Взаимная любовь пришла со временем. Как живёт многодетная мама из Ракитянского района
«Белгородская правда» побывала в гостях у Мохигул Алиевой, воспитывающей шестерых детей
-
Статья
-
Статья
На пороге светлого дома нас встречает средняя дочка семьи Алиевых – улыбчивая Альфира. Гостеприимство – одна из характерных черт народа Узбекистана, а умение принять гостя ценится даже больше богатого стола или семейного достатка.
Мохигул Алиева имеет почётный знак «Материнская слава» I степени. А ещё она индивидуальный предприниматель, активистка и староста хутора Сухой Лог.
Народ без Родины
Красивая женщина с чётко очерченными бровями аккуратно разливает чай в небольшие чашки с золотым узором. Изначально представлялся образ уставшей мамы шестерых детей с постоянными заботами, ежедневной готовкой, домашним хозяйством. Оказалось, что она – стройная и улыбчивая, в красиво повязанном платке – спокойно и уверенно раздаёт указания домочадцам, которые помогают расставлять угощения.
Мохигул усаживает за стол четверых детей (две старшие дочери учатся в Белгороде – прим. авт.), свекровь, бабушку Мизилю и, сложив крест-накрест руки на груди, начинает рассказ о своей жизни мелодичным голосом:
«Родилась я в Средней Азии – в Самарканде. По национальности мы турки-месхетинцы, или ахыска-турки. До приезда в Россию сменили много мест, не сосчитать».
У этой народности очень непростая история. Считается, что они произошли от народов, населявших Месхетию – территорию, расположенную в Грузии. В 1944 году их вместе с курдами и месхами-мусульманами из Грузинской ССР депортировали в Среднюю Азию.
«Мы народ без родины, – продолжает Мохигул. – Стараемся держаться вместе. Если праздники или свадьбы, то всегда очень большие. Соблюдаем традиции, стараемся не забывать свою историю и сохранить семейные ценности».
Её мама – педагог, учитель начальных классов, а ещё преподавала черчение, отец – столяр. Родители работали в Средней Азии в разных местах, затем их вызвали на работу в Чечню. В селе Алпатово Наурского района они прожили пять лет – ровно до того дня, когда там началась война. Тогда всей семьёй решили уехать и обосновались в хуторе Сухой Лог Ракитянского района. Мама устроилась учителем в Дмитриевскую школу, отец – в совхоз. Здесь Мохигул пошла в 1-й класс.
«Нас пятеро у мамы. У меня есть ещё двое братьев и две сестры, а я, получается, средняя», – говорит она.
Когда они приехали в Ракитянский район, никого здесь не знали. К тому же оказались ни с чем: вагон с вещами задерживался. Однажды к ним зашла познакомиться соседка – бабушка Надя. Потом стала приходить каждый день: приносила творог, молоко, подарила немного мебели, посуду, помогала по хозяйству. Мохигул до сих пор называет её второй мамой. Да и другие соседи не остались в стороне – все вместе детей в школу собирали.
Мохигул вспоминает, что в своё ни она, ни её братья и сёстры не смогли получить хорошее образование. Она окончила 11 классов, поступила в медицинский колледж, но родители не потянули оплату, и учёбу пришлось бросить.
Передавая традиции
Когда будущему мужу Мохигул исполнилось 25 лет, его мама начала спрашивать: «Сын, когда жениться собираешься?» Тот отвечал, что никого на примете нет. Мизиля нашла невесту сыну случайно – увидела скромную девушку в гостях у знакомых, и та ей очень понравилась. По традиции Мохигул с будущим мужем целый год были сосватаны, но за это время ни разу не виделись.
«У нас принято, что невесту сыну выбирает его мама, она в семье главная. А семья всегда держится на уважении. Наша взаимная любовь с мужем пришла уже со временем – после рождения первого ребёнка. Сначала были немного другие приоритеты: получить гражданство, купить или построить дом. Совместные цели нас и сблизили», – признаётся женщина.
Они вместе уже 23 года. Были, конечно, и ссоры, и недомолвки, без этого никуда, но Мохигул благодарна мужу за всё:
«Мои дети растут в любви и согласии, они это видят, чувствуют. Я своим девочкам желаю такого же мужа, потому что он добрый, отзывчивый и заботливый. Ни одного дня не пожалела, что родила ему шестерых детей».
Алиевы стараются воспитать в детях правильное отношение и к своей религии.
«У нас нет мест, куда можно приходить с детьми и обучать их исламу, поэтому все традиции мы передаём дома. Они знают все молитвы, ведь чем ребёнок будет богобоязненнее, тем он будет воспитаннее. С малых лет он должен знать свою религию, тогда и в душе будет добрее», – считает Мохигул.
На самые большие праздники – Навруз-байрам и Курбан-байрам – всё семейство готовит традиционные блюда: плов, самсу, хинкали. Хинкали – блюдо вообще на все праздники. На второй день после свадьбы невеста должна сама приготовить хинкали в большом казане и угостить друзей мужа. А на свадьбы у ахыска-турков приходит до 100 человек.
По субботам, когда приезжают старшие дочки, все вместе лепят манты и пельмени. Готовят столько, что девочки потом в город забирают и ещё едят несколько дней. Кроме традиционных блюд, в семье Алиевых любят борщи и рассольники, а на Пасху даже пекут куличи.
