«У нас есть практически всё». Чем удивляет прохоровский Музей природы Белогорья
«Белгородские известия» узнали, как простой музей при школе села Большого превратился в настоящий научно-исследовательский центр
-
Статья
-
Статья
Сюда приезжала внучка Джеральда Даррелла, здесь хранится найденный в Октябрьском позвонок древнего кашалота, редчайший рог вымершего тура из карьера Лебединского ГОКа и обнаруженные недавно в Шебекинском округе скорпионы, а во дворе растёт привезённый из Израиля священный бересклет и дерево гинкго. Местная библиотека насчитывает 54 тысячи томов, а в тесных залах собрана богатейшая коллекция насекомых, птиц и животных Белгородской области.
О Музее природы Белогорья рассказывает его руководитель – народный учитель России Леонид Бельков.
Ядовитые гости
Несмотря на название, в селе Большом проживает чуть больше 300 человек, а в школе занимается всего 21 ученик. Все дети – настоящие ботаники и зоологи: ловят голыми руками шмелей, собирают во время полевых практик под камнями редких насекомых, знают названия растений на латыни.
«Музей начал свою историю ещё в 1980-е именно с полевых практик, – рассказывает Леонид Тимофеевич. – Ездили с учениками по области, поначалу собирали только насекомых. Потом мои выпускники начали поступать кто на биофак, кто на медфак, многие ходили в заграничные рейсы, присылали для нашего музея уникальные экспонаты со всех концов света. Так и началось. Сегодня мы этот опыт продолжаем и совершаем порой настоящие открытия».
Леонид Тимофеевич показывает энтомологическую коробку с самыми настоящими скорпионами. Все эти экземпляры обнаружили в Шебекинском округе.
«В нашем регионе водится много опасных животных, – отмечает учёный. – Вот крымский скорпион. Ходили с детьми, поднимали камни, нашли. У детей был шок: они же знают, кто такие скорпионы! Все сразу бросились врассыпную. А я им кричу: «Куда?! Берите банки, сачки – и вперёд собирать!»
Во время таких же выездных экспедиций юные энтомологи обнаружили в селе Береговом ядовитого паука сольпугу и ещё один кошмар арахнофоба — так называемых банановых пауков, которые попадают к нам в ящиках с фруктами из других стран. Леонид Бельков рассказывает о нескольких случаях укусов на территории нашей области. И советует не брать бананы в магазине связками, только по одному.
«Частично миграция насекомых и животных, которых мы сейчас регистрируем, связана с СВО, – говорит он. – В регионе появился ядовитый сумчатый паук с Украины, стало очень много белок, по Борисовскому району кочуют муфлоны, увеличилась популяция копытных».
Кашалот под школой
Сегодня в коллекции Музея природы уже более 22 тыс. экспонатов, и среди них есть действительно уникальные предметы, за которыми охотятся перекупщики со всего света.
«У нас хранится подарок из академии наук – самый большой жук мира дровосек-титан. Родом он из Южной Америки, – рассказывает Леонид Тимофеевич. – В природе встретить его почти невозможно, с ним связано много загадок. До того как он попал к нам, я только однажды видел такой образец в Москве на энтомологическом рынке. Три года назад он стоил 65 тыс. рублей».
Ещё один предмет коллекции, который не даёт покоя ценителям, – это рог тура – вымершего первобытного быка. В Большое этот редчайший экспонат передали с Лебединского ГОКа. Его обнаружили при разработке карьера. А вот позвонок кашалота возрастом около 2 млн лет попал в музей со строительства школы в посёлке Октябрьском. Рабочие рыли котлован, наткнулись на три огромных фрагмента позвоночника и приняли их за скелет динозавра.
«Звонят мне и говорят: нашли позвонки динозавров, огромные такие, – улыбается Бельков. – Я объясняю, что у динозавров позвонки маленькие, а значит, это кашалот. Это ещё раз подтверждает, что на территории нашей области был когда‑то океан».
Есть в коллекции музея и вымершие морские обитатели: аммониты и трилобит, прекрасно сохранившийся в камне. Благодаря тому, что миллионы лет назад в окрестностях нынешней Авдеевки остановился древний ледник, на меловых обнажениях постоянно находят что‑то ценное из той эпохи. Ну и куда же без бивня мамонта и челюсти саблезубого тигра!
Их тоже обнаружили в наших краях и хранят теперь в музее.
От ровеньского волка до борисовского филина
Всё свободное пространство музея, в том числе и лаборатория, где готовят образцы, занято новыми экспонатами. Коллекцию пополняют настолько стремительно, что элементарно не хватает места. Этот вопрос сегодня решают вместе с региональными властями. Уже разработаны проекты нового экспозиционного помещения из 18 залов, а также гостиницы, ресторана и парковки. Осталось определиться со сроками строительства.
