Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 апреля 2015, 12:34
 Алексей Севриков 4924

За Отечество без отчества

Как четыре пацана стали Героями Советского Союза

За Отечество без отчества Братскую могилу в Никольском венчает скульптурная группа «Воин и партизан»
  • Алексей Севриков
  • Статья

Отчество у каждого из них, конечно же, было. И на братской могиле в селе Никольском Шебекинского района их Ф. И. О. указаны полностью, как положено. Но часто ли нас, двадцати-с-лишним-летних, называют по отчеству? Пацаны ж ещё. Вот и тогда, наверное, не называли. А война-то вытесняет даже имена, оставляя для истории звания и фамилии: капитан Бельгин, капитан Ильясов, младший лейтенант Деревянко, старшина Ильин. Да, они были молоды для отчества. Но немыслимо зрелы для Отечества.

На протяжении Курской битвы – и до, и после освобождения Белгорода – в Никольское привозили погибших советских воинов. Очевидцы рассказывают, что четверых героев хоронили в гробах, рядом с тремя большими ямами, где покоились сотни других погибших. Всего в братской могиле 450 павших бойцов.

Антонович

Капитан Андрей Бельгин.
Капитан Андрей Бельгин.
Фото предоставлено телерадиокомпанией «Мир Белогорья»

Андрей Бельгин сразу в нескольких источниках фигурирует как «опытный офицер». Хотя капитану было всего 22, когда он в последний раз выводил батальон на бой. Но к этому возрасту Бельгин действительно был хорошо знаком с войной. Выпускник Харьковского военного медицинского училища, он прошёл почти всю советско-финскую кампанию, а через полтора года, в октябре сорок первого, попал на Северо-Западный фронт. Затем – на Сталинградский, Донской и, наконец, Воронежский. Андрей трижды оказывался в лазарете из-за ранений – и всякий раз после непродолжительного лечения возвращался на передовую.

Он очень хотел стать лётчиком, но в авиационное не поступил – завалил испытание на снаряде «Вертушка». Зато нашёл себя в полку стрелковой дивизии – там в статусе комбата и начал Курскую битву. Те, кто хотя бы раз выезжал за пределы Разумного, наверняка замечали указатель на Крутой Лог. Именно через те места немецкий танковый корпус, сопровождаемый пехотой, шёл в направлении Курска. В книгах памяти, советской прессе, музейных материалах события 6 июля, произошедшие в окрестностях Крутого Лога, описываются по-разному. Много несоответствий в количестве людей и техники, много беллетризированных вкраплений. К слову, подвиг бойцов батальона Бельгина даже вдохновил художника на написание картины.

 

  • Картина народного художника РФ В.Симбирского «Подвиг бойцов батальона Бельгина» (из коллекции музея-диорамы)

  • Бой, в котором погибли Андрей Бельгин и Иван Ильясов (рисунок командира полка Давиденко)

Но лирика имеет место и в наградном листе Бельгина – среди конкретики цифр.

«На батальон шло 70 танков и до полка пехоты <…> Бой длился шестнадцать часов. Батальон отбил одиннадцать атак. Танки гусеницами разрушали окопы, заливали их горючей смесью и поджигали, но ни один гвардеец не ушёл с поля боя. Будучи раненым, Бельгин продолжал руководить боем, подбадривая бойцов <…> Когда танк противника направился к (его) окопу, комбат приподнялся и с возгласом «Бей немецкую гадину!» бросил гранату в танк. Из 550 человек остались только 140 бойцов. Свыше 600 немецких солдат и офицеров было уничтожено в этот день. Подбито 14 танков, 9 автомашин с грузом и людьми и десятки пулемётных и миномётных точек противника. Снарядом из пушки танка Бельгин был убит, но батальон продолжал борьбу, пока противник не был остановлен».

Васильевич

Капитан Иван Ильясов.
Капитан Иван Ильясов.
Фото предоставлено телерадиокомпанией «Мир Белогорья»

Моя знакомая, однажды побывавшая в зоне боевых действий, говорила, что никакие новости, никакие фильмы, никакие съёмки не дадут обычному мирному жителю понять ужас войны. Шестнадцатичасовой бой, одиннадцать атак… Эти цифры можно прочитать, визуализировать, но невозможно осознать. Да и не хочется, не дай бог. Только война, простите за пафос, не спрашивает, хочется или нет. Она не спрашивала Ивана Ильясова, который командовал 8-й стрелковой ротой бельгинского батальона, когда 34 вражеских танка утюжили его боевые порядки. В разгаре сражения один из «тигров» вышел на окоп молодого капитана и около получаса ёрзал по укреплению.

