Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 марта 2015, 14:14
 Ирина Дудка 5868

Пограничный коллапс

Украинская погранслужба резко ограничила пропуск машин, из-за чего на КПП люди сутками стоят в ожидании проезда

Пограничный коллапс Очередь на российско-украинской границе. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка
  • Статья

За посёлком Майским на трассе, ведущей на Украину, по дороге в обе стороны – машины преимущественно с украинскими номерами. За пару километров до КПП уже виднеется хвост очереди из большегрузов на обочине. Мимо пролетают легковушки, но тоже вскорости притормаживают – у них своя очередь. «Давно такая картина?» – спрашиваю у местных таксистов. «Да с 16 марта», – отвечают они.

Сутки уже стоим…

16 марта вступило в силу постановление кабинета министров Украины о временном ограничении работы пунктов пропуска для граждан России, которые живут в приграничных регионах.

«Они, жители приграничных районов РФ, могут пересекать государственную границу на въезд только в международных и межгосударственных пунктах пропуска», – цитирует РИА «Новости» заявление помощника главы Государственной пограничной службы Украины Олега Слободяна.

До этого момента на российско-украинской границе действовал 31 пункт пропуска, из которых 18 – в Белгородской области. После изменений попасть на Украину можно только через десять из них: аэропорт Белгород, ж/д вокзал Белгород – ж/д вокзал Харьков, Грайворон – Великая Писаревка, Нехотеевка – Гоптовка, Шебекино – Плетенёвка, Валуйки – Тополи, Колотиловка – Покровка, Ровеньки – Танюшевка, Логачёвка – Пески и Вериговка – Чугуновка.

Постановление касалось закрытия только местных пунктов пропуска, но отчего-то именно после его вступления в силу на Нехотеевке стали собираться километровые очереди из легковушек и большегрузов. Из номеров можно собрать полкарты мира: Украина, Белоруссия, Молдова, Турция, Болгария…

Денис с напарником – из Белоруссии. Рассказывают, что уже четыре года возят грузы в Россию, в последнее время всё очень усложнилось. Сейчас отвезли профиль ПВХ в Ростов и теперь пустые возвращаются домой.

«Мы сутки уже тут стоим, – рассказывают дальнобойщики. – Раньше через Украину ездили, а как разбомбили Успенку (приграничный пункт в Донецкой области – прим. ред.), стали сюда ездить. Я с Ростова пустой еду, чтобы попасть на Украину, потому что там всё закрыто. Раньше 450 км было, а сейчас через Белгород – 1 025 км, и стой вот так».

Водители скучают в кабинах, кто-то выходит размяться. Но отлучаться надолго тоже не получится: вероятность того, что очередь подвинется, всё же есть.

Фото Вадима Заблоцкого

Через несколько машин за белорусами – водители с украинскими номерами. Тоже сутки на КПП, тоже пустые и очень уставшие.

«Очередь два километра, может, три, это ещё немного. Мы звонили друзьям – на КПП в Сумской области очередь в 17 км, – рассказывает мужчина. – За целый день мы два километра прошли, это нормально. За ночь не прошли и 100 м».

Никаких пунктов питания или полевой кухни нет, все бытовые вопросы каждый решает сам. Почему возник затор, никто не знает: никакой информации нет, и узнать её не у кого. Одни рассуждают, что плохо работает украинская таможня, другие жалуются на российскую.

«Вчера говорили, что компьютеры не работали. Ну да, бывает, что программа собьётся и три, четыре, пять часов не могут настроить. И это не только здесь, это всюду, – говорит его напарник. – Мы в Венгрии часто сутки стоим, а то и по двое, и на Италии стоим, и на Турции – всюду. Так что это нормальная обычная ситуация».

Тысяча в паспорте

Пока мы беседуем, движение пешеходов не прекращается. С российской стороны подъезжают машины, люди высаживаются и до КПП идут пешком. Со стороны Украины выехал большой автобус Харьков – Белгород, высадил пассажиров на площадке и развернулся.

Мимо прошли две женщины с сумками.

«Мы проходили, там не было такой очереди, – говорят они о большегрузах с той стороны. – Больше пассажиров, которые пешком переходят, а легковых машин тоже немного».

