Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2024,  18:42
 681

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине

Во Всемирный день фотографии – 19 августа – «Белгородская правда» рассказывает историю полотна Владимира Переяславца, написанного по фото героев

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картинеВалентина Павлова и картина «Групповой портрет потомков А. С. Пушкина – участников Великой Отечественной войны»Фото: Арина Беседина
  • Статья
  • Статья

Любая фотография – это остановленная история: памятный момент, близкий человек, уголок родного города. Но есть кадры, на которых удаётся запечатлеть связь двух, а то и трёх веков. Такую связь увековечил в своей картине «Групповой портрет потомков А. С. Пушкина – участников Великой Отечественной войны» народный художник РСФСР, член Союза художников СССР, академик Российской академии художеств Владимир Переяславец.

Друзья детства

В предвоенные годы в 1-й Пионердом Москвы – детдом, где в основном жили дети политэмигрантов, но воспитывались и сироты из столицы и других городов, – иногда по специальному разрешению попадали дети при живых родителях, потому что дома их просто нечем было кормить.

 

Владимир Переяславец и Олег Кологривов. Вторая половина 1950-х Владимир Переяславец и Олег Кологривов. Вторая половина 1950-х / Фото: из фондов Пушкинской библиотеки-музея

 

В этом детдоме воспитывался и Владимир Переяславец. Здесь он встретил друзей на всю жизнь. Самые закадычные – Олег Кологривов и Сергей Клименко – были прямыми потомками великого русского поэта Александра Пушкина. Позже компания отыщет и других наследников Александра Сергеевича. И в один прекрасный день Владимир Переяславец соберёт их всех у себя дома, чтобы сделать несколько постановочных фотографий, которые станут основой необычной картины.

Информацию об их жизни собрала научный сотрудник Пушкинской библиотеки-музея Белгорода Валентина Павлова.

 

 

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине - Изображение Фото: Арина Беседина

«В преддверии празднования 225-летия Пушкина наша библиотека провела круглый стол «Род Пушкиных в военной истории Отечества», – рассказывает Валентина Николаевна. – Одной из тем стала работа Владимира Переяславца, запечатлевшая потомков Пушкина – участников Великой Отечественной войны. Мы начали изучать историю картины. Оказалось, что она является собственностью Студии военных художников имени Грекова, где работал и Переяславец. Мы попросили у студии разрешение сделать копию на холсте для нашей библиотеки. Помогло региональное отделение Российского военно-исторического общества – они заказали копию в натуральную величину и подарили её нам».

Валентина Павлова нашла контакты дочери художника – Марии Переяславец, которая также стала художником-живописцем, является академиком Российской академии художеств. Мария, узнав, что Пушкинской библиотеке-музею подарили репродукцию работы её отца, передала из семейного архива фотографии встреч праправнуков поэта у них дома, послужившие эскизом будущего полотна. Но до этого времени каждый изображённый на ней герой с честью и достоинством пройдёт сложными дорогами войны.

 

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине - Изображение Фото: из фондов Пушкинской библиотеки-музея

Натурные зарисовки

Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Переяславец учился на 4-м курсе Московского художественного института. Оставив его, отправился учиться в Московский центральный аэроклуб имени Чкалова, затем перешёл для обучения в 12-ю эскадрилью ночных полётов в Самарканде, а оттуда – в Одесскую военную школу лётчиков-истребителей. 

В 1944 году первоклассного лётчика направили воевать на Север. В 1946-м Владимир вернулся в институт и завершил учёбу. Но вплоть до 1956 года летал над Красной площадью на военном самолёте во время парадов. И всё‑таки не остался в небе, а вернулся к холстам, кистям и краскам.

Тогда же Переяславец решает написать групповой потрет потомков Пушкина. Но как это сделать, ведь нужно собрать сразу шестерых, да ещё просить их позировать одновременно. И тогда на помощь пришла фотография.

 

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине - Изображение Фото: из фондов Пушкинской библиотеки-музея

«Отец рассказывал, что после войны он собрал у себя шестерых друзей, поведал им о своём замысле написать такой холст – потомки Пушкина вспоминают войну, читают стихи. Все согласились, что идея хороша, а потом посидели за столом, выпили, вспомнили лихие годы, – рассказала дочь художника Мария Переяславец. – Тогда же он пригласил фотографа, а друзей попросил сесть за стол согласно своему замыслу – один в центре с книгой в руках читает стихи, остальные внимательно слушают. Фотограф сделал общий снимок, а затем каждого сфотографировал отдельно так, как просил художник – с определённого ракурса и в определённой позе. И вот эти фотографии стали, по сути, натурными зарисовками».

