронную почту. Но как бы там ни было, с теми навыками, которые я получил, мне кажется, я могу работать даже шеф-поваром», – считает Юрий Сергеев, выпускник Старооскольского агротехнологического техникума.
Через четыре года демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia может стать обязательным для всей системы среднего профобразования.