Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2024,  18:45

Жизнь под увеличительным стеклом. Мастер из Белгородского района создаёт мини-диорамы

Инженер-связист Денис Сьянов не сразу пришёл к миниатюрному моделированию

Жизнь под увеличительным стеклом. Мастер из Белгородского района создаёт мини-диорамыДенис СьяновФото: Елена Журавлёва
  • Статья
  • Статья

Родился он в 1983 году, окончил школу № 42 в Белгороде. В детстве вместе с отцом занимался сборкой и покраской моделей кораблей, самолётов и техники, которые отец привозил из многочисленных командировок – служил он на флоте.

Терпение и усидчивость

«Я приходил из школы, брал инструкцию к модели, изучал, куда, как и какая деталь должна ставиться, – рассказывает «Белгородской правде» Денис Сьянов. – И когда папа приходил с работы, я ему всё это говорил, а уже сам он зачищал детали и приклеивал».

В старшем подростковом возрасте увлечение ушло, возникли другие интересы – историческая реконструкция. Как известно, реконструкторы сами шьют себе одежду, доспехи, сплетают кольчуги из 10 тысяч колечек.

 

 

Сьянов понял, что любит работать руками и обладает ценнейшими свойствами – терпением и усидчивостью. Позже они очень пригодились. Миниатюрное моделирование – это длительный и кропотливый труд.

«Историческую реконструкцию пришлось оставить из‑за травмы, – сожалеет мастер. – Но пришёл ковид, нужно было чем‑то занимать себя и сына. Мы играли в настольные игры, одна из них – «Танковый бой» с миниатюрными моделями танков и пехотинцев. Танчики нужно было собирать из деталек – и мне это нравилось. Потом я решил для разнообразия всё это перекрасить. Нашёл в Интернете названия нужных красок, кисточек, перекрасил – и тоже понравилось.»

С человеческий волос

«Хочется рассматривать под лупой», «Запредельный уровень детализации» – так о работах мастера из Белгорода отзываются и его коллеги-диорамщики, и рядовые зрители. Если фигурирует автомобиль, то воссоздана внутренность его кабины, миниатюрные дверные ручки толщиной чуть ли не с человеческий волос. В зданиях открываются окна, можно даже рассмотреть интерьеры.

На подставках из пластика, полимерной глины, пенополистирола, утеплителя для стен разворачиваются целые сюжеты в миниатюре.

 

Диорама «Урожай» Диорама «Урожай» / Фото: Алексей Дацковский

 

«Джиппинг в Сочи» – этот сюжет знаком, пожалуй, каждому, кто отдыхал на южном курорте. Местные жители там во множестве предлагают поездки на открытых внедорожниках по горным тропам, даже с пересечением рек. Один из внедорожников на диораме успешно преодолел реку и стоит на другом берегу с поднятым капотом, остужая двигатель. Другой застрял на въезде в воду. Туристы его ожидают и фотографируются на берегу бурлящей реки.

«Я начал придумывать такие сюжеты, чтобы люди не просто стояли на земле, а был какой‑то задний фон, постройки, растительность, – поясняет Денис Сьянов. – Все фигурки людей и техники – готовые. Есть фирма, которая специализируется на их выпуске. Они приходят непокрашенными, я делаю это сам. И подставку – сцену, на которой происходит действие, со всеми её элементами».

Диорама «Джиппинг в Сочи» Диорама «Джиппинг в Сочи» / Фото: Алексей Дацковский

 

Каждое увлечение, как правило, имеет множество последователей. У белгородского моделиста нашлись соратники в разных городах России. Общаются они в Интернете, выкладывают фото своих работ, проводят конкурсы профессионального мастерства как онлайн, так и вживую.

В 2020 году Денис Сьянов, будучи в этом деле ещё новичком, рискнул поучаствовать в одном из таких конкурсов. Он был в честь 75-летия Победы, и сюжеты произведений должны были быть соответствующими. Денис представил работу, посвящённую Прохоровскому сражению, и сразу занял 2-е место. С тех пор прошли годы, были новые конкурсы и победы.

 

Диорама «Кнорр викинга Эрика Рыжего» Диорама «Кнорр викинга Эрика Рыжего» / Фото: Алексей Дацковский

По мотивам детских воспоминаний

«Второй моей работой была «Родина», – продолжает моделист. – Я увидел в продаже фигурки коров в масштабе 1:72 и сразу вспомнил, как в детстве мы с дедушкой ходили пасти их на поле, водили на речку, в обед вели домой, чтобы их там подоили, и приводили обратно на поле».

Идиллическая диорама «Родина» создана по мотивам этих детских воспоминаний. Коровки разного окраса и разных пород – симментальская, костромская – бродят по зелёному лугу. Одна из них зашла в водоём. Пастух отнюдь не спит, он на ногах и внимательно следит за подопечными. На заднем плане – кустарники и берёзка.

 

Диорама «Родина» Диорама «Родина» / Фото: Алексей Дацковский

«В начале каждой работы должен быть план. Обычно я беру лист бумаги и рисую то, что хочу видеть. Придумываю объекты, которые будут составлять сюжет, будь то дом, земля, трава или асфальт. Любая диорама – это про сюжет, в отличие от виньеток, на которых ничего не происходит, фигурки просто стоят на подставках, – поясняет Сьянов. – Готовые диорамы нужно правильно подать. И когда я их фотографирую, выбираю день с подходящей погодой и обстановку, соответствующую тому, что происходит на диораме. Если у меня там поле – выезжаю в поле, если на диораме река – к реке.

