Тихо! Идёт сеанс! В январе белгородский кинотеатр «Русич» отмечает 35-й день рождения
«БелПресса» рассказывает об истории первого в России четырёхзального кинотеатра и о том, как он боролся за своего зрителя

-
Статья
-
Статья
Январь 1989 года. В Южном микрорайоне Белгорода на Харьковской горе, наконец, открыли кинотеатр. Это известный всему городу долгострой – первый камень закладывали ещё в конце 70-х. За десять лет рядом успели вырасти Дворец спорта «Космос» и здание культпросветучилища. А недостроенный четырёхзальный кинотеатр – первый подобный в России – всё ждал своего часа. И вот событие – «Русич» принял первых зрителей.
Стереоочки из ГДР
Выпуски белгородских газет за январь 1989 года пестрят заметками о торжественном открытии.
«Четыре зала – красный, белый, голубой и жёлтый – нового кинотеатра, получившего гордое название «Русич», открыли двери для зрителей областного центра, – писала «Ленинская смена». – Самый большой из залов – красный. Он может вместить за один сеанс 500 зрителей. А всего «Русич» одновременно способен принять 1 300 человек».
От плёнки к «цифре». Как изменился кинотеатр «Русич» за 30 лет
«А кто выбирал имя новорождённому? – задавала вопрос директору кинотеатра Зое Авиловой «Белгородская правда». – Сами белгородцы, – отвечала та. – По областному радио был объявлен конкурс на лучшее название».
День открытия хорошо помнит и бывший главный инженер «Русича» Виталий Мочалов, который работал в этом кинотеатре с 1989 под 2015 год.
Говорит, что достраивать здание помогали болгары, а по поводу названия шли жаркие споры: выбирали между двумя вариантами – «Сатурн» и «Русич». В итоге остановились на последнем – более патриотичном.
«Нашей изюминкой стали стереофильмы, которые показывали в малом зале на 200 мест, – говорит Виталий Михайлович. – Смотрели их в специальных очках, которые ограниченным тиражом поставляли нам из ГДР. Эти стереоочки были очень хрупкими. И потом мы даже заказывали на нашем заводе пластмасс особые матрицы, чтобы их усилить и чтобы они нам дольше послужили. А первым стереофильмом стала лента «На золотом крыльце сидели». И несколько месяцев после открытия этот зал был битком, весь город перебывал у нас».







Два фонтана
В мае 1989 года на площадке перед «Русичем» заработал и легендарный прямоугольный фонтан. Как вспоминает Мочалов, он представлял собой три большие чаши со 120 латунными шарами, из которых били мощные струи воды. Для горожан – праздник, для сотрудников кинотеатра – головная боль.
«Латунные шары скручивали и воровали цыгане, – сетует Мочалов. – А нам приходилось постоянно чистить фонтан, потому что туда то бутылку разбитую бросят, то кошку дохлую. А чтобы эти чаши наполнить, нужно было шесть тысяч кубов воды. И счётчик стоял от кинотеатра. Сами понимаете, какие это расходы. Потому фонтан этот просуществовал не слишком долго, чуть больше десяти лет. В 2002 году здесь обустроили парковку».
Однако спустя ещё 12 лет у старого прямоугольного фонтана появился преемник. У входа в кинотеатр оборудовали контактный фонтан, струи которого бьют прямо из‑под земли. В жару по сложившейся уже традиции горожане с детьми приходят сюда в купальниках и плавках.

Темнитель и перемоточная
Чтобы представить, как выглядел кинотеатр в прежние времена, поднимаемся по узкой лестнице в кинопроекционные на 2-й этаж здания. В те самые таинственные комнатки над зрительным залом, из которых через небольшие прямоугольные окна проецируются фильмы на большой экран. Их в «Русиче» четыре.
«Сегодня здесь уже современные цифровые кинопроекторы, – показывает Виталий Михайлович. – Вот, например, самый мощный американский проектор «Кристи», звуковые процессоры. Но кое‑что сохранилось и от старых времён».
Рассматриваем допотопный, ещё советский пульт, с которого киномеханик мог открывать занавес и управлять светом в зрительном зале. Чтобы глазам проще было привыкать к темноте, а после киносеанса – к свету, дежурное освещение было оснащено специальным темнителем. С его помощью свет гас и включался медленно и плавно.







