Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 января 2024,  18:30

Тихо! Идёт сеанс! В январе белгородский кинотеатр «Русич» отмечает 35-й день рождения

«БелПресса» рассказывает об истории первого в России четырёхзального кинотеатра и о том, как он боролся за своего зрителя

Тихо! Идёт сеанс! В январе белгородский кинотеатр «Русич» отмечает 35-й день рожденияФото: Павел Колядин (архив)
  • Статья
  • Статья

Январь 1989 года. В Южном микрорайоне Белгорода на Харьковской горе, наконец, открыли кинотеатр. Это известный всему городу долгострой – первый камень закладывали ещё в конце 70-х. За десять лет рядом успели вырасти Дворец спорта «Космос» и здание культпросветучилища. А недостроенный четырёхзальный кинотеатр – первый подобный в России – всё ждал своего часа. И вот событие – «Русич» принял первых зрителей.

Стереоочки из ГДР

Выпуски белгородских газет за январь 1989 года пестрят заметками о торжественном открытии.

«Четыре зала – красный, белый, голубой и жёлтый – нового кинотеатра, получившего гордое название «Русич», открыли двери для зрителей областного центра, – писала «Ленинская смена». – Самый большой из залов – красный. Он может вместить за один сеанс 500 зрителей. А всего «Русич» одновременно способен принять 1 300 человек».

«А кто выбирал имя новорождённому? – задавала вопрос директору кинотеатра Зое Авиловой «Белгородская правда». – Сами белгородцы, – отвечала та. – По областному радио был объявлен конкурс на лучшее название». 

День открытия хорошо помнит и бывший главный инженер «Русича» Виталий Мочалов, который работал в этом кинотеатре с 1989 под 2015 год.

Говорит, что достраивать здание помогали болгары, а по поводу названия шли жаркие споры: выбирали между двумя вариантами – «Сатурн» и «Русич». В итоге остановились на последнем – более патриотичном.

«Нашей изюминкой стали стереофильмы, которые показывали в малом зале на 200 мест, – говорит Виталий Михайлович. – Смотрели их в специальных очках, которые ограниченным тиражом поставляли нам из ГДР. Эти стереоочки были очень хрупкими. И потом мы даже заказывали на нашем заводе пластмасс особые матрицы, чтобы их усилить и чтобы они нам дольше послужили. А первым стереофильмом стала лента «На золотом крыльце сидели». И несколько месяцев после открытия этот зал был битком, весь город перебывал у нас». 

Два фонтана

В мае 1989 года на площадке перед «Русичем» заработал и легендарный прямоугольный фонтан. Как вспоминает Мочалов, он представлял собой три большие чаши со 120 латунными шарами, из которых били мощные струи воды. Для горожан – праздник, для сотрудников кинотеатра – головная боль.

«Латунные шары скручивали и воровали цыгане, – сетует Мочалов. – А нам приходилось постоянно чистить фонтан, потому что туда то бутылку разбитую бросят, то кошку дохлую. А чтобы эти чаши наполнить, нужно было шесть тысяч кубов воды. И счётчик стоял от кинотеатра. Сами понимаете, какие это расходы. Потому фонтан этот просуществовал не слишком долго, чуть больше десяти лет. В 2002 году здесь обустроили парковку». 

Однако спустя ещё 12 лет у старого прямоугольного фонтана появился преемник. У входа в кинотеатр оборудовали контактный фонтан, струи которого бьют прямо из‑под земли. В жару по сложившейся уже традиции горожане с детьми приходят сюда в купальниках и плавках. 

 

«Русич» в конце 90-х «Русич» в конце 90-х / Фото: belgorod.doguran.ru

Темнитель и перемоточная

Чтобы представить, как выглядел кинотеатр в прежние времена, поднимаемся по узкой лестнице в кинопроекционные на 2-й этаж здания. В те самые таинственные комнатки над зрительным залом, из которых через небольшие прямоугольные окна проецируются фильмы на большой экран. Их в «Русиче» четыре. 

«Сегодня здесь уже современные цифровые кинопроекторы, – показывает Виталий Михайлович. – Вот, например, самый мощный американский проектор «Кристи», звуковые процессоры. Но кое‑что сохранилось и от старых времён». 