Некоторым темам мастер привержен особенно: например, теме Великой Отечественной войны или сказкам. Но в целом сюжеты у него крайне разнообразны. КамАЗ несётся по песчаным дюнам («Дакар-2018»), энергетики с началом зимы наводят порядок в своём хозяйстве («Первый снег»).

 

«Тема Великой Отечественной в нашей стране среди моделистов довольно популярна из‑за наличия в продаже большого количества моделей военной техники, – поясняет моделист. – С началом СВО тема современных российских войск тоже заиграла яркими красками, в продаже появилось много моделей новой техники. Вообще, на выбор тем и сюжетов больше всего влияет возможность достать нужные модели техники определённых марок и необходимые фигурки. Из‑за этого бывают неудачи. В своё время я хотел изобразить сюжет времён холодной войны: советский зенитно-ракетный комплекс С-125, размещённый на Кубе, в окружении пальмочек. Но не нашёл нужный тягач и кое‑что ещё, поэтому тема заглохла. А сейчас эти модели появились, и, возможно, я вернусь к этому сюжету».

Порой сюжеты подсказывает сама жизнь. Диорама «Новосибирский увалень» создана по фотографии из новостей. 

 

 

В 2018 году в самом центре Новосибирска, на Красном проспекте, экскаватор провалился под асфальт. Место происшествия обнесено лентой. Рабочие обдумывают, как достать огромную машину. Из‑за ленты на происходящее смотрят прохожие.

«Я делал эту работу для конкурса моделистов «Труженик». Нашёл модель советского колёсного экскаватора ЭО-3323А – это, опять же, из моих детских впечатлений. На таком экскаваторе работал мой дедушка и катал меня. И стал придумывать сюжет для диорамы, пересмотрел массу картинок в Интернете и нашёл то самое фото происшествия в Новосибирске. Как диорамщика, меня сразу привлекли сложность рельефа, компоновка бордюров, ямы и большого количества других мелких элементов. На создание этой диорамы я потратил порядка 60– 70 часов чистого времени, а по календарю – два месяца», – признаётся Денис Сьянов.

Внимательно смотреть на мир

Диорамостроение, по мнению Сьянова, позволяет глубже изучить окружающий нас мир. Подобно тому, как художники изучают анатомию человека, внимательно вглядываются в краски природы, моделист должен внимательно смотреть на мир, чтобы воссоздавать его реалистично. Ведь не все макеты можно приобрести готовыми, многое приходится делать самому.

«Вот, например, при создании урбанистических пейзажей нам помогают ГОСТы. Скажем, мы изучаем нормы по высоте, ширине и глубине бордюров, чтобы грамотно вписать их в выбранный нами масштаб. То же самое – ГОСТы по кирпичной кладке, по дверным проёмам. Изображая природу в разные времена года, нужно знать, что должно цвести, а что уже отцвело. Плакучая ива сохраняет лиственность практически до первого снега, она очень долго держит зелень. Берёза тоже достаточно устойчиво сохраняет листву, а вот вишни в сентябре уже практически нет. Необходимо знать такие вещи».

Диорама «На земле и на небе» Диорама «На земле и на небе» / Фото: Алексей Дацковский

 

Деревья мастер делает из проволоки и травянистого растения телоксис аристата. Все материалы для создания земли, травы, деревьев, листвы и прочего покупает в Интернете: существует масса специализированных фирм, выпускающих продукцию для творчества моделистов. Плюс в той же Сети есть масса русско- и англоязычных пошаговых инструкций, как сделать реалистичное дерево и прочие вещи.

«А ещё при создании деталей очень помогает 3D-печать. У меня принтера нет, но у многих друзей он есть», – улыбается конструктор.

Диорама «На рекорд» по сюжету не совсем реалистична. Автор называет её скорее юмористической. На ней танк плывёт в бассейне. Действительно, с советских пор существуют и плавучие танки, и специальные испытательные бассейны для них, с обитыми резиной бортами, пандусами для въезда и выезда техники. Но здесь бассейн – обычный, человеческий, без всяких пандусов. У бортика стоит тренер с секундомером. Танк, как настоящий спортсмен, идёт в воде на рекорд скорости.

 

Диорама «На рекорд» Диорама «На рекорд» / Фото: Алексей Дацковский

Всегда повышать планку

«За рубежом моделизм очень хорошо развит, но он там отличается от нашего, – подчёркивает Денис. – То, чем занимаемся мы, – это стендовый моделизм. Фигурки у нас стоят на подставках неподвижно, и акцент мы делаем на реалистичности. За границей развивается подвижный моделизм – реально летающие модели вертолётов, движущиеся танки. Но в силу конструкторских особенностей такие модели не совсем реалистичны. Уменьшенные летающие копии самолётов в основном не являются точным геометрическим подобием оригинала, так как иначе законы аэродинамики не позволят им летать. Бывают исключения, но такие модели стоят сотни тысяч долларов».

 

Кстати, о деньгах: продавать свои работы мастер не планирует. Хотя разместить их у себя в служебном кабинете наверняка не отказались бы начальники и бизнесмены любого уровня. Эти диорамы и виньетки должны радовать людей, считает их автор. И при возможности устраивает выставки – одна из них прошла весной в Белгородском историко-краеведческом музее.

Не останавливаться на достигнутом, всегда повышать планку – таков девиз Дениса Сьянова. Глядя на работы других мастеров, он всякий раз решает, что должен сделать как минимум так же, а в идеале – лучше.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×