Разные пальчики в одном кулачке. Как живёт белгородская многодетная семья Кармишиных
Чтобы встретиться с победителями в одной из номинаций всероссийского конкурса «Семья года», «Белгородская правда» отправилась в Борисовку
-
Статья
-
Статья
Всего в конкурсе приняли участие более 11 тысяч семей. Лучших наградили в пяти номинациях. В их числе – семья Кармишиных из Белгородской области.
Женись, но монастырь не бросай
Навстречу нам по дорожке бегут малыши Савелий и Арсений. Их окликает рассудительный 11-летний Максим. Улыбаясь, подходят старшие дочери – Наталья и Александра – и сами супруги – Евгений и Ирина. Вот такое оно, большое семейство Кармишиных. Наша встреча не случайно проходит на территории возрождённого Борисовского Богородице-Тихвинского монастыря. Глава семьи служит здесь клириком.
«В юности я мечтал о монашестве, – удивляет неожиданным откровением отец Евгений. – В 21 год стал послушником монастыря в Усть-Каменогорске. Готовился к постригу. Но тут встретил Ирину».
Они познакомились храме.
«В подростковом возрасте я крестилась вместе с мамой и младшей сестрой, – продолжает рассказ супруга. – Стала ходить на богослужения и в воскресную школу. Евгений увидел меня и только через полгода решился подойти. А у меня эти полгода даже мысли не было, что за мной кто‑то наблюдает».
Год они общались как друзья. Но Евгений чувствовал, что внутри уже зарождается глубокое и светлое чувство. Через время он признался в этом Ирине и… не сразу получил положительный ответ.
«Где‑то полгода мы после этого не общались. Я ведь с ним дружила, и даже мысли не было, что в его сердце зародилась большая любовь. Потом прошло несколько месяцев после признания, и я тоже поняла, что общение наше было чем‑то большим, нежели дружба. Общаться после этого мы начали уже совсем с другими мыслями. Через год решили, что в нас действительно живёт любовь и нужно сочетаться браком», – говорит Ирина.
Евгений рассказал обо всём владыке и попросил благословения на женитьбу. «Женись, но монастырь не бросай», – прозвучал ответ. Так в итоге и вышло. До отъезда из Казахстана он был при монастыре, а когда семья переехала в Борисовку, то и тут по Промыслу Божию неожиданно начала возрождаться монастырская жизнь.
Вслед за иконой
Когда родилась первая доченька, Наталья, из‑за плохой экологии в промышленном городе начались проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали уезжать. Супруги решили переехать в Белгородскую область, хотя тогда ещё толком не представляли, где она находится. Евгений приехал первым. Остановил свой выбор на Борисовке. Решил, что здесь детям (а их семья планировала иметь много) будет лучше. Следом приехала Ирина с четырёхмесячной дочкой. Супруг повёл показать ей выбранный домик.
«Шли мы, и было впечатление, что домой из отпуска вернулась. Буквально час в Борисовке, но, шагая, понимала, что следующая улица мне настолько знакомая, будто всю жизнь здесь прожила. И у мужа возникло схожее ощущение. Больше вариантов не рассматривали. Потому что решили, что приехали домой. Такое царило настроение, а ведь здесь у нас вообще не было ни друзей, ни знакомых. Даже сейчас, когда ситуация в приграничье сложная, ехать из дома куда‑то не хочется», – отмечает Ирина.
В марте 2014 года Евгений стал священником. Немного служил в Губкине, Борисовке, Козинке, Крюково. А летом началось возрождение монастыря. И в конце августа батюшку отправили сюда. Произошло это чудесным образом.
«Служили мы в Крюково на праздник Преображения Господня. Требовалась икона на центральный аналой. Посмотрел я по храму – икон таких было несколько, а выбрал почему‑то ту, которая висела в алтаре. Кое‑как её снял – крепко сидела. Выносил из алтаря и увидел, что сзади что‑то прикреплено. Развернул, а там записка, в которой говорилось, что икона принадлежала Борисовскому монастырю, её хранила монахиня Олимпиада. Потом она отдала икону своему племяннику. А когда храм в Крюково восстановили, её передали туда», – вспоминает отец Евгений.
Отслужив, он привёз и передал святыню возрождающемуся монастырю. И буквально через пять дней получил указ о назначении.
«Вслед за иконой и мы пришли сюда», – улыбается Ирина.
Она увлекается фотографией, поэтому получила благословение запечатлевать моменты из монастырской жизни – праздники, памятные события и то, как меняется обитель. А изменилось за десять лет очень многое. На месте заброшенных и заросших травой зданий возникли ухоженные монастырские помещения, благоустроены Пантелеймоновский и Никольский храмы, создан мемориал, где собрана земля с мест славы русского оружия. А финальной точкой в возрождении монастыря стало строительство и освящение красивейшего Тихвинского храма.
Батюшка с матушкой стали развивать воскресную школу.
«Она растёт. Многие воспитанники уже выпустились и даже создали собственные семьи. Радостно видеть, что мы в них что‑то хорошее заложили и храм они не оставляют, – отмечают супруги. – Сейчас нам в воскресной школе помогают также батюшка Сергей Наверский и матушка Татьяна».
Малыши не отстают
Наталья и Александра любят рукодельничать, поют на клиросе. У обеих сестёр хорошие голоса, к тому же они получили профильное образование в детской школе искусств имени Г. Я. Ломакина. С отличием окончили фортепианное и вокальное отделения. Александра даже подумывает связать своё будущее с пением.
Максим уже помогает папе в алтаре. Играет на гитаре, рисует. Ещё одно увлечение – лепка из пластилина. Особенно он любит делать миниатюры, тщательно прорабатывая фигурки и детали.