В 1957 году художник закончил картину. А те фотографии хранились в семье. Теперь бесценные свидетельства начального этапа работы художника Владимира Переяславца над полотном подарили Пушкинской библиотеке.

 

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине - Изображение Фото: Арина Беседина

«Кологривов, на старт!»

Итак, кто же они – герои, запечатлённые на фотоснимке и на картине? Слева, с сигаретой в руках, праправнук Пушкина Олег Кологривов. Он добровольцем отправился защищать Москву в народном ополчении, участвовал в прорыве блокады Ленинграда на Синявских болотах, неоднократно был тяжело ранен, но дошёл до Берлина. 

После войны работал реставратором. Когда в Москве переносили памятник Пушкину, он пошёл посмотреть на процесс. Рабочих рук в то время не хватало, и архитектор из множества людей в толпе подошёл именно к нему и попросил помочь, не зная, что перед ним потомок великого поэта. А после переноса Олег Всеволодович бережно очищал памятник своего прапрадеда от пыли, заделывал швы и трещинки.

Напротив него сидит нога на ногу его родной брат Александр Кологривов. В 1941-м он защищал Москву, держал оборону под Истрой, Волоколамском. После ранения вернулся на фронт младшим лейтенантом, командовал взводом связи стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. 

После войны работал журналистом на Всесоюзном радио и в редакции журнала «Родина». Братья всю войну шли разными путями, но в 1945-м оба оказались в поверженном Берлине. И там, на соревнованиях по плаванию, услышав команду «Кологривов, на старт!», одновременно шагнули вперёд и только тут увидели друг друга.

С поднятой рукой на картине сидит праправнук поэта Сергей Клименко. Он воевал с батареей зенитчиков, защищавших небо Москвы. Известно, что с собой Сергей Евгеньевич возил репродукцию портрета Александра Пушкина работы Томаса Райта. И где бы ни был, вешал его на гвоздик как талисман.

 

В объективе – Пушкины. Белгородка собрала данные о потомках поэта, изображённых на картине - Изображение Фото: из фондов Пушкинской библиотеки-музея

 

Однажды во время очередного налёта стены дрожали так, что портрет упал, стекло разбилось, но изображение не пострадало. После войны Сергей Евгеньевич подарил портрет Михаилу Переяславцу – сыну художника. С тех пор он хранится в семье.

Правнук солнца русской поэзии Григорий Пушкин – участник двух войн: Советско-финской и Великой Отечественной. Он хотел быть зоотехником, но в комитете комсомола спортивного парня заприметили и направили работать в МУР. Оставив за ним право отказаться, ведь там сложная работа. Но тот ответил: «Когда Пушкины от тяжёлой работы отказывались?»

Так Григорий Григорьевич оказался на Петровке, 38. В 1941-м ушёл на фронт добровольцем, освобождал Харьков, был ранен при форсировании Днепра. После войны вернулся в уголовный розыск. Кстати, сцена из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», где в Большом театре Ручников выбивает у иностранца номерок – реальный случай, который расследовал именно Григорий Пушкин.

Стоят на картине родные братья – Сергей и Борис Пушкины. Сергей прямо из школы ушёл на фронт, получив специальность механика-моториста в Красноярском авиационно-техническом училище. Он возвращал в строй после боевых вылетов самолёты-штурмовики Ил-2 и истребители. Победу встретил в Маньчжурии. В мирное время стал главным конструктором первых в СССР атомных часов. Их так и называют: «Часы Пушкина».

Борис Пушкин был курсантом морского училища в Кронштадте. Начал службу зенитчиком на Балтийском флоте, где тральщики освобождали от мин акваторию Рижского и Финского заливов. Однажды их судно нарвалось на мину, весь экипаж погиб, а он чудом уцелел, хотя был сильно ранен и контужен. После войны работал на заводе «Наука».

Так картина, написанная по фотографии, объединила потомков Александра Пушкина, которые и в военное лихолетье, и в мирное время доказали, что достойны фамилии своего великого предка.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×