Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 января 2024,  13:32

Сокровищница семейного счастья. Что было в приданом каждой белгородской девушки

Рассказывает главный хранитель музейных предметов Белгородского государственного музея народной культуры Лариса Якубенко

Сокровищница семейного счастья. Что было в приданом каждой белгородской девушкиФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Красивый старинный чемодан прятался в тёмном углу квартиры на протяжении многих лет и был найден совершенно случайно при очередной великой перестановке. Как он появился здесь, никто уже и не помнит, единственное, что осталось в памяти: когда‑то в нём хранилось приданое бабушек или даже прабабушек.

Сундук с наследством

Если бы я выходила замуж лет 100–200 назад, то мой будущий муж и его родня жутко бы расстроились: ни тебе кораллового монисто, ни вышитых рубах, ни сундуков с постельным бельём, ни рушников-скатертей да стопок вышитых салфеток. Слёзы, а не приданое. А ведь в давние времена оно было главным фактором при выборе невесты. Тогда девушек брали замуж в большинстве случаев не за красоту и стать, важно было, сколько дадут за невесту её родители, насколько работящей будет будущая жена. И чем знатнее и обеспеченнее семьи, тем основательнее они подходили к выбору невесты для своего сына.

Приданое имело не только материальное значение, но и, по мнению наших предков, носило более глубокий, сакральный смысл – невеста присоединялась к семье мужа через своеобразный предметный код, который был заключён в недрах сундука, прибывающего вместе с ней. Необходимость его объяснялась ещё и тем, что жена жила в доме мужа, за его счёт. Иногда большую заинтересованность в приданом проявлял не столько сам жених, сколько его родители, потому что зачастую молодые жили именно у них. В государственной казне даже существовала отдельная статья расходов на приданое девушкам из царской семьи.

Сбор приданого начинался сразу же после появления девочки на свет. Его изготовлением занималась поначалу мама, а потом уже и сама будущая невеста. Девушки шили постельное бельё и одежду, вышивали рубашки, стараясь, чтобы их приданое было богаче, красивее и дороже, чем у других. Скрывать его было не принято, наоборот, семья хвалилась перед потенциальными женихами имуществом своей дочери.

 

Сокровищница семейного счастья. Что было в приданом каждой белгородской девушки - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Большая часть всего, что сейчас хранится в музее, была когда‑то в составе приданого каждой белгородской девушки, – рассказывает Лариса Якубенко. – Девушка готовила его сначала для себя, потом, выйдя замуж, для своей дочери, пока та не подрастёт. Отец делал маленький сундук, куда мама складывала всё, что нужно. Ленту купит, рушник вышьет, холстину или поясок соткёт – туда положит. Этот сундучок заполнялся обязательно доверху, и отец делал уже другой, побольше».

Сто рушников

Приданое в деревне и в городе отличалось в основном из‑за условий жизни.

«Юбки, сарафаны, рубахи, различные понёвы, подушки, одеяла, перины, постельное, но не в современном понимании, а шерстяные дерюжки, которыми можно было накрыть перину или солому, – перечисляет Якубенко. – Вышитых рушников должно было быть очень много, до 100 штук, так как на свадьбе их дарили всем родственникам, особенно со стороны жениха. К примеру, в Белгородской области перед свадьбой невеста отправляла ещё рубаху в подарок будущему мужу. А на самой свадьбе дарила по рубахе свёкру и свекрови».

В деревнях девочки начинали помогать родителям по хозяйству и учились готовить начиная лет с пяти, а с 12–13 – уже работали на ткацком станке. К 15 годам они были готовыми хозяйками, умеющими делать по дому всё. В те времена дочерей выдавали замуж рано, средний возраст для замужества – с 16 до 18 лет.