«У меня же невестка русская, поэтому и блюда у нас уже все одинаковые», – улыбается женщина.
В честь Великого пророка
Все дети Алиевых активные, участвуют в школьных и сельских праздниках. Когда Мохигул собирала документы на получение «Материнской славы», дипломов и похвальных листов было так много, что они не помещались в папку.
Старшей дочери, Диане, скоро 18. Учится в медицинском колледже БелГУ по специальности «ортопедическая стоматология». Динаре осенью исполнится 17. Она тоже поступила в медколледж, но на «акушерское дело». Альфире 14 – скоро получать паспорт. В 9-й класс перешла с единственной четвёркой – по русскому языку.
«Она у нас будущий юрист: все законы знает. Когда ругаю, говорит: «Не имеешь права меня ругать», – смеётся мама.
Гунаш 11 лет, учится хорошо. Несмотря на то что спортом заниматься не позволяет здоровье, она ходит на танцы. И ещё любит прикладное искусство.
«Гунаш – кудесница. Может часами рисовать, открытки клеить, собирать алмазную мозаику», – делится Мохигул.
Нурие скоро будет 9, она перешла в 3-й класс, танцует, ходит на хор.
Мухаммед – самый младший и самый долгожданный ребёнок.
«Четырнадцать лет ждали его, – признаётся женщина. – Просили Аллаха и пообещали ему, что, если будет сын, назовём его в честь Великого пророка».
Все дети наравне помогают и папе, и маме: могут в сарае что‑то делать, корову доить, брынзу готовить, на огороде работать.
Не умеем отдыхать!
Хозяйство Алиевых под стать их большой семье: есть и дойные коровы, и тельные, телята, овцы, большой огород, теплица, фруктовый сад. Дом потихоньку ремонтируют и достраивают.
«Бабушка встаёт в пять утра и начинает на кухне хлопотать. Если бы не она, я бы никогда не справилась. За ней следом встаёт муж, и сразу же идёт на хозяйство. Да, трудно, но, если мы будем работать только по своей профессии, детей не поднимем. Лишь хозяйство нас и кормит. Дом мы купили и достроили сами, льготы от государства особо не получаем. Машину нам, как многодетным, не дали. Хотя нам уже не машина нужна – на море выехать всей семьёй разве только автобусом получится», – улыбается Мохигул.
Алиевы не привыкли свои заботы перекладывать на других. Муж Мохигул – Дурсул – даже помощников не хочет брать: привык всё делать сам.
«Скоро вот сенокос начнётся, по два месяца видеться с мужем не будем. Я как‑то своим родителям сказала: «Спасибо вам за воспитание, за любовь к труду, за наши традиции, но вот единственное, чему вы нас не научили, – это отдыхать», – шутит Мохигул.
Сейчас их семья ни в чём не нуждается, сами всегда рады помочь:
«У нас своя группа в «Телеграме»: гуманитарную помощь собираем для солдат, для пострадавших от обстрелов. И у себя готова приютить семью с маленькими детками. Пока руки-ноги работают, не буду просить, буду сама помогать».
В прошлом году семья Алиевых поучаствовала в проекте «Решаем вместе», и благодаря этому в Сухом Логе сделали большую современную детскую площадку. После этого глава администрации Дмитриевского поселения Ольга Лавриненко уговорила Мохигул подать документы на почётный знак «Материнская слава».
Стало проще
Мохигул признаётся, что сложно было только с первым ребёнком. Со временем отношение к материнству изменилось: со старшими волновалась и суетилась по каждому поводу, с младшими всё стало намного проще.
«Старшие сейчас на учёбе, а переживают так, будто я их от груди отлучила. А младшие уже и помогают, и сами кушать готовят. Они намного самостоятельнее, красную воду для борща точно искать не станут», – смеётся женщина.
Когда в школу нужно принести поделки, Мохигул приходится делать с детьми не одну, а сразу несколько.
«И ещё очень тяжело, когда болеют. Заболел один, значит, заболеют все», – сетует она.
Это, пожалуй, единственное, что может огорчить многодетную маму. В остальном она справляется, хоть и устаёт. Но у неё есть каждый день положенные два часа времени: с девяти вечера, когда дети ложатся спать, до 11 она может побыть наедине со своими мыслями. На вопрос, что она делает эти два часа, коротко отвечает: «Просто
лежу!»
— О чём мечтает многодетная мама Мохигул?
— В первую очередь о мире. А ещё хочу, чтобы дома всё было сделано и достроено. Хотя в деревне, да ещё в частном доме, об этом мечтать сложно. И ещё одно: очень хочется, чтобы мои дети обязательно получили хорошую профессию и чтобы жили и работали на благо своей Родины.
Перед отъездом прошу дать совет всем настоящим и будущим мамам.
«Не любите себя больше, чем положено. И рожайте детей, несмотря ни на что. У нас есть такая пословица: «Если Бог дал ребёнка, то он даст и на ребёнка».
Говорят, если в старшего ребёнка вложить всё нужное и правильное, то потом он, как по ступенькам, передаёт это дальше своим братьям и сёстрам. Вот так и передают Алиевы свои традиции, культуру, отношение к жизни и к людям от первого уже к шестому ребёнку.
Елена Ржевская