Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 марта 2022,  13:25

Чтобы не сделал непоправимый шаг. От чего защищает школьников социальный педагог

Чтобы не сделал непоправимый шаг. От чего защищает школьников социальный педагогФото: Владимир Юрченко
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Учитель Ближнеигуменской школы Белгородского района Светлана Гакова заняла первое место VII региональном конкурсе профессионального мастерства «Социальный педагог Белгородчины – 2021». Жюри оценило её работу выше 13 остальных участников из разных районов и городских округов региона.

«Белгородские известия» узнали, чем Светлана Александровна покорила экспертов и зачем вообще нужны социальные педагоги.

Перемены к лучшему

Родом Светлана Гакова из Симферопольского района Крыма. Девушка окончила Харьковский университет внутренних дел и семь лет проработала в Юридической академии Ярослава Мудрого в Крыму. Там её должность называлась «кодификатор по изменениям в законодательстве». 

Каждые два-три дня в законы вносят разные изменения, и задачей Светланы Александровны было пополнять и исправлять базу вуза, а также объяснять студентам, как ей пользоваться

В Белгородскую область она перебралась к сестре и живёт здесь последние 10 лет. В 2017 году девушка устроилась в Ближнеигуменскую школу социальным педагогом.

«Сначала в новой должности было трудно. Я набиралась опыта на месте, и с хорошими наставниками это получалось», – вспоминает Светлана Гакова.

Чтобы не сделал непоправимый шаг. От чего защищает школьников социальный педагог - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Со временем поняла, что ей не хватает знаний по психологии, решила восполнить пробел: отправилась получать второе образование в НИУ «БелГУ» и летом 2021 года получила диплом педагога-психолога.

«Мне нравится работать с трудными подростками, смотреть, как они меняются в лучшую сторону. Приятно знать, что ты осуществил всё, чтобы ребёнок не сделал непоправимый шаг в сторону», – рассказывает соцпедагог.

По её словам, часто ребята не понимают, к каким последствиям могут привести их действия в дальнейшем:

«Многие мечтают поступить в институт МВД или военный вуз. Но каждый учёт, даже внутришкольный, что‑то за собой влечёт. Если в ВДВ они ещё могут попасть после внутришкольного учёта, то поступить в военный вуз уже не получится, там такие вещи обязательно проверяют».

Полгода учёта

Светлана Александровна вспоминает, когда только пришла на работу, столкнулась с парнем, выражавшим протест всем своим видом и поведением. Дошло до того, что он совершил хулиганский поступок, за который родителей оштрафовали, а ребёнка поставили на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН).

Самый минимальный срок, на который школьник становится на учёт, – это полгода. В это время соцпедагог работала с парнем, подключала его семью:

«В таких случаях мы часто созваниваемся с родителями, узнаём, дома ли ребёнок, выучил ли он домашнее задание. Если оказывается, что ученик вообще не явился в школу, то звонком маме дело не ограничивается. Мы выезжаем в семью и выясняем, что случилось».

Того парня благодаря общим стараниям с учёта сняли. После девятого класса он ушёл из школы, но как‑то раз случайно встретился со Светланой Гаковой. Парень признался ей, что раскаивался в своём поведении, что зря не слушал социального педагога. Оказалось, что выпускник хотел поступить в правоохранительный колледж, но его не взяли.

Волшебный чемоданчик

На данный момент в школе учится 463 ребёнка. Из них в группе риска порядка 25 человек, начиная с четвёртого-пятого классов. Большинство, конечно, мальчишки, но есть и несколько девочек. Если в школе новенький, то социальный педагог работает с классом, чтобы дети приняли нового ученика и помогли ему адаптироваться.

«Неправильно будет сказать, что я всё делаю одна. У нас всегда команда. Один социальный педагог ничего не добьётся, – уверяет Светлана Александровна. – Если случается ЧП, к разрешению ситуации подключаются психолог и педагоги-организаторы, директор и завуч».

Но и без чрезвычайных происшествий социальному педагогу есть чем заняться. Главное – это всё‑таки профилактика.

«Если просто пригласить ребёнка на беседу, ему будет неинтересно, поэтому я и психолог стараемся использовать разные нетрадиционные методы. У меня есть учебный кейс – чемоданчик с набором определённых предметов, и на занятия мы идём с ним. Там может быть материал по табакокурению либо профилактике безнадзорности и т. п.»

В младших классах чаще всего проводят занятия по адаптации детей к школе. При этом в кейсе будут лежать не только текстовые материалы, но и настольные игры и игрушки.

Когда меняются интересы

Как правило, занятия проводят в классах, которые считаются проблемными.

«В основном это шестые и седьмые классы, в которых ученики из детского возраста переходят в подростковый. У них перестраивается организм, сознание, меняются интересы, падает мотивация к обучению, – объясняет Гакова. – Также трудности возникают у девятых классов, когда ребята не могут определиться, куда они хотят поступать и с чем вообще связывать дальнейшую жизнь».

Одни занятия соцпедагог проводит самостоятельно, другие совместно с психологом, например психологическое тестирование детей на склонность к употреблению наркотиков. Если какой‑то ребёнок проявляет интерес к запрещённым веществам, то педагоги разрабатывают индивидуальную программу, по которой работают с ним.

К работе подключают и родителей. По словам Светланы Александровны, существует родительский патруль, который раз-два в неделю контролирует, чтобы после 22 часов дети не гуляли по улицам. Во время каникул и праздников родственники школьников патрулируют Ближнюю Игуменку каждый вечер. Также есть родительский контроль по общественному питанию: мамы и папы наведываются в столовую где‑то раз в месяц.

Проступок на спор

Светлана Гакова отмечает, что детей, попавших на учёт в КДН, в школе довольно долго не было. Недавно поставили на учёт одного, и то совершившего проступок не со зла, а по глупости – мальчик на спор вынес сырок из магазина и попался. Его взяли под контроль.

«В целом же, по сравнению с другими школами, у нас ситуация неплохая, – считает социальный педагог. – Даже на внутришкольном учёте стоит всего три человека. Туда попадают дети, которые плохо успевают в учёбе или регулярно нарушают дисциплину, например пытаются покурить в школьном туалете».

Когда ребёнка ставят на внутришкольный учёт, соцпедагог приглашает его родителей и вместе с ними ищет пути, которые позволят сделать школьника лучше. Благо, неблагополучных семей у учеников нет, так что с этой стороны негативного влияния можно не ждать.

«Родители всегда стараются пойти школе навстречу, отправить ребёнка на любое наше мероприятие, лишь бы он не сидел в телефоне, – замечает учитель. – У нас в школе смартфоны у учеников не забирают, но учителя контролируют, чтобы дети не доставали их из портфелей. Попадаются нарушители, но мы боремся с этим регулярно, просим родителей не подключать детям мобильный Интернет».

Родители и тут идут навстречу, тем более если у ребёнка падает успеваемость. Wi-Fi в школе есть, но учащимся его не раздают.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×