Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 марта 2023,  12:15

Фигуристый такой. Житель Чернянки собрал коллекцию плёночных кинопроекторов

Анатолий Объедко рассказал «Белгородской правде», почему пытается сохранить образцы теперь уже раритетной техники

Фигуристый такой. Житель Чернянки собрал коллекцию плёночных кинопроекторовПроектор КПТ-3 1958 годаФото: Анна Емельянова
  • Статья
  • Статья

Первый фильм «Прибытие поезда» братья Люмьер показали в 1896 году, проецируя картинку на полотно. Затем плёночные кинопроекторы помогали уносить в волшебный мир кинокартин многие поколения зрителей.

С момента первых кинопоказов прошло без малого 130 лет, и сейчас дома у каждого есть порой даже по несколько устройств для показа изображений. Согласитесь, сложно представить себе современную квартиру хотя бы без одного телевизора или монитора компьютера.

Ценители раритета

Кинотеатры в последнее десятилетие тоже массово перешли на цифру, и уже, наверное, ни в одной будке киномеханика не услышать шум плёночного кинопроектора. Может, это оборудование и вовсе бы осталось только на старых фото, если бы не коллекционеры, которые постарались сохранить образцы теперь уже раритетной техники. Один из таких собирателей – техник Чернянского центра молодёжных инициатив Анатолий Объедко.

 

Анатолий Объедко Анатолий Объедко / Фото: Анна Емельянова

 

Начинал он с должности замдиректора кинотеатра «Космос» в Чернянке. В 2015 году в здании открылся ЦМИ, и кинозал вошёл в его структуру.

«Cбор кинопроекторов – это наша инициатива с бывшим директором Валерием Вербицким, человеком деятельным и энергичным, – рассказывает Объедко. – С 2000-х пошла тенденция убирать сельские киноустановки, плёночные фильмы почти прекратили выпускать. И мы решили собрать себе небольшую выставку, пока эту киноаппаратуру не списали. Я этим делом загорелся».

По всему региону

Началось с того, что Объедко установил на подставку узкоплёночный проектор «Украина» и подписал, что это за агрегат.

«Посмотрели мы на него и думаем: «Что же он, бедный, как сирота стоит?» И решили набирать все аппараты, которые списывались по району. Я выискивал те, что были наиболее старыми и интересными, – продолжает техник. – Со временем расширили поиск кинопроекторов по всему региону».

В итоге энтузиасты собрали внушительную коллекцию киноаппаратуры ХХ века и установили проекторы, перемоточные столы, динамики, подставки и прочее в фойе ЦМИ.

 

Перемоточный стол Перемоточный стол / Фото: Анна Емельянова

«Я вам с гордостью скажу: к нам на эту выставку приезжали из Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова, Иркутска, Красноярска и Краснодара. Из Губкина дважды приезжали со своей съёмочной группой (там действовала небольшая киностудия). Гости говорили, что бывали в разных районах, но подобного нигде не видели, разве что в Московском музее кино».

Последние пять лет коллекция хранится в Чернянском краеведческом музее, куда Анатолий Объедко передал её безвозмездно. Некоторые проекторы и другие предметы могут увидеть посетители, но большая их часть находится в хранилище.

Проектор на углях

Почти все проекторы в экспозиции музея имеют чёткие кубические формы. Отличается от них только округлый старичок – кинопроектор 1958 года. Аппарат выпросили в Губкинском пионерском лагере, где он давно пылился без дела.

«В нём стояла не традиционная ксеноновая лампа, а открытая угольная дуга – два стержня, – открыл агрегат коллекционер. – Видели, как работают сварщики? Тут тот же принцип».

Между угольными электродами прыгало высокое напряжение, создавая очень яркий свет. А мощный вентилятор отводил по трубе излишнее тепло из здания. От углей стоял треск, собиралась копоть и прочие неприятности.