«В этих проекционных работали кинопроекторы КПК-2 Ленинградского оптико-механического объединения и чехословацкие «Меоптон», – вспоминает Мочалов. – Один из подобных старых кинопроекторов – КПТ-2Ш можно увидеть на площадке перед кинотеатром и внутри здания. Мы специально установили их в качестве экспонатов, чтобы люди имели представление о том, какими были одни из лучших кинопроекторов Советского Союза».
Обслуживали технику 24 киномеханика и 3 инженера. Трудились двумя сменами по два человека на каждый аппарат. Сегодня для контроля работы цифровых проекторов требуется всего 3 человека на все залы.
Заглядываем в следующую кинопроекционную. Там обнаруживается итальянский плёночный проектор «Киномеханика». Внутри него – мощная ксеноновая лампа, работающая под давлением 24 атмосферы.
Между кинопроекционными сохранилось и ещё одно небольшое помещение, которое раньше служило перемоточной. Там, как понятно из названия, перематывались плёнки после кинопоказов.
Смотреть, чтобы думать. Каким должно быть настоящее кино
Коммуналка дороже «Титаника»
«А вот здесь был когда‑то мой кабинет, – показывает Виталий Михайлович. – Здесь я проработал с открытия и до 2015 года. В нём стояли и те самые автоответчики, благодаря которым горожане могли узнавать расписание кинофильмов».
В последней кинопроекционной рассматриваем бельгийско-канадский проектор «Барко», самый первый цифровой, появившийся в «Русиче». Благодаря специальной призме на объективе он способен преобразовывать 2D-изображение в 3D.
Выходим в коридор и оказываемся в небольшом киномузее, где можно увидеть, например, проектор «Школьник» 1978 года и темнитель света 1964-го. Даже в 90-е годы, когда у кинотеатра были не самые простые времена и когда работало всего два зала из четырёх, эти кинопроекторы бережно хранили.
«Да, был спад, – рассказывает Мочалов. – Людям надо было что‑то есть, какое уж тут кино. Хотя в то время выходили и очень популярные фильмы, которые привлекали массу зрителей. Например, «Титаник», который вышел на экраны в 1998 году. Но даже такие кассовые ленты не приносили достаточной прибыли».







Как в 1998 году писало популярное белгородское издание «Вечер», у «Русича» были серьёзные коммунальные расходы.
«…к примеру, стоимость отопления кинотеатра за один зимний месяц составляет около 25 тысяч рублей, – писала газета. – Для сравнения: на таком хите сезона, как «Титаник», было собрано всего 7,5 тысячи рублей».
«Тогда в «Русиче» придумали, как привлечь людей, – замечает Мочалов. – Стали проводить массовые дискотеки. Эти дискотеки гремели на весь город, до тысячи человек собиралось в фойе. Нам выделили даже наряд милиции, чтобы был порядок».
Егор Летов и рок-ёлка
Об этом легендарном времени вспоминает Олег Проскоков, который в 1999 году арендовал в «Русиче» помещение для репетиций своей рок-группы, а в конечном итоге проработал в кинотеатре менеджером по рекламе вплоть до 2010 года.
«В те времена «Русич» представлял собой весьма жалкое зрелище, – вспоминает Олег. – Лоск советского кинотеатра, каким я помнил его с детства, стёрся без следа. А ведь я присутствовал на открытии вместе с мамой, смотрел фильм «Убить дракона», был впечатлён. И вот мы пришли к тогдашнему директору Владимиру Цветкову – весьма архаичных взглядов человеку – и попросили предоставить нам какую‑нибудь комнату. Чтобы это осуществить, пришлось открыть ИП и оформить официальную аренду в муниципалитете».
Как вспоминает Олег, в той самой первой комнате ребята своими силами сделали сносный ремонт и оборудовали студию. Чтобы платить аренду, репетиционную базу вместе с оборудованием сдавали другим группам за небольшую плату. Тогда же пришла идея провести концерт прямо в фойе кинотеатра. Это была легендарная рок-ёлка 2000.
«Так у нас и получился системный рок-клуб со студией в подвале и концертами в стеклянном фойе, – замечает Проскоков. – И дорос этот клуб от местечковых любителей до вполне калиброванных музыкантов. На сцене «Русича» выступали группы «Пилот» и «Тараканы», легенды андеграунда Чёрный Лукич и Егор Летов, малословный тогда Noize MC* (признан иноагентом), Гуша Катушкин и другие артисты.







