Маленький Митяйка. Семья из Корочанского района выхаживает упавшего из гнезда аиста
Александр и Татьяна Бабаевы рассказали «Белгородской правде», как спасли аистёнка
-
Статья
-
Статья
В конце июня поздним дождливым вечером в селе Сетном разыгралась настоящая драма. У дома Александра и Татьяны Бабаевых разбушевавшийся не на шутку ветер свалил на землю гнездо белых аистов. Взрослые птицы успели улететь к реке. А четыре птенца, которым едва исполнился месяц, упали вниз и разбились. Все, кроме одного.
Приёмыш
Белые аисты для жителей Сетного не диковинка. Каждый год в эти края прилетают красивые длиннокрылые пары, выбирают места под гнёзда и высиживают птенцов. Семье Бабаевых повезло впервые. Они и раньше замечали величественных птиц, которые кружили над домом, простукивали ближайшие столбы, подыскивая хорошее место для выведения потомства. И вот в марте этого года аисты свили гнездо прямо над их калиткой.
«Мы с таким интересом за ними наблюдали, – рассказывает Татьяна. – 16 апреля птицы сели на яйца. По очереди их высиживали. Она сидит, он летает к реке Корочке кормиться, потом меняются. Посмотрели в Интернете – 33 дня они обычно сидят на яйцах. И действительно, в середине мая мы услышали писк, а потом увидели клювики. Стали гадать, сколько птенцов в гнезде, три или четыре».
Александр смеется и показывает длинный шест с кармашком на конце:
«Я даже селфи-палку соорудил. Туда собирались телефон прикрепить, поднять и сделать снимок, чтобы их не пугать. Но не успели».
Бабаевы были дома, когда разыгралась непогода. Даже день в календаре отметили – 20 июня. Хозяйка выглянула за калитку и ужаснулась: сильный порыв ветра опрокинул гнездо вместе с не умеющими ещё летать аистятами на землю. Татьяна бросилась проверять птенцов. Поначалу решила, что все четверо погибли.
«Я кричу: Саш, смотри, гнездо‑то упало! – вспоминает Татьяна. – И быстрее туда. Трое – мёртвые, а один – ничего, шевелится. Я в тёплую кофту его завернула. Он мокрый весь, дрожит, сердечко колотится. Отнесли его в сарай к курам, стали отогревать феном. Думали, до утра не доживёт».
Бог дал
Всю ту ненастную ночь Бабаевы не смыкали глаз. Горевали, переживали и попутно изучали информацию, чем же питаются маленькие аистята. Потом Александр с фонариком под дождём несколько часов собирал для малыша дождевых червей. И имя птенцу тут же успел придумать.
«Он такой чудной был, беззащитный, жалкий, – говорит он с доброй улыбкой. – Ну точно Митяй».
Утром с волнением заглянули в сарай к Митяю, и к большой своей радости нашли птенца живым и очень голодным. Тут и пригодились давешние черви. Поначалу аистёнок к миске с шевелящимся завтраком подходить боялся, но потом осмелел и с помощью своего нового родителя съел первого червяка. Через пять минут миска опустела, а Татьяна и Александр переглянулись: Митяю нужна еда.
«Самое интересное, – говорит Александр, – что мы ещё до урагана прочитали, что аисты могут слабых птенцов выбросить из гнезда. Естественный отбор. И мы тогда ещё думали, может, сетку натянуть внизу. А вдруг выкинут, станем сами выхаживать. Они‑то не выкинули, а вот ураган постарался. И всё равно нам дал Бог. Но мы тогда уже понимали, что в случае чего прокормим, не бросим птицу».
На помощь Бабаевым пришёл и ещё один неравнодушный корочанец – Александр Попов, представитель регионального Союза охраны птиц России. Узнав о случившемся, сразу приехал в Сетное.
«Мы поначалу хотели, чтобы взрослые аисты – родители этого малыша – продолжили его кормить, – рассказывает он. – Сделали гнездо и на крышу сарая его поставили, чтобы птицы видели своего птенца. Но те ничего не предпринимали. Они после урагана вернулись на то же самое место, снова соорудили на столбе небольшое гнездо, но к аистёнку больше не подлетали. Так что мы поняли, что кормить Митяя придётся нам».
Приучить к самостоятельности
И пошли мелькать дни в календаре. Каждое утро новые родители Митяя управляются по хозяйству, а после обеда садятся на мотоцикл и едут на речку с удочками. Наловят мелких карасей, плотвичек, пескарей, прибавят пару лягушек, ящериц и кузнечиков и домой, к маленькому аистёнку. И лохматый нескладный птенец с каждым днём становится всё крепче и красивее. При падении он немного травмировал правую ногу и поначалу чуть прихрамывал. Но теперь и это прошло. И, как замечают его кормильцы, Митяй уверенно ходит по двору и наводит порядок: проверяет миску с кормом у беспокойных курочек, заглядывает в будку к собаке Биму. Сегодня у аистёнка на завтрак несколько маленьких рыбок и лягушка. Только завидев Александра с ведёрком в руках, Митяй со скоростью ветра бежит к нему навстречу.
«Проголодался, Митяй? – весело спрашивает тот. – Ну угощайся».
Аистёнок одним махом проглатывает маленькую рыбку и лягушку и ловко пьёт воду из бутылки.
«Пора его к самостоятельности приучать, – замечает Александр Попов. – Рано или поздно придётся ведь его отпустить. И он должен к тому времени стать самостоятельным».
Супруги кивают, хотя в глазах их читается грусть. Привязались к доброй птице, жалко будет расставаться. Но понимают, так для аиста будет лучше. Зимой ему здесь не прокормиться.
«Птенцы обычно самыми первыми в конце августа улетают в тёплые края, – замечает Попов. – За ними следом взрослые птицы. Вот и мы должны Митяя подготовить. Перед этим хотим его окольцевать. Он уже потихоньку встаёт на крыло, слетает с гнезда. Теперь вот Саня и Таня начнут его на речку с собой брать на мотоцикле в коляске. Там он будет учиться сам ловить рыбку, лягушек, охотиться на кузнечиков. Самое главное, чтобы он хорошо потом ужился со своими сородичами в дикой природе».
Жаль отпускать
«Я к нему уже привязался, – говорит Александр Бабаев. – Выхожу, он ко мне бежит навстречу. Я в летний душ иду, а он раз и ко мне уже заглядывает. Я с ним разговариваю. Он подойдёт, водички хлебнёт и пойдёт себе. Жалко будет отпускать. Но надо, так ему ведь лучше будет».
Про себя Александр говорит: жалостливый. И рассказывает: кур всю жизнь держит, а ни разу сам не зарубил. Одна пёстренькая курочка Ряба так и прожила у него до старости. Забиралась на плечо, а хозяин поил её совсем как в фильме «Любовь и голуби». Были и свиньи, поросят кормил с рук и всегда привязывался.
«Подойдёшь к ним, они хрюкают, тыкаются, а их ножиком? Нет, не могу я так, у меня слёзы сразу. А теперь вот у нас другая забота, – кивает с улыбкой на Митяя. – Говорят, аисты к счастью. Я всё надеюсь, что Митяй и мне поможет. У меня ведь онкология. Может, он к нам свалился, чтоб меня излечить».
Произносит и замолкает, а потом, чуть помолчав, добавляет:
«Может, станет на крыло, улетит в конце лета и вернётся к нам будущей весной. А я его встречу. Да, Митяй?»
Анастасия Состина