«Таких почти не осталось, так что он меня очень заинтересовал. Потом такие агрегаты модифицировали и переделывали под лампы, а этот остался в первозданном виде».

Анатолий Объедко разобрал его, перевёз, перебрал, настроил, собрал заново и поставил красоваться.

«Вы только гляньте: он похож на МКС, фигуристый такой», – с улыбкой рассматривает находку Анатолий Николаевич.

Фигуристый такой. Житель Чернянки собрал коллекцию плёночных кинопроекторов - Изображение Фото: Анна Емельянова

Пост сдал, пост принял

Остальные кинопроекторы в коллекции Объедко более новые и состоят из двух частей: осветителя, под кожухом которого находится лампа, и станины, на которой закреплён лентопротяжный тракт с бобинами, а внутри располагается двигатель. Рядом – под рукой киномеханика – панель с тумблерами, включающими-выключающими свет в зале и прочими.

Если максимально упростить, то принцип работы кинопроектора таков: берём яркую лампу, светим ей на плёнку, фокусируем всё оптикой и готово. Вот и изображение на стене. Нужно, чтобы оно двигалось? Просто крутим бобину с плёнкой.

Чтобы полнометражный фильм шёл непрерывно, в кинотеатрах использовали два или несколько одинаковых кинопроекторов, каждый из которых называется постом. Пока один пост кинопроекции показывал первую часть картины, другой заряжали следующей плёнкой.

Каждую часть фильма после показа нужно было вернуть в исходное положение, к началу ролика, и для этого использовали стол для перемотки. Один из таких тоже можно увидеть в Чернянском музее.

 

Фигуристый такой. Житель Чернянки собрал коллекцию плёночных кинопроекторов - Изображение Фото: Анна Емельянова

Говорит автоинформатор

На перемоточном столе поставили ещё несколько экспонатов – пару прессов для склейки плёнки и специальный счётчик для проверки метража фильма.

«Метраж со временем уменьшался, – объясняет Объедко. – Если часть фильма повреждалась, то её вырезали, плёнку подклеивали и подгоняли под сюжет. Если пленка становилась меньше 300 метров в длину, например, 250–270 метров, её уже списывали. И мы делали заявку: «фильм такой‑то, часть такая‑то, метраж такой‑то». Этот документ отправлялся на кинокопировальную фабрику в Москву. Оттуда передавали недостающую часть».

Фигуристый такой. Житель Чернянки собрал коллекцию плёночных кинопроекторов - Изображение Фото: Анна Емельянова

 

Здесь же посетители могут поностальгировать, глядя на уличный телефон-автомат. Рядом с ним стоит плёночный автоинформатор, который долгие годы проработал в кинотеатре «Космос».

«Его подключали к городской телефонной линии. Номер, допустим, пять пятёрок. Человек снимает трубку, набирает номер и слушает, что за фильмы и когда идут в кинотеатре, какова цена билетов. Эта штука стояла у меня под столом, и я сам наговаривал для неё речь. Автоинформатор до сих пор рабочий, нужно только плёнку склеить».

С одного компьютера

К 2017 году в России практически не осталось плёночных залов. Все перешли в мир цифрового кино. Кстати, началось всё с первой части «Аватара». Тогда кинотеатры начали массово стремиться поменять проекторы, чтобы показать премьеру в 3D.

Теперь киномеханику больше не нужно возиться с плёнкой, склеивать фильм из нескольких бобин. Он подсоединяется к серверу, куда уже загружен фильм. На электронную почту ему приходит ключ-пароль, который действует фиксированный период времени (сколько сеансов кинотеатр оплатил прокатной компании). Специалист вводит ключ – и можно демонстрировать картину.

Если в больших кинотеатрах раньше работало и по шесть киномехаников, то сейчас с работой может справиться один. Всеми проекторами он управляет с одного компьютера, откуда есть доступ к каждому. Не исключено, что в дальнейшем человек в этом процессе и вовсе не понадобится, а как это изменит магию кино – покажет время. 

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×