Рассматриваем допотопный, ещё советский пульт, с которого киномеханик мог открывать занавес и управлять светом в зрительном зале. Чтобы глазам проще было привыкать к темноте, а после киносеанса – к свету, дежурное освещение было оснащено специальным темнителем. С его помощью свет гас и включался медленно и плавно. 

 

«В этих проекционных работали кинопроекторы КПК-2 Ленинградского оптико-механического объединения и чехословацкие «Меоптон», – вспоминает Мочалов. – Один из подобных старых кинопроекторов – КПТ-2Ш можно увидеть на площадке перед кинотеатром и внутри здания. Мы специально установили их в качестве экспонатов, чтобы люди имели представление о том, какими были одни из лучших кинопроекторов Советского Союза». 

Обслуживали технику 24 киномеханика и 3 инженера. Трудились двумя сменами по два человека на каждый аппарат. Сегодня для контроля работы цифровых проекторов требуется всего 3 человека на все залы. 

Заглядываем в следующую кинопроекционную. Там обнаруживается итальянский плёночный проектор «Киномеханика». Внутри него – мощная ксеноновая лампа, работающая под давлением 24 атмосферы. 

Между кинопроекционными сохранилось и ещё одно небольшое помещение, которое раньше служило перемоточной. Там, как понятно из названия, перематывались плёнки после кинопоказов. 

Коммуналка дороже «Титаника»

«А вот здесь был когда‑то мой кабинет, – показывает Виталий Михайлович. – Здесь я проработал с открытия и до 2015 года. В нём стояли и те самые автоответчики, благодаря которым горожане могли узнавать расписание кинофильмов». 

В последней кинопроекционной рассматриваем бельгийско-канадский проектор «Барко», самый первый цифровой, появившийся в «Русиче». Благодаря специальной призме на объективе он способен преобразовывать 2D-изображение в 3D. 

Выходим в коридор и оказываемся в небольшом киномузее, где можно увидеть, например, проектор «Школьник» 1978 года и темнитель света 1964-го. Даже в 90-е годы, когда у кинотеатра были не самые простые времена и когда работало всего два зала из четырёх, эти кинопроекторы бережно хранили. 

«Да, был спад, – рассказывает Мочалов. – Людям надо было что‑то есть, какое уж тут кино. Хотя в то время выходили и очень популярные фильмы, которые привлекали массу зрителей. Например, «Титаник», который вышел на экраны в 1998 году. Но даже такие кассовые ленты не приносили достаточной прибыли». 

 

Как в 1998 году писало популярное белгородское издание «Вечер», у «Русича» были серьёзные коммунальные расходы.

«…к примеру, стоимость отопления кинотеатра за один зимний месяц составляет около 25 тысяч рублей, – писала газета. – Для сравнения: на таком хите сезона, как «Титаник», было собрано всего 7,5 тысячи рублей». 

«Тогда в «Русиче» придумали, как привлечь людей, – замечает Мочалов. – Стали проводить массовые дискотеки. Эти дискотеки гремели на весь город, до тысячи человек собиралось в фойе. Нам выделили даже наряд милиции, чтобы был порядок». 

Егор Летов и рок-ёлка

Об этом легендарном времени вспоминает Олег Проскоков, который в 1999 году арендовал в «Русиче» помещение для репетиций своей рок-группы, а в конечном итоге проработал в кинотеатре менеджером по рекламе вплоть до 2010 года. 

«В те времена «Русич» представлял собой весьма жалкое зрелище, – вспоминает Олег. – Лоск советского кинотеатра, каким я помнил его с детства, стёрся без следа. А ведь я присутствовал на открытии вместе с мамой, смотрел фильм «Убить дракона», был впечатлён. И вот мы пришли к тогдашнему директору Владимиру Цветкову – весьма архаичных взглядов человеку – и попросили предоставить нам какую‑нибудь комнату. Чтобы это осуществить, пришлось открыть ИП и оформить официальную аренду в муниципалитете». 

Как вспоминает Олег, в той самой первой комнате ребята своими силами сделали сносный ремонт и оборудовали студию. Чтобы платить аренду, репетиционную базу вместе с оборудованием сдавали другим группам за небольшую плату. Тогда же пришла идея провести концерт прямо в фойе кинотеатра. Это была легендарная рок-ёлка 2000. 

