От плёнки к «цифре». Как изменился кинотеатр «Русич» за 30 лет
В январе белгородский киноцентр отпраздновал свой 30-летний юбилей
-
Статья
-
Статья
Корреспондент «БелПрессы» перелистал страницы истории первого в России четырёхзального кинотеатра.
Не один, а сразу четыре!
К моменту открытия «Русича» 10 января 1989 года в Белгороде работали четыре кинотеатра: однозальные «Родина», «Сокол», «Радуга» и двухзальная «Победа». «Русич» стал пятым и самым привлекательным для горожан.
В нём было четыре зала: красный, белый, голубой и жёлтый (сейчас они имеют просто порядковые номера). Самый большой – красный – вмещал 500 зрителей, ещё два – по 300 и один – 200.
«Казалось, что и залы поинтересней сделаны, экраны побольше, аппаратура самая современная: чехословацкие проекторы «Меоптон» – в двух залах, а в двух других – КПК-2 Ленинградского оптико-механического объединения», – рассказывает главный инженер «Русича» Виталий Мочалов, работавший там с 1989 по 2015 год.
Плюс в «Русиче» был стереозал, в котором показывали стереофильмы (очки для просмотра ограниченными партиями поставляли из ГДР). Первой здесь показали сказку «На златом крыльце сидели». Необычный формат тоже привлекал горожан: первые несколько месяцев кинотеатр был битком набит посетителями.
А первыми зрителями «Русича» стали строители, возводившие здание кинотеатра. В красном зале им показали фильм режиссёра Марка Захарова «Убить дракона».
«Белгород меняет свой облик»
Возводить «Русич» начали в конце 1970-х – начале 80-х, а потом стройку заморозили.
«Были субботники управления кинофикации (я работал там инженером), – вспоминает Мочалов. – Половина стен была, крыши не было, плавали головастики… А потом решением горисполкома резко возобновили стройку. И за год построили».
Название «Русич» придумали белгородцы. Тогда по областному радио объявили конкурс, выбрали пять лучших вариантов названия, которые обсудили в горисполкоме, горкоме партии с участием директоров других кинотеатров. Остановились на «Русиче».
Открытие кинотеатра стало событием для Белгорода и его жителей. На торжество пригласили народного артиста СССР Всеволода Санаева, заслуженную артистку РСФСР Людмилу Аринину, актёра Андрея Градова.
Вот что писала «Ленинская смена» в номере от 14 января 1989 года:
«Кинотеатр стал очередным объектом, украсившим площадь Южного микрорайона (впрочем, он уже давно не микро). Впоследствии рядом с ним вырастут новые здания цирка, гостиницы. Белгород меняет свой облик».
Первым директором «Русича» стала Зоя Авилова, работавшая до этого методистом в городской дирекции киносети. В её подчинении было около 100 человек, в том числе 24 киномеханика (сейчас их всего 4), 12 контролёров, 12 кассиров.
Радость не в радость
Поначалу, вспоминает Виталий Мочалов, прилегающая к кинотеатру территория была не доделана:
«Подпорные плиты, парапеты были не подштукатуренные – просто бетон».
Но летом всё облагородили, дорожки заасфальтировали. У кинотеатра высадили каштановую аллею, поставили скамейки.
Визитная карточка «Русича» в первые годы – большой прямоугольный фонтан недалеко от входа.
«Это был бич: кто‑то пустую бутылку бросит, или разобьют её и осколки – в воду. Мёртвые животные в ней оказывались…. А там и дети, и взрослые купались. Вода цвела, и санэпидстанция заставляла периодически её менять. Требовалось 6 тыс. литров заливать. Счётчик от кинотеатра – за воду же платить надо», – говорит Виталий Михайлович.
Фонтан украшали 120 латунных шаров (в честь 120 залпов первого салюта). Две полусферы красиво закручивались с рассеивателями. Со временем почти все эти шары разворовали.
Все конструкции того фонтана срезали в 2002 году, чашу закопали и забетонировали. С тех пор на этом месте парковка и большая площадка, где проводят массовые праздники и акции. Иногда там выступают артисты приезжего цирка.
И всё‑таки без фонтана «Русича» не остался. Летом 2014-го слева от входа заработал контактный фонтан. Его струи бьют прямо из‑под земли. Вечером каждую из них подсвечивают разными цветами.
«Весь город был здесь»
Начало 1990-х – непростые времена для всей страны. Люди практически перестали ходить в кино: им было не до него. «Русичу» нужно было как‑то выживать: фильмы показывали только в двух залах, два других использовали как склады. Помещения кинотеатра сдавали в аренду магазинам, в них проводили выставки мебели.