Легковушки продолжают прибывать. Хвост медленно подползает к воротам из России: две представительные дамы в джипе с украинскими номерами, старая «Волга» тоже оттуда, за ними ещё несколько легковушек. В каждой – сосредоточенные напряжённые лица пассажиров. Вот минивэн с молдавскими номерами.

«Нам только через Украину, по-другому никак, – рассказывает водитель Валентин. – Мы в Сочи людей возим на работу. Раньше через Донецкую область ездили, потом, когда перекрыли, мы начали ездить через Крым. Уже два месяца как Украина объявила Крыму транспортную блокаду, тоже не пускает машины, в которых больше шести человек. Приходится ехать кругом».

Теперь молдавские пассажиры проводят в дороге почти двое суток. Чтобы не терять время на отдых, два водителя сменяя друг друга, едут без остановок.

– Каждые 2–3 месяца что-то меняется, Украина что-то придумывает, – вздыхает Валентин.

– Так и билет, наверное, дорожает, раз расстояние увеличивается? – спрашиваю его.

– Нет, цена связана с курсом доллара. Раньше дорога обходилась для пассажира в 100 долларов (когда доллар стоил 33 рубля), а сейчас, когда доллар подорожал, даже дешевле стало – мы берём 5 тыс. рублей, это даже чуть меньше, чем 100 долларов, потому что иначе пассажиру проще добавить чуть-чуть и лететь на самолёте, – раскладывает он несложную арифметику жителей автономной молдавской республики Гагаузии.

Фото Вадима Заблоцкого

Как-то неожиданно в этой очереди увидеть «семёрку» с белгородскими номерами.

«А что тут удивительного: в «дьютик» пускают, и вы можете пройти, только вопрос в том, сколько вы там стоять будете, – рассуждает местный таксист Андрей, потягивая кофе в отсутствие пассажиров. – А про это… Да мы сами не поняли, что это за караул, хотя это нормальное явление: на море когда раньше ехали, такой же кипиш постоянно был».

По словам Андрея, автобусы Харьков – Белгород и Харьков – Липецк ездят постоянно.

– Украинцы, конечно, в основном, но и наших пустят при наличии загранпаспорта, приглашения и 1 000 рублей в паспорте. В принципе, если есть тысяча, то приглашение, наверное, не обязательно.

– ?!

– Женщины тогда стояли в слезах: и приглашение есть, а не пускают – так по 1 000 рублей в паспорт положили, к начальнику смены зашли – вышли счастливые: «Всё, мы поехали». А мне вообще по барабану, я как не ездил на Украину, так и не езжу.

– Ну, а ваш бизнес страдает, пассажиров убавилось?

– Да не сильно он и страдает. Люди, которые ехали, они и будут ехать и оттуда, и отсюда. Есть те, которые нормально проезжают с российскими паспортами и без приглашения, и без загранпаспортов. Те, у кого дела там завязаны, получают украинский паспорт, да и всё.

Фото Вадима Заблоцкого

Свою позицию обозначили

По информации Белгородской таможни, заблокированными в очереди оказались более 100 большегрузных и легковых автомобилей, в основном с украинскими номерами, которые не могут выехать из России.

«Украинская сторона ограничила пропуск транспортных средств на въезд и на выезд, – сообщила начальник отделения по связям с общественностью Белгородской таможни Ирина Жихова. – С 17 марта сопредельная сторона пропускает не более 50 грузовых транспортных средств в сутки при проектной пропускной способности 144 грузовых транспортных средства на выезд и 144 – на въезд. Украина не оформляет не только российские, но и украинские транспортные средства».

Первый заместитель начальника Белгородской таможни по таможенному контролю Игорь Алейников рассказал, что российские пограничники и таможенники предложили иностранным коллегам устранить причины затора. На встречах на нейтральной полосе они попытались скоординировать действия и узнать, почему фуры более суток не могут проехать на Украину, хотя МАПП «Гоптовка» практически пуст.

«Если украинская таможенная служба готова идти на контакт, то пограничники последнее совещание проигнорировали и позицию по поводу сложившейся ситуации не обозначили», – добавила Ирина Жихова. – Все необходимые письменные запросы отправлены, но предпринимаемые меры пока результатов не принесли».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×