За храбрость и подвиг. За что Григория Осминко наградили орденом и медалью
Ветеран Великой Отечественной войны рассказал «Белгородским известиям», как освобождал Прибалтику от немецко-фашистских захватчиков
-
Статья
-
Статья
Григорий Осминко родился 7 февраля 1918 года в хуторе Мигуты Краснодарского края. После окончания восьми классов работал в колхозе. В 1939 году был призван в ряды Советской армии. 99-й гаубичный полк, в котором служил Григорий Маркович радиотелеграфистом, в 1940-м перебросили к месту слияния рек Прут и Дунай. Там и встретил связист новость о начале войны.
— Григорий Маркович, а вы помните, как началась война?
— Да, конечно, помню. Такое невозможно забыть, – говорит участник Великой Отечественной. – Был тёплый и тихий летний день. Мы тогда на границе с Румынией стояли. Румыно-германские войска пытались перейти государственную границу СССР вдоль Прута, но все их попытки пресекались.
— А как вы заслужили медаль «За отвагу»?
— Да за ранение дали, – отвечает скромно ветеран. О войне он говорит неохотно – много горестных воспоминаний: – Тогда о медалях никто и не думал. Узнал, что награждён лишь после выписки из госпиталя.
Сын фронтовика, Владимир Григорьевич, уточняет, что ранение отец получил в сентябре 1941-го при сдерживании противника – нужно было прикрывать погрузку на пароходы:
«Свою задачу солдаты выполнили – эвакуация людей и материальных ценностей из прифронтовой полосы прошла успешно. Высшей наградой – медалью «За отвагу» – награждали исключительно за личный подвиг и храбрость, проявленные на поле боя».
Ветеран вспоминает:
«Я крикнул ребятам: «Меня ранили!» – и потерял сознание. Очнулся уже в госпитале – сначала меня отправили в Одессу, оттуда на пароходе в Новороссийск, а уже потом на лечение перевезли в Нальчик. До самого ноября – почти восемь месяцев – восстанавливался по госпиталям».
На фронт по собственному желанию
После выписки Григорий Осминко продолжил службу в запасном полку на станции Прохладная, откуда был направлен в орджоникидзевское училище связи – «учиться буквы и цифры в точки и тире переводить». В 1942 году из‑за приближения линии фронта училище было передислоцировано в Грузию. После учебки самых лучших курсантов, в их числе был и Григорий, направили в школу радиотелеграфистов в Горьком (ныне Нижний Новгород – прим. авт.). В январе 1943-го Григорий Маркович стал проситься на фронт, и его желание было удовлетворено.
Победу сержант Осминко встретил в Прибалтике:
«Освобождали мы и Литву, и Латвию. Прошагали пол-Европы. Громили Курляндскую группировку в составе 36-го отдельного гвардейского батальона связи. О Победе над фашизмом я узнал весенним днём в Эстонии. Думал – вот теперь мирно заживём. Но не тут‑то было. Оставили нас до осени – работы военным было достаточно».
Трудовые будни
После обучения правилам разминирования Григорий Маркович был направлен в Новгородскую область, где проводили масштабные работы по очистке территории от взрывоопасных предметов.
«Город производил плачевное впечатление, особенно если сравнивать с Европой, где не было таких массированных бомбёжек. Вся Новгородская область представляла собой сплошные руины – немецкая армия при отступлении сжигала все оставшиеся здания. Спать приходилось на улице на деревянных настилах, с продовольствием тоже были проблемы», – вспоминает Григорий Маркович.
Лишь в 1946 году Осминко был демобилизован.
«В июне меня отпустили, и я поехал к сестре в Часов Яр (город в Донецкой области – прим. авт.). Позже устроился работать на кирпичный завод бегунщиком. Смешивал массы для производства огнеупорных изделий на смесительных бегунах. В это время как раз и познакомился со своей Катей – самой красивой девушкой города. В 1950 году мы поженились», – вспоминает Григорий Маркович.
Как и все люди советского государства, чета Осминко никогда не боялась работы – глава семьи трудился на заводе, где был избран председателем цехкома профсоюза, позже перешёл на цементный завод, после выхода на пенсию работал ремонтником газового оборудования; Екатерина Фёдоровна всю жизнь проработала в магазине продавцом. Екатерина и Григорий Осминко прожили более 65 лет вместе. Вырастили двоих сыновей, воспитали внуков.
С любовью и заботой
Но в 2015 году уже в преклонном возрасте – Екатерине Фёдоровне было 89 лет, а Григорию Марковичу – за 90 – пенсионеры Осминко вынуждены были уехать в Россию: в их дом опять пришла война.
Владимир Григорьевич с нескрываемым волнением рассказывает, как непросто далось им решение о переезде. Но на Донбассе больше оставаться было нельзя. Отстояв длинные очереди на границе, в 2015 году сын привёз родителей в Белгородскую область:
«Уже тут, в Таврово, мама встретила своё 90-летие. К сожалению, её уже нет с нами. В феврале этого года папе исполнилось 105 лет. Живём все вместе – дети, внуки, правнуки».
Пока мы беседуем с ветераном, наш разговор внимательно слушает его правнук Николай. Видно, что мальчик очень любит прадедушку: заботливо поправляет и внимательно рассматривает парадный костюм со знаками отличия – кроме медали «За отвагу» Григорий Маркович удостоен ордена Отечественной войны II степени и многими юбилейными наградами.
На прощание желаем ветерану мирного неба над головой, здоровья ему и его близким:
«Григорий Маркович, пусть ваш пример вдохновляет молодёжь на героизм. Мы говорим вам искренние слова благодарности за стойкость и мужество».
Екатерина Алавердян