На время кинотеатр переименовали в Городской центр молодёжи, а примерно с 1994 года там начали проводить дискотеки. Главный инженер «Русича» помнит, что они несколько лет считались самыми грандиозными в Белгороде:
«Приходили те, кто ходил обычно на дискотеки в ДК «Энергомаш». Приезжали даже из Курска: не верили, что у нас собирались по 1 000 человек. Одно время почти каждый день дискотеки проходили. Суббота и воскресенье – вообще не пройти. Очень хорошие были светомузыкальные, лазерные, дымовые установки. Их закупали в Москве. Весь город был здесь. Нам даже городская администрация выделяла четыре милиционера. Они приходили в 18:00 и уходили в два часа ночи, пока всё не закончится».
В кино белгородцы потянулись в начале нулевых.
В 2002–2003 годах совместно с компанией «Роскино» в «Русиче» провели масштабную реконструкцию. Дискотеки к этому времени в кинотеатре прекратились. Для самого большого кинозала, а потом и для всех остальных, установили более светосильную немецкую аппаратуру «Кинотон», смонтировали систему стереозвука долби.
По проекту Виталия Мочалова все залы реконструировали, поменяли кресла, установили диваны. Если в 1989-м от одной спинки кресла до другой было 1,2 м, то сейчас – 1,4 м. Из‑за этого мест стало меньше, но видимость и комфорт для зрителей улучшились. В первом зале сейчас 200 мест, во втором – 300, в третьем – 150 и в четвёртом – 100.
«Зрители потянулись. Сами фильмы более качественные пошли, изображение и звук выросли на порядок. Ещё пошла хорошая реклама фильмов: вместо рисованной появились баннеры», – говорит инженер.
Вперёд – к «цифре»
Со временем «Русич» перешёл на цифровой кинопоказ. В первом зале поставили канадско-бельгийское оборудование. Фильмы шли уже с жёстких дисков, а не с киноплёнок. Постепенно заменили старые проекторы и в трёх других залах – на американские. Они работают и сейчас.
Сделали акустическую обработку стен, чтобы звук не проникал из зала в зал. Полы и потолки переделали, а всю лицевую стену здания выдвинули вперёд на 2 м, расширив фойе.
В 2008-м в «Русиче» оборудовали небольшое помещение – геймзону с аэрохоккеем и детскими игровыми атоматами (несколько месяцев назад их обновили). В самом конце фойе в том же году заработала пиццерия.
Спустя два года на площадке перед входом открыли детский городок и памятник кинопроектору – Виталий Михайлович сам собрал его. Это кинопроектор театральный (КПТ-2) – один из лучших аппаратов, когда‑либо выпускаемых в Советском Союзе. Он появился в 1962 году. Запчасти Мочалов находил в Москве, Одессе и Италии. Кстати, в фойе «Русича» стоит копия этого же проектора.
«Точно такой когда‑то работал в кинотеатре «Родина» (в 2003 году его снесли – прим. авт.). Последний фильм, показанный там с его помощью – «А зори здесь тихие», – вспоминает Мочалов.
Свой зритель
По мнению Виталия Мочалова, в ближайшие годы небольшой спад зрительского интереса к походам в кино неизбежен: у многих есть телевизоры с функцией Smart-TV и домашние кинотеатры.
«Интереснее было работать в 1990-е, – признаётся он. – Как‑то живее было всё. Мы не расслаблялись. А сейчас один киномеханик на четыре зала».
Несмотря на это, а также конкуренцию кинотеатров в крупных торгово-развлекательных центрах, свой зритель у «Русича» есть, заверяет его гендиректор Денис Загребайлов. И потому делает для него немало.
Так, с 2012 года «Русич», ставший к тому времени киноцентром, начал электронную продажу билетов – в фойе работает терминал. Пока немногие пользуются этим сервисом, но это дело времени.
В конце 2018 года на месте касс и части кабинетов оборудовали детскую зону с лабиринтом, батутом, каруселью (билеты продают теперь на баре – прим. авт.). В киноцентре планируют развивать именно детские объекты, в том числе и на прилегающей территории.
Здание «Русича» строили в советские годы, а это мешает многим переделкам: хочется что‑то улучшить, поменять, стенку снести, а она оказывается несущая – нельзя. Однако гендиректор киноцентра не сдаётся:
«Что касается доступной среды, с запасных выходов (за зданием) были ступеньки – я их убрал. А в этом или следующем году хочу полностью оборудовать всё для людей с ограниченными возможностями: от центрального входа до кинозалов, туалетов и так далее».