«У нас есть идея создать малое туристическое кольцо, которое бы начиналось в Белгороде, проходило через Прохоровку, потом через наш музей, дальше шло на Яблоново, Бекарюковский бор и возвращалось обратно в Белгород, – делится планами Бельков и продолжает: – А пока мы проводим так называемые экологические тропы – интересные экскурсии по окрестностям. 11 км пешком и на автомобиле. Смотрим, например, популяцию гадюк, поселение барсуков, краснокнижные растения, гуляем по меловым склонам, ковыльным степям. У нас есть уникальные маршруты, доступные всем желающим».
И начинаются такие экскурсии, конечно же, с музея. В самом большом зале представлен практически весь животный мир нашего края, и не только. Чучела в музее делают сами, тесно сотрудничая с заповедниками и заказниками. Здесь можно увидеть, например, большого волка из Ровеньского района, редчайшего филина из Борисовского района, практически всех птиц Белгородской области, кроме неуловимой дрофы. Хотя её Бельков вместе с учениками смогли увидеть своими глазами в далёком 1992 году в окрестностях всё тех же Ровеньков.
«Есть у нас и привезённые животные, – рассказывает Леонид Тимофеевич. – Вот мишки наши: один из Тюменской области, другой байкальский. Сам я родился на берегах Ангары, в Иркутске. Там моя родина, поэтому езжу туда ежегодно, привожу много материала и новых экспонатов. Вот, например, байкальская косуля с длинными клыками, которыми она роет корни, голубая сорока, рысь».
В этом зале можно наглядно понять разницу между кротом и слепышом, которых традиционно путают, увидеть все семь видов змей нашего региона, из которых три – ядовитые, отличить енота от енотовидной собаки, посмотреть на гнёзда всех белгородских птиц и сплетённую из травинок подвесную колыбельку мыши-малютки.
«К нам едут посмотреть на кречета, – рассказывает Бельков. – Это любимая птица восточных шахов, один такой экземпляр стоит около миллиона рублей. У нас представлены и все виды белгородских рыб, в том числе эндемик – речная камбала, которая водится только в реке Оскол. Из редких привезённых – древний мечехвост и рыба-фугу. Есть и коллекция ночных бражников, которых по незнанию люди принимают за колибри. Одним словом, у нас есть практически всё. А в шкафах музея ещё хранятся десятки энтомологических коробок, которые мы даже выставить не можем из‑за нехватки места».
Удивляться и узнавать
Кроме богатейшей коллекции экспонатов, подлинное сокровище музея – библиотека. Здесь собрано 54 тыс. томов, из которых больше 6,5 тыс – редкие дореволюционные издания. Есть даже книга из дрезденской библиотеки Гитлера.
«Благодаря нашей библиотеке защитили 14 кандидатских и 6 докторских диссертаций, в Ленинку не надо ехать, – замечает Леонид Тимофеевич и продолжает: – Москва присылает нам обязательные экземпляры всех изданных книг по нашей теме. У нас есть вся литература о заповедниках России, богатый энциклопедический фонд. Даже областная библиотека нам завидует. Только за январь и февраль нам поступило 4,5 тыс. книг. Всё доступно круглый год, но приезжать к нам, конечно, лучше всего летом».
В июне Музей природы утопает в зелени: на большой территории вокруг здания высажено 186 видов деревьев из разных стран мира. Дважды в год цветёт удивительная магнолия, вьётся аристолохия, буйствует растительность на альпийских горках с краснокнижниками, а на знаменитых часах Карла Линнея бутоны разных цветов распускаются и закрываются через каждые 60 минут.
«У нас растёт и гинкго билоба, и дерево Иисуса Христа – священный бересклет из Израиля, и есть даже участок «Ямской степи» с луговыми растениями, не кошенными больше века и взятыми из заповедника», – говорит Бельков.
Идей у руководителя музея всегда много, ведь не проходит и дня, чтобы в селе Большом не появились какие‑то новые экспонаты. В том числе и не связанные напрямую с природой нашего края. Сейчас, например, готовят выставку, посвящённую Новому году, потому что собрали 100 Дедов Морозов со всех уголков России. Самому старому из них почти 90 лет. Туда же определят 3,5 тыс. новогодних открыток, в том числе старинных – за 1916–1918-е годы.
Чтобы изучить все богатства Музея природы Белогорья, не хватит, наверное, и недели. А потому приезжать сюда нужно почаще, чтобы увидеть потрясающие редкости, послушать увлекательный рассказ о каждом экспонате фаната своего дела Леонида Белькова, прикоснуться к миру дикой природы и навсегда полюбить его удивительные тайны.
Анастасия Состина