А ещё трое старших детей играют на балалайках в ансамбле народных инструментов при воскресной школе. Малыши тоже не отстают – в группе эстетического воспитания получают начальные азы по разным направлениям, а уж потом выберут, что им больше нравится.
«Я хоть и пел почти 20 лет в хоре, но образования специального нет: слухач. Хотелось, чтобы у детей оно было. Уверен: никому не помешает. Тем более им самим всё это нравится», – говорит отец Евгений.
Он уверен, что строгость в воспитании должна сочетаться с любовью: распускать детей нельзя, но нужно обязательно поддержать в их начинаниях:
«У нас изначально пошло, что дети должны развиваться в сторону своих наклонностей. Если к чему‑то душа лежит, нужно в этом помочь. Каждый ребёнок – наше зеркало. Что он в нас увидит, то в нём и отложится. Но вместе с тем ребёнок – такая же личность, как и все остальные. Со своими мыслями, мечтами. Поэтому нужно не ругать за интересы и не принуждать: «Ты будешь именно тем, кем я сказал», а помочь ему в его стремлениях».
С ним согласна супруга:
«Главное, чтобы человек любил то, что он делает, радовался тому, какие плоды приносит в этот мир».
Большое подспорье
Победа в конкурсе и поездка в Москву стали неожиданностью для Кармишиных. В 2022 году они уже участвовали в конкурсе «Крепка семья – крепка Россия», поэтому и в этот раз согласием ответили на очередное предложение. Предоставили на «Семью года» видео, фото, семейную историю и портфолио с достижениями. Удивились, когда победили на региональном этапе, и больше, в общем‑то, ничего и не ждали.
А потом пришло письмо, в котором их приглашали в Москву на награждение. Сначала даже закрались сомнения: не мошенники ли хотят обмануть? Но нет. Вся информация подтвердилась. Вскоре Кармишины оказались в столице, куда пригласили 88 семей со всей страны. Они представили Белгородскую область на демографическом форуме «Родительский совет».
«Было очень интересно пообщаться с другими семьями, поделиться опытом, получить ценные советы», – признаётся Ирина.
На площадке форума развернулись дискуссии на различные темы: «Как вовлечь отцов в процесс воспитания детей», «Семейная кузница профессионалов», «Наши семейные традиции», «Как совместить воспитание детей с профессиональной самореализацией».
Награждение прошло в Кремлёвском дворце и оставило незабываемые впечатления. Кармишины вошли в число победителей в номинации «Многодетная семья». За 19 лет семейной жизни у них образовались свои подходы к воспитанию детей и секреты счастливых отношений:
«Есть такое выражение: «Нужно воспитать старших детей, а они уже воспитывают младших». Можно по‑разному к этому относиться. Но младшие в любом случае берут пример со старших – смотрят и делают то же самое. У всех в нашей семье есть свои обязанности. Задача родителей – подготовить детей ко взрослой, самостоятельной жизни. Чтобы они, когда вырастут и отделятся, будут жить в собственной семье, могли вести хозяйство, налаживать отношения уже со своими сыновьями и дочерями».
Батюшка подтверждает, что, когда обязанности грамотно распределены, выполнять их не так сложно:
«В повседневной жизни эта помощь вроде особо и незаметна. А вот, допустим, Максим уезжал на несколько дней, и его очень не хватало. Накормить собаку, убрать что‑то, вынести мусор… Вроде несложно. Но на это уже не надо тратить время остальным. Большое подспорье в делах».
Решительное слово
Кармишины любят бывать в лесу, ходить в походы и выезжать на природу с друзьями. Любимые семейные традиции связаны с основными православными праздниками – Рождеством и Пасхой. Конечно, всей семьёй посещают богослужения, а дома в эти дни всегда стремятся приготовить что‑то вкусное.
«На Рождество мы любим печь имбирные пряники с различными пряностями. Вместе заводим тесто и лепим. Два месяца они потом не черствеют. На Пасху тоже вместе готовим куличи, красим яйца. Каждый выбирает свой любимый рецепт. Вообще, по жизни мы стараемся учитывать интересы всех членов семьи. Не всегда это получается, потому что нас много, да и интересы иной раз меняются. Но стараемся учитывать и поддерживать, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Неважно, взрослый или ребёнок. Все любимые и самые лучшие», – говорит Ирина.
Она считает, что для каждой мамы её ребёнок уникален и всегда мотивирует совершенствоваться:
«Бывает, что родители замыкаются только на развитии детей, а мы вот развиваемся вместе с ними. Дочка увлеклась шитьём – мама поддерживала, тоже перешивала что‑то. Заинтересовалась вязанием – и мама увлеклась. Чтобы научить детей чему‑то, сначала надо научиться этому самому. Поэтому каждый ребёнок – большой шаг в развитии взрослого».
А как же разногласия?
«Они есть в любой семье, – замечают Евгений и Ирина. – Ведь все мы живые люди. Но наш главный семейный принцип: поссорился – помирись. Прав ты или нет, всё равно подумай, поговори, постарайся найти общий язык. Жить с надутыми щёчками не вариант».
Отец Евгений отмечает, что в семье должна быть не только любовь. Не менее важны уважение и терпение. Без них даже при большой любви не сложится ничего. Иной раз, когда человек приходит за советом, ему нужно решительное слово, а не размытое «сделай как хочешь». Строгость тоже порой в некоторых моментах нужна. Но она всегда должна оставаться проявлением любви.
«Всё в семье складывается единым пазлом, – уверены Кармишины. – Нет «ты», нет «они», есть «мы». И даже если мы, как пальчики на руке, все разные, то всё равно в моменты радости и переживаний всегда вместе – в одном кулачке».
Анна Черкашина