«Так у нас и получился системный рок-клуб со студией в подвале и концертами в стеклянном фойе, – замечает Проскоков. – И дорос этот клуб от местечковых любителей до вполне калиброванных музыкантов. На сцене «Русича» выступали группы «Пилот» и «Тараканы», легенды андеграунда Чёрный Лукич и Егор Летов, малословный тогда Noize MC* (признан иноагентом), Гуша Катушкин и другие артисты. 

 

В 2002 году госкомпания «Роскинопрокат» инвестировала в реконструкцию кинотеатра крупную сумму денег, и «Русич» превратили в современный киноцентр. Сделали ремонт, оборудовали залы французскими креслами, климатическими установками, новейшей аппаратурой, в том числе звуковым процессором Dolby Digital. 

«Арендаторов тогда всех попросили покинуть помещения кинотеатра, – рассказывает Проскоков. – Всех, кроме меня. Потому что я предложил использовать свою техническую базу для презентаций, и мы стали сотрудничать. А ещё через полтора года я подошёл к Алексею Загребайлову, руководившему тогда кинотеатром, и предложил себя в качестве менеджера отдела рекламы. Помню, как мы были рады, впервые продав 100 билетов за день, и как через пару лет 3 тысячи человек в день стали нормой». 

В 2010 году Олег Проскоков покинул «Русич», а спустя некоторое время открыл в Белгороде нашумевший клуб InRock. По словам Олега, этот клуб не возник бы без того опыта, который он приобрёл в «Русиче». 

 

Кино для всех

Новейшая история кинотеатра заслуживает особого внимания, ведь «Русичу» и сегодня непросто выживать в условиях санкций и возросшей конкуренции с кинозалами крупных торговых центров. Но нынешний руководитель киноцентра Денис Загребайлов подчёркивает, что у «Русича» есть особое преимущество – социальная ориентированность. 

«С 2005 года в стенах нашего киноцентра существует киноклуб «Россы», – говорит он. – Он рассчитан на старшее поколение и руководит им Лидия Гавриш. В этом клубе состоят больше тысячи пенсионеров из города и Белгородского района. Этим проектом начинал заниматься ещё мой отец, теперь его продолжаю поддерживать и я». 

По словам Загребайлова, встречи киноклуба проходят каждую среду в 8:45. Пенсионеры бесплатно смотрят фильмы, слушают лекции приглашённых гостей по самым разным темам и участвуют в различных кружках, которых здесь около 15. Это и танцы, и шахматы, и шашки, и занятия спортом. 

 

«Сейчас из‑за непростой обстановки мы вынуждены временно прекратить встречи клуба, но иногда люди всё равно приходят и занимаются в специально приспособленных подвальных помещениях: там безопасно, – говорит директор кинотеатра. – Мы заинтересованы в том, чтобы работать и дальше, а потому на собственные средства оклеиваем стёкла ударопрочной плёнкой». 

Как рассказывает Денис Загребайлов, за последние годы «Русич» с кем только ни сотрудничал. Здесь проводили кинопоказы для семей, в которых воспитывают детей с аутизмом. Специально для этого в залах меняли громкость звучания, регулировали освещение и устанавливали уголки психологической разгрузки. Регулярно бывают в кинотеатре и слабослышащие зрители. Им показывают фильмы с субтитрами. Работают в кинотеатре и с онкобольными детьми, а также с НКО «Тепло души», которая помогает инвалидам детства. 

«Мы рады, как и прежде, работать для белгородцев, – замечает Загребайлов. – Мы всегда следим за киноновинками, совершенствуем наши залы, оборудование. За 35 лет у нас сложился свой круг зрителей, за которых мы держимся. Пусть так будет и дальше».

 

Завершаем экскурсию в прошлое у входа в один из кинозалов. Там контролёр как раз заканчивает проверять билеты и рассаживает последних зрителей на свои места. В зале, пропахшем попкорном, медленно гаснет свет. И из таинственного окошка кинопроекционной вырывается яркий луч – начинается магия кино. А над закрывшейся дверью зажигается тёплая надпись «Тихо! Идёт сеанс!». Сеанс длиною в 35 лет.

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×