Отцовский чертёж. Почему Сергей Литвяков выбрал самую мирную профессию
11 августа в России отмечают День строителя
-
Статья
-
Статья
Куда бы ни забрасывала судьба Сергея Литвякова, он везде старался работать так, чтобы о его фамилии шла добрая слава. А как иначе, ведь Сергей Николаевич – продолжатель строительной династии и подводить отца не хотел и не мог.
Первая кладка
Главу династии Николая Литвякова пригласили в Старый Оскол в 1986 году, когда город усиленно застраивался. Николай Петрович, уроженец села Ясные Зори Белгородского района, окончил Харьковский инженерно-строительный институт и работал по специальности в разных организациях. Ему предложили стать прорабом в строящемся посёлке Озёрки, что в 13 км от Старого Оскола. Супруге, Елене Петровне, экономисту по образованию, на новом месте тоже нашлось дело.
И с малых лет Сергей бывал у отца на стройке, где получал незабываемые впечатления.
«Помню, пришёл с папой на работу, вижу – фундамент и больше ничего, – рассказывает он. – Прихожу в следующий раз, а он подрос! Здание строили из красного кирпича. Опять прихожу, а стены ещё выше стали и уже на дом похоже! Так интересно было на это смотреть. Но тогда я слово «строитель» почему‑то именно с профессией каменщика связывал. Я папе так и заявил: когда вырасту, буду строителем. При этом подразумевал именно каменщика, который своими руками стены возводит. Когда сказал о своих намерениях, родители подарили мне игрушечный экскаватор и набор кубиков. Свою первую кладку собирал из них. Мне тогда около 5 лет было».
Позже сын сопровождал отца на строительных объектах в сёлах Озёрки, Хорошилово, Черниково, Дмитриевка, а затем и на строительстве газопровода, где Николай Петрович работал прорабом.
Неудивительно, что при выборе будущей профессии у Сергея Литвякова почти не было сомнений. Однако Старооскольский технологический институт в основном предлагал металлургические специальности. Когда юноша увидел в перечне специальностей промышленное и гражданское строительство, то уже знал, куда подаст документы.
Общение на равных
Учёба в вузе давалась нелегко, но ведь рядом всегда был отец-строитель, готовый помочь и подсказать. Сергей Николаевич вспоминает, как на 1-м курсе камнем преткновения стала теоретическая механика с задачами по расчёту конструкций. Пришлось обратиться за помощью к отцу, а тот искренне недоумевал – что же там непонятного? Но сына не журил и задачи за него не решал, а терпеливо объяснял, как и что нужно посчитать. Не обходилось и без курьёзов.
«По начертательной геометрии на 1-м курсе задали какой‑то чертёж сделать, – вспоминает собеседник. – Отец говорит: давай помогу. Я, конечно, с радостью согласился. Приношу преподавателю, а тот с улыбкой спрашивает: «Кто чертил, папа или дедушка?» Я удивился: «А почему вы так решили?» «У нас, – говорит, – ГОСТы по обозначениям поменялись в 1980-м году. А у тебя здесь стоят стрелочки, которые использовались раньше». Ну правильно, отец в 1979-м институт окончил. Вот так мы вдвоём и прокололись».
А когда Сергей окончил вуз, они с отцом разговаривали между собой как два профессионала:
«Я рассказывал, что у меня на работе, а он советовал, что делать в той или иной ситуации. Это поначалу, а потом уже и на равных, так сказать, общались. Кстати, многие из тех, кто поступал со мной на факультет ПГС, не вполне представляли, с чем будет связана их специальность. И, получив диплом, на стройку пришли далеко не все мои сокурсники. А я даже не рассматривал ничего другого для себя – знал, что пойду на линию работать».
Масштабы впечатляют
Новоиспечённого специалиста почти сразу пригласили на стройку мастером. Первым испытанием, по словам Сергея Николаевича, стал объект на промышленном гиганте:
«Я вышел на работу 8 августа 2006-го, но на такие большие объекты я ещё не попадал. Это был тракт подачи офлюсованных окатышей на трубчатый конвейер на Лебединском горно-обогатительном комбинате. Стройка была настолько большой, что повергла меня, мягко говоря, в шок. Но промышленное строительство, на которое, в том числе, я учился, это и есть вот такие масштабы. Там я получил колоссальный опыт, который впоследствии мне очень пригодился. И всё же для меня любимая стройка – это жилые дома, магазины».
После армии он думал, что вернётся к промышленному строительству, но его уже ждали в микрорайоне Дубрава-3. Это первый жилой дом, строить который Сергей Николаевич начал в должности мастера каменщиков. Тот период – с 2008 по 2016 год, по собственному признанию, оказался самым памятным в его профессиональной биографии:
«У меня была напарница Наталья Малахова и начальник участка Алексей Клименко. Мы с Натальей Николаевной менялись по сменам – работали три дня через три, с 8 утра до 9 вечера. Это была непрерывная стройка, без выходных, зато очень быстро шла. И бригада хорошая, и начальник Алексей Михайлович очень многому меня научил. Они постарше меня, но никогда не относились ко мне как к пацану – всегда на равных».
Сергей Николаевич с улыбкой рассказывает, как общался со своей сменщицей. В ту пору не было телефонов, как сейчас – с фото, видеозаписью, возможностью быстро отправить любое сообщение. Поэтому они с Натальей Малаховой на столе в конторе оставляли друг другу рукописные послания:
«Я, например, писал так: Наталья Николаевна, заказал бетон, столько‑то кубов, надо там забетонировать и заармировать, а завтра привезут кирпич. Она мне в ответ писала, что сделали они и куда дальше двигаться мне. Этот период до сих пор вспоминается с особой теплотой».
Потом уже были другие микрорайоны, другие дома и стройки, где Сергей Литвяков работал прорабом. А должность это такая, что нужно и документацию вести, и материалы рассчитать и заказать, и главное – с людьми общаться так, чтобы работа спорилась. Всё это потомственному строителю прекрасно удавалось.
Вопреки тенденции
Сегодня Сергей Литвяков – начальник отделочного участка ООО «Норильчанин». Это общество с ограниченной ответственностью входит в структуру главного застройщика города – «КМАпроектжилстрой». Есть любимое дело, которому посвятил всю свою профессиональную жизнь, есть надёжные партнёры и ответственные коллеги, с которыми приятно работать. Но есть и то, что реально тревожит строителя.
«В советское время, когда папа мой ещё работал да и когда я пришёл на стройку, сюда шла молодёжь. А сейчас почему‑то считается, что работать в строительстве не престижно, не модно, – сетует Сергей Николаевич. – Буквально недавно мы столкнулись с тем, что не могли найти машиниста башенного крана. Все женщины, которые у нас работали, уже на пенсии. Я начал узнавать, и оказалось, что в Старом Осколе нет ни одного учебного заведения, которое учит на крановщика. А ведь такой специалист необходим на каждой стройке. Сейчас тенденция такая: девочки хотят устроиться в салон – наращивать ресницы, делать ногти. А мальчики уходят в торговлю. Недавно от нас ушёл плотник, который проработал 10 лет. Мог руками всё делать, а теперь в спортивном магазине прикручивает крепления к лыжам. К сожалению, нужно признать, что труд строителя стал непопулярен. Поэтому считаю, что очень важно повышать престиж нашей профессии. И делать это нужно на самом высшем государственном уровне».
Арина Беседина