Чтобы знали и помнили. Как органы прокуратуры работали на протяжении трёх веков
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Указом Петра I от 12 января 1722 года в России была учреждена прокуратура. И вот уже три века она выполняет свои важные функции. О том, как развивалась прокуратура в Белгородской области, рассказывает выставка, открытая в историко-краеведческом музее. На ней побывали корреспонденты «Белгородской правды».
Защитники утесняемых
Перед прокуратурой Пётр I ставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Важным этапом в развитии российской прокуратуры стала эпоха правления императрицы Анны Иоанновны. На тот момент чиновничий аппарат работал с большими «пробуксовками», и прокуратуре поручено было взять на себя ещё одну функцию – по защите бедных и утесняемых:
«В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения, так как указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают». Так говорится в Указе императрица 2 октября 1730 года.
Жизненно необходимо
В 1917 году, после октябрьской революции, Совнарком РСФСР упразднил прокуратуру и институт судебных следователей. Но уже через несколько лет стало ясно, что надзорный орган государству не просто нужен – жизненно необходим.
И в 1922 году была создана Генеральная прокуратура РСФСР, на которую советское правительство возложило всё те же функции надзора за законностью деятельности всех органов власти.
А в 1933 году была учреждена Генеральная прокуратура СССР. Тогда же Конституция 1936 года закрепила независимость органов прокуратуры от местных властей.
От имени государства
Помощником губернского прокурора по Белгородскому уезду с 1922 года стал Г.И. Лемешко. Он подчинялся непосредственно Курскому губернскому прокурору и осуществлял надзор от имени государства за соблюдением законности со стороны всех органов государственной власти, административно-хозяйственных учреждений, общественных организаций, частных лиц, органов расследования, за правильностью содержания заключённых.
Помощник губернского прокурора имел право опротестовывать любое незаконное действие, а если нарушение закона носило характер преступления, привлечь виновных к уголовной ответственности и дело передать на рассмотрение народного суда, где он выступал в качестве государственного обвинителя.
Эта должность была упразднена 15 июля 1928 г.
Ближе к массам
На выставке, открытой в историко-краеведческом музее Белгородской области, собраны уникальные фотографии, документы и личные вещи работников прокуратуры ХХ века. Они не просто рассказывают об истории прокуратуры, но и погружают в ту эпоху.
Так, к примеру, очень характерно циркулярное письмо, которое губернский прокурор разослал уездным и городским коллегам. В нём прокурор, рассказывая о важности прокурорского надзора, требует от коллег, чтобы те шли… в массы! И лично выступил с такой инициативой перед губернским правительством.
«Губернский комитет партии ВКП (б) одобрил нашу инициативу проведения отчётной кампании о работе прокурорского надзора… Целью этой кампании должна быть широкая популяризация основных отраслей работы прокурорского надзора среди трудящихся масс, что позволит ещё ближе приблизить прокуратуру к этим массам, работу сделать для них более понятной, почему и авторитет прокуратуры в глазах рабочих и крестьян будет безусловно нарастать».
Так, в начале прошлого века прокуратура не только вновь взяла на себя надзорные функции, но и максимально сблизилась с народом.
Забота об авторитете
Ещё один документ за подписью прокурора СССР Константина Горшенева показывает, насколько прокуратура заботилась об авторитете и чувстве собственного достоинства.
В 1943 году Совет народных комиссаров принял правила ношения форменной одежды и правила поведения прокурорских работников при ношении форменной одежды. Так вот чтобы правила эти неукоснительно соблюдались, Генеральный прокурор назначил конкретных исполнителей за контролем безукоснительного соблюдения правил, понимая, что это в первую очередь авторитет надзорного органа.
Не все ведь рецидивисты
На стеллажах не просто документы – наша история, запечатлённая на бумаге. Вот циркулярное письмо заместителя окружного прокурора Орлова о «Карательной политике». Это явление было вызвано тем, что к концу 20-х годов прошлого века разгул преступности в молодом советском государстве был воистину ужасающ. И тогда правительство решило ужесточить меры уголовного наказания.
При этом чётко было определено, что жёсткое наказание должно применяться в первую очередь к рецидивистам. Правда, суды этому указанию следовали не всегда, о чём и докладывал заместитель прокурора. В документе указывается, что некоторые нарсуды до сих пор ещё не уяснили циркуляр Наркомата юстиции о том, «для кого именно разрешается делать исключения в смысле назначения лишения свободы до 1-го года», и подчёркивается: «по ряду дел краткие сроки лишения свободы даются тем, кто не подходит под понятие рецидивистов».
Приступил к исполнению
И здесь же – более новая, совсем уже недалёкая история. Из 1954-го – года создания Белгородской области.
Вот приказ прокурора Белгородской области за номером 22, где он цитирует приказ генерального прокурора Союза ССР о назначении советника юстиции Константина Яньшина прокурором Белгородской области. И краткое резюме Константина Архиповича: «Во исполнение приказа Генерального прокурора приступил к исполнению прямых обязанностей с 19 февраля 1954 года».
Кадры решают всё
Здесь же документ об организации работы Белгородской областной прокуратуры и распределении обязанностей.
Уже 6 марта 1954 года были образованы отделы, и прокурор распределял контроль над этими отделами между собой и своими заместителями.
Из этого документа мы узнаём, что тогда были: отдел общего надзора, следственный отдел, особый сектор, уголовно-судебный и другие отделы.
Вместе с народом
Заместитель губернатора Белгородской области Константин Курганский на открытии выставки отметил:
«Значимость этой выставки трудно переоценить! Через фотографии, документы, личные вещи мы говорим о том, что прокуратура не только надзорный орган, который следит за соблюдением законности, но в первую очередь это живые люди. Это люди, которые жили со своим народом. Воевали в годы Великой Отечественной войны. Боролись с преступностью в тяжёлые послевоенные годы. И они неотъемлемая часть нашего народа – живой организм, который служит укреплению безопасности нашей страны!»
Не думали об ином
Прокурор Белгородской области Владимир Торговченков сказал:
«Эмоции по поводу открытия выставки сильны. Она будет передвижная, и я рад, что многие люди смогут приобщиться к нашей истории. Даже в самые тяжёлые времена сотрудники прокуратуры работали с энтузиазмом и не думали об ином пути! И мы всегда стояли на страже законности. Вот и хочется, чтобы люди знали об этом и помнили».