Один за другим освобождали города. О чём вспоминает белгородец – участник Парада Победы
«Белгородская правда» встретилась с Иваном Никулиным из Корочанского района
-
Статья
-
Статья
Участнику Великой Отечественной войны, почётному гражданину села Заячье Ивану Яковлевичу Никулину 96 года. Около 40 лет он проработал в местных школах учителем истории, директором. Одним из запоминающихся дней его жизни стало 24 июня 1945 года, когда 19-летний паренёк из российской глубинки вышагивал на Параде Победы в Москве.
Прямым попаданием
Когда началась война, Иван Никулин окончил шесть классов и в школу больше не вернулся.
«В Заячьем немцев не было, но хозяйничали мадьяры. Уничтожили животноводческие помещения, увели скот, – рассказывает он. – Хорошо помню, когда в 1943 году наступала наша армия, они, удирая, сжигали в печи какие‑то папки и документы».
В 1943-м в возрасте 17 лет он был призван в ряды Красной армии и направлен в танковую школу города Дзержинска Горьковской области.
«Учёба длилась шесть месяцев, – рассказывает ветеран, – молодые ребята готовились стать механиками, водителями, заряжающими, наводчиками. Командирами машин были офицеры. Я получил должность механика-водителя самоходной установки СУ-76З и был направлен в самоходно-артиллерийский Гомельский Краснознамённый ордена Александра Невского полк».
Военные действия для него начались на 2-м Белорусском фронте, которым командовал маршал Константин Рокоссовский. Боевым крещением стало взятие пограничного города Белосток в Польше.
«Один за другим мы освобождали города», – говорит Иван Яковлевич.
Под Кёнигсбергом четыре наши самоходки на линии фронта под покровом ночи уничтожали немецкие пулемёты, машины, а днём уходили в укрытие. В течение четырёх суток бойцы Красной армии сеяли панику в стане врага. За проявленное геройство Ивана Яковлевича наградили медалью «За отвагу».
Вторую награду – орден Отечественной войны II степени – он получил в боях на территории Восточной Пруссии. Он часто вспоминает наступательные бои в немецкой деревне Либенталь, где гусеницами самоходки раздавили две вражеские пулемётные точки, прямым попаданием уничтожили четыре станковых пулемёта и около 35 немецких солдат и офицеров.
«Мне там повезло: масла в двигателе было мало, хотел залить, а командир сказал, что в другой точке зальём, – вспоминает Иван Яковлевич. – Я поставил канистру позади себя. И тут – прямое попадание мины в башню. Осколками задело командира, механика, а те, что могли попасть в меня, угодили в канистру. Оглушило, правда, сильно, только через месяц слух вернулся».
Он затушил горящую машину и продолжил бой, затем вывел самоходку из‑под огня со смертельно раненным командиром. За этот подвиг Иван Никулин был награждён орденом Красного Знамени.
Строевая и устав
«Видимо, я счастливый человек, раз меня включили в список участников Парада Победы на Красной площади в Москве», – улыбается Иван Яковлевич.
И рассказывает, как их, грязных и уставших, прибывших с поля боя, приводили в порядок, как часами они занимались строевой подготовкой, изучали устав. И какое впечатление на него, 19-летнего паренька, произвёл парад, как стучало сердце, когда вражеские знамёна бросали к подножию мавзолея.
«После парада нам дали возможность полюбоваться Москвой», – эти воспоминания и сейчас радуют ветерана.
Но мирные дни для военных не наступили, их стали готовить к войне с Японией.
«Медленным железнодорожным составом мы двигались к восточным границам, очень часто делали длительные остановки, через трое суток пути его загнали в тупик. А когда мы на следующий день проснулись, оказалось, что с Японией справились и без нас», – вспоминает Иван Яковлевич.
Не думал не гадал, но опять вернулся в Германию: служил в Потсдаме, мобилизовался и вернулся домой в 1949 году.
Судьбоносная встреча
«Вернулся в Заячье, а там остались одни дети и старики, – рассказывает ветеран. – Вызвали меня в сельсовет и предложили работать в сельпо».
Магазины тогда представляли собой грустное зрелище: ни сахара, ни соли, ни других продуктов. Всё это нужно было находить и выбивать в Белгороде, Старом Осколе, Курске. Постепенно ассортимент пополнялся.
«Но я чувствовал: торгаш из меня никакой. Меня тянуло к людям с образованием, несмотря на то что у меня было всего шесть классов. Молодёжь тогда старалась работать и учиться», – говорит Иван Яковлевич.
В местной школе в те годы учились 420 ребят, а вот учителя физкультуры не было. Молодого фронтовика охотно взяли на эту ставку. Тогда‑то в его жизни состоялась судьбоносная встреча:
«Я стоял на дороге в военной шинели, другой одежды у меня не было… В это время на урок шла молоденькая девушка, учитель химии и географии. Идёт, а на меня никакого внимания, одна цель у неё – как урок правильно провести. В моей голове что‑то щёлкнуло, и я сказал ей вслед: «Не грех было бы и поздороваться». Она остановилась и улыбнулась. Надо держаться этого человека, решил я».
Немало времени прошло, прежде чем гордая учительница сдалась его настойчивым ухаживаниям. Двое детей – сын и дочь, дружная учительская семья доказала, что выбор был сделан верно.
Одно мучило педагога Никулина: недостаток образования. Он поступил в Рыльское педучилище физического воспитания, а затем – в Курский пединститут, выбрав в качестве специальности историю и естествознание. Работал директором в школе в селе Ушаковка, а потом 12 лет возглавлял школу в Заячьем.
«Мы очень ценим Ивана Яковлевича за большую военно-патриотическую работу, которую он ведёт с молодёжью. Рассказы человека, который воевал, участвовал в Параде Победы, очень нужны нынешнему поколению», – говорит глава Заяченского сельского поселения Вера Жирова.
Елена Мирошниченко