«Находясь под танком, тов. Ильясов по телефону доложил командиру батальона об обстановке и о том, что над ним стоит немецкий танк. Из танка кричали: «Русс, сдавайся!» Ильясов ответил: «Возьми, попробуй!» <…> Придавленный землёй, тов. Ильясов по телефону призывал командиров соседних рот: «Товарищи, бейтесь до последнего, мужественно, храбро!» <…> 8-я рота отбила 8 ожесточённых атак противника, подбила противотанковыми гранатами 4 танка, уничтожила свыше 300 солдат и офицеров противника. Рота, находясь на важном участке обороны, не пропустила врага через занятые рубежи».

Из наградного листа Ивана Ильясова

Позже командующий 7-й гвардейской армией генерал Шумилов прикажет именовать бельгинский батальон героическим, а Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоит двум капитанам звания Героев Советского Союза. Андрея и Ивана похоронили неподалёку от места гибели, на опушке леса, и только спустя 17 дней перевезли в Никольское.

 

Акимович

Младший лейтенант Алексей Деревянко.
Младший лейтенант Алексей Деревянко.
Фото предоставлено телерадиокомпанией «Мир Белогорья»

К тому времени к званию Героя (и тоже посмертно) представляли Алексея Деревянко. 3 июля командиру взвода противотанковых орудий исполнился 21 год (при этом он уже имел орден Красной Звезды за отличие в боях под Сталинградом), а через неделю бойца не стало.

Рота Алексея 10 июля оборонялась близ сёл Мелихово и Шеино. По ходу боя наши артиллеристы смогли остановить несколько танков, но в целом немцы прорывали оборону. Настал критический момент, когда взвод Деревянко остался всего с одним работающим орудием. В отсутствие помощи раненный в ногу младший лейтенант принялся выполнять функции всего расчёта: сам подносил снаряды, сам заряжал, сам наводил…

В одиночку Алексей сначала уничтожил три танка, а когда враг приблизился к позициям роты, подбил ещё один. Деревянко стал заряжать орудие снова, но очередные танки подобрались уже слишком близко. Офицер погиб под гусеницами вражеских бронемашин.

Яковлевич

Старшина Николай Ильин.
Старшина Николай Ильин.
Фото предоставлено телерадиокомпанией «Мир Белогорья»

Мы не знаем, стал ли 21-летним старшина Николай Ильин. Нигде из найденных источников не указана точная дата его рождения; только год – 1922. Но, как ни парадоксально, именно Ильин – самый известный солдат из захороненных в Никольском. В отличие от Бельгина, Ильясова и Деревянко, этот парень получил звезду Героя Советского Союза при жизни. Он был одним из лучших снайперов в истории Красной армии.

В октябре сорок второго Николаю, уже прославившемуся меткостью стрельбы, вручили винтовку имени Хусена Андрухаева – погибшего инициатора снайперского движения.

«Буду бить фашистов ещё метче», – записал Ильин в своём дневнике.

И напророчил. Только с 18 октября по 1 ноября на участке сёл Дубовый Овраг – Большие Чапурники (Сталинградский фронт) Николай сразил 95 (!) солдат противника. На Мамаевом кургане старшина приспособил оптический прицел своей винтовки к противотанковому ружью и бил чётко по смотровым щелям танков. О боевых делах снайпера знала вся армия. Его личный счёт увеличивался с каждым днём, и неудивительно, что немцы упорно охотились за Ильиным.

3 августа 1943 года началась Белгородско-Харьковская наступательная операция – завершающий этап Курской битвы. Герой погиб на следующий день – в канун освобождения Белгорода. В бою у сёл Батрацкая Дача и Ястребово Николай попал под пулемётную очередь. На тот момент на счету снайпера значилось 494 убитых солдат и офицеров фашистской армии.

К винтовке старшины прикрепили табличку с надписью: «Имени Героев Советского Союза Андрухаева и Ильина». Её передали другому снайперу – Афанасию Гордиенко, который через несколько дней погиб, освобождая Харьков. Винтовку с развороченным прикладом, перебитым курком и расплющенным затвором по распоряжению командования отремонтировали и сберегли как ценную реликвию. Она до сих пор хранится в Москве, в Центральном музее Вооружённых сил.

  • Снайперская винтовка Андрухаева и Ильина, хранящаяся в Центральном музее Вооружённых Сил

Чтобы помнили

Отчество у каждого из них, конечно же, было. Но не доросли – пацаны ж ещё. Отдали отчество войне. А нам оставили фамилии – в названиях улиц, школ, музеев, библиотек и даже почтовых марок. Отчества – они на мемориальных плитах. И на братской могиле. Будете в Никольском – не проходите мимо.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×