По болезни и без. Что делать, если ребёнок прогуливает школу
Как решается проблема с пропуском уроков, «Белгородским известиям» рассказывает социальный педагог школы № 47 Белгорода Надежда Турчанова
-
Статья
-
Статья
«Здравствуйте, вашего сына сегодня не было в школе…» Обычно такое сообщение застаёт родителей врасплох. Вроде бы собрался и ушёл на уроки ребёнок вовремя, вернулся как обычно… Где же тогда он был? И что с этим делать родителям и учителю, если даже после разговора с прогульщиком ситуация не меняется?
— Как действует школа в случае, если ребёнок пропускает много занятий? Какая частота пропусков должна насторожить и что вы делаете, если их слишком много?
— Вначале классный руководитель старается выяснить у ребёнка причину пропуска уроков, привлечь его к внеурочной деятельности и составляет график дополнительных занятий для изучения пропущенных тем. Если причина в том, что ребёнок много болеет – есть справки от врача или заключение врачебной комиссии, – тогда его родителям могут предложить перейти на дистанционный формат обучения.
Если количество пропущенных уроков без уважительной причины превышает время посещённых, то классный руководитель также вначале выясняет причину у ребёнка, и если ситуация не меняется, то приглашает в школу его родителя или законного представителя, с которым проводится беседа, где выясняются причины пропусков и обсуждаются способы решения ситуации.
— А если и после этого пропуски продолжаются?
— При отсутствии положительного результата от воспитательных бесед с ребёнком и родителями классный руководитель должен поставить в известность социального педагога школы. Тот в первую очередь запрашивает у классного руководителя табель успеваемости ученика, в котором есть информация не только о его оценках, но и о количестве посещённых и пропущенных уроков. Изучив документ, социальный педагог проводит с учеником профилактическую беседу, а также посещает семью, чтобы выяснить, нет ли внешних причин, мешающих ребёнку посещать школу, обследует социально-бытовые условия проживания. Если и после этого ситуация не меняется, тогда родителя приглашают на совет профилактики, на котором присутствует администрация учебного заведения, классный руководитель и ведущие педагоги, а также сотрудник отдела полиции.
— А могут ли ребёнка исключить из школы за систематические прогулы?
— Если предпринятые профилактические меры не дают результата, а ребёнку уже исполнилось 15 лет, то возможно его отчисление за нарушение устава школы – когда дальнейшее пребывание ученика в учебном заведении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников, мешает нормальному функционированию школы. В статье 13 закона «Об образовании» говорится, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке должны быть закреплены порядок и основания отчисления обучающихся и воспитанников.
Понятие «грубое нарушение» регулируется уставом школы. К таковым можно отнести: драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), систематическое опоздание на уроки, прогулы, неуспеваемость, воровство, порча имущества школы, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, срыв занятий и другие. Отчисление ученика из школы за прогулы возможно, если согласно уставу школы они являются грубым нарушением. При этом прогулы должны совершаться неоднократно и без уважительных причин.
— А если социальный педагог выясняет, что ребёнок, который прогуливает школу, живёт в неблагополучной семье, как он действует в таких случаях?
— Часто в таких семьях отношение к воспитанию и обучению детей попустительское. В таких случаях я как социальный педагог систематически посещаю данную семью, предлагаю занять ребёнка во внеурочной деятельности и организую его занятость во время каникул. По утрам в учебные дни стараюсь будить ребёнка. Профилактические беседы с его родителями тоже провожу, но они далеко не всегда дают результат с учётом их асоциального образа жизни. Также как социальный педагог я взаимодействую с комплексным центром социального обслуживания населения города Белгорода, который часто оказывает адресную помощь данной категории семей.
— Как вы будете действовать, если выяснится, что ребёнок пропускает школу, потому что его там обижают одноклассники, например? Или если ребёнок в беседе с вами признается, что он пропускает уроки из‑за того, что некий учитель относится к нему предвзято?
— В первую очередь ребёнок должен сообщить о случаях издевательств взрослому, которому он доверяет. Это может быть либо его классный руководитель, либо социальный педагог, либо школьный психолог, либо любой учитель или даже старшеклассник. Даже если он этого не сделал по какой‑то причине, то во всех школах существует служба медиации: в начале учебного года проводится социально-психологическое тестирование, которое выявляет таких обучающихся. И тогда составляется индивидуальный план работы с каждым таким ребёнком.
Если же ребёнок пропускает, потому что думает, что некий учитель относится к нему предвзято, то он прежде всего должен проанализировать свои поступки, отношение к выполнению уроков. Если с этим всё в порядке, то нужно сказать о проблеме родителю. Тот в свою очередь должен сообщить об этом классному руководителю. А мы – социальный педагог и психолог – подключимся к ситуации, выслушаем ребёнка и обязательно разберёмся и окажем помощь.
— Часто школьники, особенно подростки, вместо школы идут в торговые центры и болтаются там до конца дня. Как вы считаете, можно ли как‑то повлиять на эту причину пропусков уроков?
— Это модное сейчас направление в отдыхе подростков. Глупо его отрицать или пытаться как‑то уничтожить на корню, правильнее будет проанализировать причину и дать подросткам хорошую альтернативу. В Белгороде много игровых площадок, но, к сожалению, большинство из них ориентированы на малышей. А вот зон отдыха для подростков практически нет. Мне кажется, проблему могло бы решить повсеместное создание клубов по интересам, где подростки могли бы проводить свободное время, как им нравится: собираться и общаться, слушать интересующую их музыку, делать селфи и публиковать их в популярных пабликах.
Поможет в этой ситуации, как мне кажется, и оборудование спортивных площадок с тренажёрами во дворах в шаговой доступности. Ведь не каждый ребёнок может ходить в спортивный клуб или платную секцию по футболу или теннису. А так и родители будут спокойны, не станут бояться улицы.
Педагогам, к слову, тоже необходимо перестраиваться, идти в ногу со временем, пытаться понять интересы современных детей. Ведь чем ближе педагог будет в общении с детьми, тем легче он сможет понять и решить проблему, возникшую у ребёнка.
Беседовала Тамара Акиньшина