И смерть отступила. Как Прохоровская битва подарила миру невероятную историю любви
«Белгородские известия» рассказывают, как в горниле одного из страшных танковых сражений нашли друг друга Евгений Шкурдалов и Ольга Борисенко
-
Статья
-
Статья
Прохоровка… Именно здесь развернулась самая ожесточённая и кровопролитная схватка Курской битвы – танковое сражение. По воспоминаниям его участников, от гари и дыма не было видно неба, а гул шёл такой, что казалось, будто на земле воцарился ад. Но, оказывается, даже в таких условиях есть место светлым чувствам.
Танкист и военврач
Евгений Шкурдалов родился в Псковской области в 1921 году. Рано лишился родителей и попал на воспитание в детский дом. В 1938-м его призвали в Красную армию, участвовал в боях советско-финской войны. В 1941 году парень окончил Ульяновское танковое училище, с августа того же года сражался на фронтах Великой Отечественной войны.
Шкурдалов смело воевал с немецко-фашистскими захватчиками. Бил их под Москвой и Смоленском.
В 1942-м окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии бронетанковых и механизированных войск. Затем старший лейтенант принимал участие в Сталинградской битве: чуть не сгорел в танке, но смог подбить пять вражеских машин, за что был награждён первым орденом Красной Звезды.
В июле 1943-го в составе 181-й танковой бригады 18-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта попал под Прохоровку.
Ольга Борисенко родилась в 1919 году в белорусском Гомеле. Получила медицинское образование и с начала войны работала в госпиталях. В 1943-м она призвалась в армию и стала военным медиком в 181-й танковой бригаде 5-й танковой армии, где служил и Шкурдалов. Девушка была противницей любых служебных романов и твёрдо дала себе зарок: на фронте – никакой любви! Всё позже, после Победы.
Боевое крещение юная Ольга получила как раз во время Курской битвы под Прохоровкой, где невдалеке от боевых позиций был развернут полевой госпиталь.
Одной крови
Вот воспоминания Евгения Шкурдалова о Прохоровском сражении:
«12 июля на рассвете мы увидели перед собой широкое поле. Колосья пшеницы гнутся к земле. Поют птицы. И вдруг – снопы огня. В наушниках мы услышали сигнал атаки: «Сталь! Сталь!» Это была страшная картина. От прямого попадания танки взрывались на полном ходу. Срывало башни, летели в стороны катки. Не было слышно отдельных выстрелов. Стоял сплошной грохот. Были мгновения, когда в дыму свои и немецкие танки мы различали только по силуэтам. Из горящих машин выскакивали танкисты и катались по земле, пытаясь сбить пламя. Танк выскочил на бугорок. Мне надо было увидеть, что впереди. И вдруг в доли секунды какой‑то голос шепчет мне: «Посмотри направо!» Глянул в перископ и увидел целящийся в меня «фердинанд». Я едва успел крикнуть: «Назад!» И в ту же секунду раздался страшной силы удар. Будто молния внутрь влетела. Я потерял сознание. Когда пришёл в себя, не пойму: почему в танке светло? Снаряд пробил броню, снес голову радисту. Часть пушки раздавила заряжающего. Механик-водитель Досниязов, тоже раненый, всё‑таки вывел танк в укрытие…»
Тяжелораненого старшего лейтенанта Шкурдалова вытащили с поля боя и отправили в госпиталь. Там и увидела его впервые военврач Оля Борисенко. У молодого офицера была рваная рана почки. Ольга тут же провела операцию. Но раненый потерял слишком много крови, и для спасения умирающего доктор пошла на прямое переливание крови.
«Какое‑то особое чувство сострадания к умирающему на моих глазах воину охватило меня, – вспоминала потом военврач. – Я знала: только моя кровь спасёт ему жизнь. Я тут же легла рядом с ним на соседний стол. Не помню, сколько длилась эта процедура, но вдруг на его задымлённом и почерневшем лице открылись глаза, он глубоко вздохнул и тихо спросил: «Где я?» Он пришёл в сознание – моей радости не было границ. Спасённого эвакуировали в госпиталь».
Горячий 1943-й
Перед отправкой офицера в госпиталь Ольга, как и положено, аккуратно вписала в карточку, кто оперировал и кто был донором. Так Евгений узнал о своей спасительнице. И как только вышел из госпиталя, поехал в родную часть на фронт и начал искать девушку, чтобы сказать ей спасибо. Вот что вспоминает Ольга Иосифовна о том дне:
«Я не узнала его. Передо мной стоял красивый стройный офицер с задумчивыми голубыми глазами. «Наконец, я нашёл вас», – сказал он и благодарно посмотрел мне в глаза. Мы долго говорили друг другу приятные слова и поняли: расставаться не будем – это любовь, это судьба!»
Это был горячий 1943 год. Великая Отечественная война шла полным ходом. Ольга Борисенко, спасая раненых, валилась от усталости. Операционные столы разворачивали в палатках, разрушенных домах. Иногда даже под открытым небом. Бои шли постоянно, раненых было очень много. Влюблённые встречались урывками в свободное время. Жили в постоянной тревоге друг за друга.
Ольгу Иосифовну однажды засыпало осколками во время операции, когда немецкие бомбардировщики атаковали медсанбат. Её нашли лишь по белому халату, торчавшему из‑под обломков. Да и старшему лейтенанту Шкурдалову было непросто. Он презирал опасность, воевал отчаянно и смело. Горел в танке, был снова ранен. Но сквозь боль и лишения они несли в себе чувство любви и бережно хранили его.
Как это было? Ольга Борисенко вспоминала, как однажды в короткие минуты передышки между боями Евгений нарвал ей цветов и подарил букет. Она была счастлива, но в то же время очень переживала, что Женя мог наступить на мину.
Однажды, освобождая Харьковскую область от фашистов, старший лейтенант Шкурдалов со своим экипажем ворвались на вражеские позиции и взяли немецкого генерала в плен.
В марте 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками старший лейтенант Евгений Шкурдалов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» за номером 3557.
Долгая и счастливая жизнь
Поженились Евгений и Ольга в освобождённой Румынии в 1944 году. На свадьбу Евгений подарил молодой жене маленькую пудреницу с узором. Спустя много лет супруги передали эту пудреницу белгородскому государственному историко-художественному музею-диораме «Курская битва. Белгородское направление». Сегодня каждый желающий может посмотреть на свидетельство настоящей любви, родившейся в горниле страшной войны.
Супруги Шкурдаловы после войны прожили долгую и счастливую жизнь. Офицер-танкист принял участие в Параде Победы на Красной площади. Жили в столице. Вырастили двоих сыновей, помогали в воспитании внуков. Евгений Викторович получил два высших образования, работал в области ракетостроения. Ольга Иосифовна стала одним из ведущих акушеров Москвы.
Очень часто Шкурдаловы приезжали в Белгородскую область, общались с сотрудниками музея-диорамы. Прожив вместе более полувека, они навсегда сохранили память о встрече под Прохоровкой, связавшей их судьбы воедино.
Евгений Шкурдалов умер в 2000 году, Ольга Иосифовна – в 2011-м. Но история их невероятной любви живёт по сей день. А подаренные экспонаты белгородский музей бережно хранит.
Алексей Стопичев