 

«Если семья была с достатком, то невесте с собой ещё и овечку давали, и коровку, и кур-гусей, другую живность, – делится главный хранитель музейных предметов. – Кроме того, в сундуке могла быть разная утварь: горшки, чугунки, деревянные ложки. То есть родители, выдавая дочь замуж, должны были обеспечить её на тот случай, если вдруг муж попадётся непутёвый, чтобы хотя бы первый год у неё было всё своё. Но в любом случае в деревнях с приданым было проще, чем в городе. У крестьян больше ценилось трудолюбие девушки, крепкое здоровье и хорошая репутация среди односельчан».

Если в деревенских семьях предсвадебной подготовкой занимались в основном самостоятельно, то городские невесты нанимали портних для изготовления новых платьев, сорочек, панталон, закупали или шили постельное бельё на заказ, белошвейки вышивали на нём инициалы будущего мужа.

 

Для крестьянки вопрос отсутствия приданого был не так принципиален. Девушка могла выйти замуж за такого же бедного парня и жить с ним долго и счастливо. Барышням из привилегированных сословий было куда сложнее. Многие бесприданницы в поисках стоящей партии обращались к профессиональным свахам, а к концу XIX века их заменили объявления в специализированных изданиях, таких как «Брачная газета», издававшаяся с 1906-го по 1917 год. И некоторые объявления были весьма прямолинейными.

Позолотить герб

В дворянских семьях было принято приглашать родных и знакомых в дом невесты для обозрения приданого. После сватовства проводилась настоящая церемония – опись приданого, поэтому в день свадьбы родственники невесты традиционно просили выкуп за невесту и её имущество.

 

В России даже появился документ «Роспись приданого», который составлялся в канун свадьбы для сведения жениха и был широко распространён до конца XIX века во всех социальных слоях России. Юридически документ играл важную роль: жених мог заподозрить недодачу (что нередко случалось), а с другой стороны, хотя разводы в те времена были крайне редки, при наличии такого списка с бывшего мужа можно было что‑то спросить, ведь распоряжался семейной собственностью он единолично.

В случае конфликта жена могла спасти своё имущество, входившее в приданое, когда муж оказывался несостоятельным должником, к примеру, проигрывался в карты. Кроме того, в случае ухода от мужа женщина имела право получить приданое обратно. Если выданная замуж дочь умирала бездетной, тогда всё указанное в этом документе возвращалось её родителям.

В дореволюционной России выдать замуж дочь с хорошим приданым считалось священным долгом отца. Если же девушку не успевали выдать замуж до 25 лет, то с этого возраста она становилась самовластной и уже без указаний родителей могла выбирать жениха, но отец всё же обязан был дать ей приданое.

 

 

А можно ли было выйти замуж без приданого? Лариса Якубенко говорит, что таких брали неохотно и только тогда, когда всех девушек на выданье разбирали:

«Их в жёны чаще брали вдовцы или возрастные женихи, но бывали и исключения, чаще, конечно, в деревнях. Моя бабушка была из бедной многодетной семьи. Когда её отдали замуж, она попала в богатую семью. И там кто‑то из родственников спросил: «Что ж вы берёте Матрёну, она же бедная?» А родители мужа ответили: «У нас своё богатство есть, мы её за красоту берём».

Были варианты, когда бедный дворянин пытался жениться на дочери богатого купца, фабриканта, что называлось «позолотить герб». Одни аристократы считали, что это ниже их достоинства, другим такое родство льстило. Но все понимали, что молодой человек женится ради денег и кроме титула у него ничего нет.

 

 

После 1917 года приданое было объявлено бытовым злом и пережитком буржуазии. В советском Кодексе законов о браке, семье и опеке, вышедшем в 1927 году, ещё встречается понятие приданого, но после всеобщей коллективизации, в эпоху товарного дефицита и обнищания крестьян, родителям невесты не всегда удавалось собрать для дочери даже минимальное по прежним представлениям приданое.

Готовить приданое или нет – личное дело каждого. Однако стоит принять во внимание, что этот минимальный набор бытовых предметов станет хорошим подспорьем в начале совместного пути молодожёнов.

Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×