«И грянул бой, Полтавский бой!» Как белгородцы повлияли на исход Северной войны
«Белгородская правда» рассказывает о выставке, посвящённой событиям более чем 300-летней давности
-
Статья
-
Статья
Увидеть поле битвы до мельчайших подробностей, узнать, как белгородцы отличились в ходе одного из масштабных сражений, – всё это раскрывает выставка «Триумф под Полтавой», подготовленная при поддержке регионального отделения Российского исторического общества.Экспозиция в Белгородском историко-краеведческом музее ежедневно притягивает внимание людей, неравнодушных к боевым страницам истории нашего государства.
Вернуть своё и торговать
Битва со шведами под Полтавой воспета поэтами, неоднократно становилась сюжетом картин для художников, о ней снимали кино, писали книги и даже оперу, поскольку она стала переломным событием Северной войны, длившейся 21 год.
Генеральное сражение главных сил Российской армии под командованием царя Петра I и Шведской армии под командованием короля Карла XII состоялось 27 июня (8 июля) 1709 года. Завершилось оно разгромом и преследованием отступавших к территории Османской империи шведов.
А предшествовал этому ряд политических событий.
«Швеция, захватив в XVII веке старинные русские земли, полностью отрезала Россию от Балтийского моря, и наша страна фактически оказалась оторванной от Западной Европы, от основных мировых торговых путей, – поясняет старший научный сотрудник Белгородского историко-краеведческого музея Алексей Тельной. – Перед Петром стояла серьёзная проблема: он хотел прорубить окно в Европу. В отличие от шведов, которые вели завоевательную политику, молодой энергичный царь хотел вести торговлю и вернуть те территории, которые были раньше нашими».
Для борьбы с владычеством Швеции Пётр I заключил Северный союз с такими государствами, как Дания и Саксония. Первый этап Северной войны длился с 1700 по 1707 год и характеризовался борьбой России за выход к Балтийскому морю. Но шведский король с 50-тысячной армией вторгся из Саксонии в Россию. Стратегический план Карла XII сводился к тому, чтобы быстро продвинуться вглубь российских территорий в направлении Смоленска, разгромить Русскую армию, занять Москву. Это должно было привести к свержению Петра I с престола, расчленению России и установлению над ней шведского господства.
Но Карл переоценил свои силы и недооценил противника: его расчёты на непрочность внутреннего положения Российского государства путём создания боярской оппозиции не оправдались. Достичь Москвы прорывом через Смоленск не удалось благодаря искусной обороне русских войск, которые вдобавок действовали при активной поддержке населения. Шведские солдаты, оторвавшись от продовольственных баз, шли по опустошённой земле: крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса.
Да и Русская армия, отступая, всё жгла на своём пути, чтобы неприятелю не было ни единого места для пристанища. Наконец русские войска заняли оборонительные позиции за реками Вихра и Городня, прикрывая путь на Смоленск. Карл решил атаковать русских: изменив свой план, он повернул на юг, в Стародубов. Однако на реке Городня были уничтожены два шведских драгунских полка, а сам король чудом не попал в русский плен.
«Следуя по Украине, шведский король рассчитывал укрепить армию силами изменника гетмана Мазепы, а также войсками короля Польши Станислава I Лещинского, – поясняет Алексей Алексеевич. – Кроме того, Карл надеялся вовлечь в войну турок и крымских татар и соединиться возле Стародуба с войсками Левенгаупта. Но эти войска были разбиты русскими при деревне Лесной. В итоге 16 июня 1709 года военный совет, который состоялся в селе Крутой Берег, пришёл к выводу о необходимости генерального сражения. Подготовка к нему предусматривала переход на правый берег Ворсклы. Это было сделано 20 июня 1709 года».
Царский замысел
Русские войска расположились на выгодной позиции – в лагере у села Яковцы. Единственным путём из шведского лагеря к русскому был перелесок между Будищенским и Яковецким лесами. Здесь Пётр приказал укрепить лагерь оборонительными сооружениями. Для этого создали полевые укрепления – редуты, подготовленные к круговой обороне: шесть перед фронтом Русской армии, а четыре выдвинули в сторону шведского лагеря. Укрепления состояли из наружного рва, вала земляной ступени для размещения стрелков и орудий и внутреннего рва для укрытия оборонявшихся.
По замыслу Петра I, редуты должны были задержать шведские войска, нанести им большие потери и ослабить армию Карла XII ещё до того, как она вступит в генеральную баталию. Обороняли редуты белгородские воины.
Белгородский пехотный полк ведёт свою историю с 1677 года. Он состоял из фузилёров и гренадеров. Фузилёры назывались так по своему основному оружию – ружью фузея. У гренадеров на вооружении были гранаты. Их они хранили в специальной сумке. Во время боя прямо из неё доставали боеприпасы и кидали во врага. Поэтому обычно в гренадерские роты набирали высокорослых сильных мужчин, чтобы те могли подальше и повыше метнуть снаряд, весивший больше килограмма.
На выставке можно увидеть, как выглядела форма белгородских пехотинцев времён Полтавского сражения.
«Нам удалось воссоздать облик солдат нашего полка: из верхней одежды у них был кафтан. Под зелёным кафтаном с красной подкладкой – красный камзол. На теле – рубаха, – рассказывает экскурсовод. – У солдат нижних чинов был короткий галстук, у офицеров галстук побольше. Это видно по реконструкции обмундирования офицера. На камзоле высшего состава нашиты золочёные блестящие пуговицы. Холодным оружием воинам служила шпага, а огнестрельным – фузея. Весило такое ружьё до 6 кг. Кроме того, на выставке у нас представлена схема боевого пути Белгородского пехотного полка с 1700 по 1721 год – фактически за всё время Северной войны».
Из фольги и пластилина
Самый зрелищный экспонат на выставке – макет фрагмента Полтавской битвы, где как на ладони открывается весь драматизм грандиозного сражения. Его автор Станислав Осипов почти полвека занимается военно-исторической миниатюрой.
«Работаю в Белгородском литературном музее, а в свободное время занимаюсь макетами, – рассказывает Станислав Аркадьевич. – Увлёкся этим с детства: пробовал лепить из пластилина, добавлял кусочки фольги, изображая доспехи, обрезки ткани, имитируя одежду. Уже после армии стал серьёзно заниматься, изучать соответствующую литературу. Я больше историк, чем художник: мне важнее исторически достоверно выразить то, что я делаю».
Макет к 300-летию Полтавской битвы ему заказали в 2008 году.
«Сначала мы с сотрудниками музея продумали саму композицию, зарисовали её, сделали схему, – продолжает собеседник. – Потом я дома делал все элементы для неё. И уже после прямо в музее всё собиралось, расставлялось, подкрашивалось в соответствии с первоначальным замыслом. Помогали местные художники Татьяна Бондарь и Владимир Мезенко, а с материалами – замдиректора по научной работе Тамара Васильева».
В результате кропотливого труда, на который Станиславу Осипову понадобился целый год, получилась живая картина – фрагмент Полтавского сражения с персонажами, дающими представление о том, кто воевал, чем и как.
На макете представлены 94 фигуры воинов: 47 – солдаты Русской армии и столько же – армии противника, а также 13 фигурок лошадей. Каждая деталь костюма и оружие того или иного солдата изготовлены вручную с максимальной исторической точностью.
Рассмотреть все подробности обмундирования, увидеть мельчайшие детали вооружения армий двух стран, оценить стратегическую хватку Петра I и перелистнуть ещё одну героическую страницу истории можно будет в историко-краеведческом музее до 27 октября.
Арина Беседина