Всё включено. К чему приведёт модернизация белгородской службы занятости
«БелПресса» изучила, как расширяют её функции и спектр услуг
-
Статья
-
Статья
Белгородская область вошла в список 17 регионов России, где уже в этом году должны комплексно модернизировать всю службу занятости. Она будет не просто помогать найти работу, как раньше, а решать проблемы граждан и бизнеса: от адаптации к взрослой жизни для детей-сирот до полного подбора персонала для новых промышленных предприятий.
Новый стандарт
Служба занятости в сегодняшнем её виде работает в России с 1991 года. Федеральные власти решили, что все процессы службы нужно цифровизировать, а помогать она должна всеобъемлюще, чтобы человек больше не ходил по инстанциям и не собирал справки.
Белгородская область только из федерального бюджета получила 330 млн рублей на модернизацию служб занятости. Эти деньги должны обеспечить внедрение совершенно нового стандарта оказания услуг в системе занятости, ремонт кадровых центров (центров занятости) и переоснащение. У сотрудников службы будет униформа, а бренд службы занятости хотят сделать узнаваемым.
«Для нас важно, чтобы служба занятости имела достаточно высокий авторитет. Сегодня есть портал «Работа в России», который стал основным информационным ресурсом для удалённого оказания услуг. Но мы точно не будем устраняться от прямых контактов с людьми: регистрация, перерегистрация, психологическая помощь, профориентация, направление на профессиональное обучение – вся помощь будет оказываться непосредственно в кадровом центре», – отметил начальник департамента трудовых отношений белгородского Минсоцтруда Андрей Гаевой.
Все сохранённые центры занятости в регионе теперь входят в одно юрлицо и делятся на три уровня. Первый – Белгород, Старый Оскол и Губкин. Второй – муниципалитеты со средней численностью. Третий – Вейделевка, Красное и Красная Яруга. Центры в зависимости от уровня отличаются по оснащению и количеству сотрудников.
Одно окно
Модернизация службы занятости продолжает тренд в госорганах, направленный на то, чтобы максимально сопровождать граждан в сложных ситуациях и сокращать бюрократию.
Служба занятости заключила соглашения с МФЦ, центром «Мой бизнес», крупными градообразующими предприятиями. Это позволит вводить новый стандарт комплексного оказания услуг. Служба занятости намерена работать в режиме одного окна и стать своего рода МФЦ по оказанию большого спектра услуг по трудоустройству и социальной адаптации в целом.
«Теперь мы сотрудничаем с многочисленными структурами. Например, приходит к нам человек, который отбыл наказание. Работодатель требует у него справку о несудимости. Он должен был бы пойти в МФЦ или обратиться в УМВД, чтобы получить её. Сейчас же в рамках соглашений мы предоставляем услугу в режиме одного окна: он приходит к нам и у нас оформляет заявление на получение этой справки. Идти куда‑то ещё ему больше не нужно. И это распространяется на все виды услуг, которые можно получить в МФЦ – все они будут доступны прямо в службе занятости», – рассказала директор объединённого Центра занятости населения Белгородской области Елена Иванова.
Работа по жизненным ситуациям
Главное изменение в работе службы занятости – формат оказания услуг. Она должна решать не точечную проблему человека, а помогать в конкретных жизненных ситуациях. Такой способ, например, уже работает на «Госуслугах».
«Например, есть ситуация помощи с работой для пенсионеров. Это особый подход. Естественно, мы не можем их признавать безработными, но можем предложить варианты обучения и трудоустройства. Как я уже говорила, к нам могут также обращаться люди, которые отбыли наказание и находятся в трудной жизненной ситуации. Тут тоже применяется особый подход – у человека возникает много параллельных вопросов, которые мы можем решать во взаимодействии с другими организациями. Придя к нам, он получает комплексную услугу», – пояснила Иванова.
Среди утверждённых жизненных ситуаций, по которым служба занятости работает в режиме «всё включено» – долго не работавшие граждане, женщины с детьми до 7 лет.
От психолога до кадровика
«Важный блок связан с помощью молодым специалистам, которых неохотно берут к себе работодатели. Все хотят пригласить готового специалиста, который без стажировки и дополнительного обучения включится в работу по полной программе. Здесь мы готовы решать вопросы и с работодателями, и с образовательными учреждениями. Молодой человек сможет обратиться в вуз или ссуз, и мы ему поможем получить дополнительную квалификацию, пройти дополнительное обучение, после которого работодатель сразу может взять его к себе на работу», – рассказала начальник ЦЗН.
Центры занятости уже апробировали 5 из 10 утверждённых жизненных ситуаций, среди которых помощь женщинам с детьми до трёх лет, людям с инвалидностью, гражданам, которые хотят открыть своё дело, предпенсионерам, ставшим совершеннолетними детям-сиротам.
Предпенсионеры – особая категория. Это люди, которых могут признавать официально безработными. При этом из‑за возраста им могут отказывать в трудоустройстве.
«В этой ситуации у нас есть рычаги для повышения квалификации специалиста, его переобучения. Здесь как раз помогут все соглашения, которые у нас заключены с другими организациями, работодателями, образовательными учреждениями», – добавила Иванова.
Отдельная категория – дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, уже прошли обучение и испытывают трудности, пытаясь найти первую работу.
«Здесь включаются немного другие специалисты. Должна быть адаптация такого человека: ему тяжело сразу выйти на работу. Нужна психологическая консультация, в рамках которой в ракурсе трудоустройства ему помогут правильно вести себя с работодателем, в коллективе», – объяснила Иванова.
И в этой, и в других ситуациях работа центров занятости не заканчивается в момент трудоустройства – человека сопровождают дальше:
«Например, для граждан с инвалидностью мы прослеживаем ситуацию у человека и после выхода на работу: не уволил ли его работодатель, нужна ли ему дополнительная помощь, психолог, обучение и так далее».
Помощь бизнесу
Большой блок работы обновлённой службы занятости связан с помощью компаниям. Для них внедрили принцип бизнес-ситуаций. Это, например, работа с компаниями, реализующими инвестиционные проекты и нуждающимися в новых профильных специалистах. Центры бесплатно возьмут на себя бремя поиска необходимых кадров.
Отдельно служба занятости начинает работать с предприятиями с высокой текучкой. Специалисты анализируют ситуацию и предлагают руководству комплексное решение о том, как исправить положение, помогают найти специалистов, с которыми организация сможет работать долгосрочно.
Ещё одна ситуация – массовый набор сотрудников при открытии или расширении штата предприятия. На собственные кадровые службы бизнес-структур в этот момент ложится слишком большая нагрузка и служба занятости помогает сформировать фактически новый коллектив. Она не только предлагает кандидатуры, но и направляет их во всевозможные организации на переобучение, дополнительную подготовку, чтобы они смогли соответствовать требованиям работодателя. Такие же услуги оказывают и при модернизации бизнеса, создании малых предприятий.
Иванова добавила, что с новыми форматами работа службы занятости будет постоянно меняться и следовать запросам клиентов. Это как граждане и бизнес-структуры, так и само государство, для которого важно обеспечить рынок труда кадрами и удержать безработицу на текущем, рекордно низком для региона уровне.
Сергей Шевченко