В 2002 году госкомпания «Роскинопрокат» инвестировала в реконструкцию кинотеатра крупную сумму денег, и «Русич» превратили в современный киноцентр. Сделали ремонт, оборудовали залы французскими креслами, климатическими установками, новейшей аппаратурой, в том числе звуковым процессором Dolby Digital.
«Арендаторов тогда всех попросили покинуть помещения кинотеатра, – рассказывает Проскоков. – Всех, кроме меня. Потому что я предложил использовать свою техническую базу для презентаций, и мы стали сотрудничать. А ещё через полтора года я подошёл к Алексею Загребайлову, руководившему тогда кинотеатром, и предложил себя в качестве менеджера отдела рекламы. Помню, как мы были рады, впервые продав 100 билетов за день, и как через пару лет 3 тысячи человек в день стали нормой».
В 2010 году Олег Проскоков покинул «Русич», а спустя некоторое время открыл в Белгороде нашумевший клуб InRock. По словам Олега, этот клуб не возник бы без того опыта, который он приобрёл в «Русиче».







Кино для всех
Новейшая история кинотеатра заслуживает особого внимания, ведь «Русичу» и сегодня непросто выживать в условиях санкций и возросшей конкуренции с кинозалами крупных торговых центров. Но нынешний руководитель киноцентра Денис Загребайлов подчёркивает, что у «Русича» есть особое преимущество – социальная ориентированность.
«С 2005 года в стенах нашего киноцентра существует киноклуб «Россы», – говорит он. – Он рассчитан на старшее поколение и руководит им Лидия Гавриш. В этом клубе состоят больше тысячи пенсионеров из города и Белгородского района. Этим проектом начинал заниматься ещё мой отец, теперь его продолжаю поддерживать и я».
По словам Загребайлова, встречи киноклуба проходят каждую среду в 8:45. Пенсионеры бесплатно смотрят фильмы, слушают лекции приглашённых гостей по самым разным темам и участвуют в различных кружках, которых здесь около 15. Это и танцы, и шахматы, и шашки, и занятия спортом.







«Сейчас из‑за непростой обстановки мы вынуждены временно прекратить встречи клуба, но иногда люди всё равно приходят и занимаются в специально приспособленных подвальных помещениях: там безопасно, – говорит директор кинотеатра. – Мы заинтересованы в том, чтобы работать и дальше, а потому на собственные средства оклеиваем стёкла ударопрочной плёнкой».
Как рассказывает Денис Загребайлов, за последние годы «Русич» с кем только ни сотрудничал. Здесь проводили кинопоказы для семей, в которых воспитывают детей с аутизмом. Специально для этого в залах меняли громкость звучания, регулировали освещение и устанавливали уголки психологической разгрузки. Регулярно бывают в кинотеатре и слабослышащие зрители. Им показывают фильмы с субтитрами. Работают в кинотеатре и с онкобольными детьми, а также с НКО «Тепло души», которая помогает инвалидам детства.
«Мы рады, как и прежде, работать для белгородцев, – замечает Загребайлов. – Мы всегда следим за киноновинками, совершенствуем наши залы, оборудование. За 35 лет у нас сложился свой круг зрителей, за которых мы держимся. Пусть так будет и дальше».







Завершаем экскурсию в прошлое у входа в один из кинозалов. Там контролёр как раз заканчивает проверять билеты и рассаживает последних зрителей на свои места. В зале, пропахшем попкорном, медленно гаснет свет. И из таинственного окошка кинопроекционной вырывается яркий луч – начинается магия кино. А над закрывшейся дверью зажигается тёплая надпись «Тихо! Идёт сеанс!». Сеанс длиною в 35 лет.
Анастасия Состина