В марте и в сентябре. Когда и как на протяжении веков праздновали Новый год
В истории праздника и его традициях разбиралась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Шампанское под бой курантов, подарки под ёлкой, Дед Мороз и мандарины… С Новым годом у каждого с детства связан целый набор устойчивых ассоциаций. И кажется, что так было всегда. Но на самом деле современный праздник с его традициями очень удивил бы наших далёких предков.
Чин летопроводства
Если заглянуть в глубину веков, то мы увидим, что прежде год начинался отнюдь не 1 января. Историки спорят насчёт дохристианского времени на Руси. Но основная версия гласит, что тогда Новый год встречали в день весеннего равноденствия – 22 марта. С Крещением Руси в 988 году происходит переход на новое летоисчисление – от сотворения мира. Однако вплоть до конца XV века новолетие праздновали не по христианской традиции (1 сентября), а 1 марта, в день начала полевых работ. И только в 1492 году первым днём нового года официально становится 1 сентября.
Праздник в течение двух веков считался церковно-государственным. В Москве его отмечали литургией, перед которой проходило торжественное шествие во главе с царём и митрополитом (позже – патриархом) и совершался чин летопроводства. В первый день года жители устраивали пляски, накрывали столы с угощениями.
Так продолжалось до новогодней реформы Петра I: 20 декабря 1699 года он издал указ, где говорилось, что летоисчисление теперь будет идти от Рождества Христова. Новый год предписывалось праздновать в привычную нам всем ночь с 31 декабря на 1 января, а улицы следовало украшать еловыми и сосновыми ветвями. Так, 1700 год встретили фейерверком на Красной площади. Москвичи пускали пороховые ракеты и стреляли из мушкетов.
Тогда на праздник стали наряжаться в маскарадные костюмы. На городских площадях устраивали народные гулянья. Появились даже новогодние обряды. Например, для того чтобы семья в наступающем году не расставалась, дети должны были во время празднества залезть под стол и обмотать его ножки верёвкой.
Однако введённые традиции после смерти Петра не прижились. И вернулись только в XIX веке. Изначально новогодние праздники проводились в Зимнем дворце. Но со временем стали распространяться среди знати и горожан.
Символ райского дерева
Об украшении елей в домах до XIX века речи не шло. Предписания Петра I касались еловых и сосновых ветвей лишь как элемента декора. А вот украшенная ёлочка, скорее всего, впервые появилась на рождественском балу во времена Николая I. Его жена Александра Фёдоровна (прусская принцесса Шарлотта) помнила об этой традиции с детства. Ведь раньше ёлки устанавливали не на Новый год, а на Рождество (до революции и смены календаря в Российской империи его праздновали 25 декабря). Сама традиция зародилась в Германии. Ёлка символизировала райское дерево, а шары на ней – яблоки.
Нарядить зелёную красавицу в России XIX века стоило недёшево. По самым скромным меркам выходило 20 рублей. Поэтому позволить себе такую радость могли далеко не все. Ёлочные игрушки производили в Германии.
Из‑за материалов и непростой транспортировки были они очень дорогими и покупались только зажиточными семьями. Однако уже к концу XIX века в нашей стране появляются первые мастерские по изготовлению стеклянных ёлочных игрушек.
Если посмотреть на объявления в белгородских газетах начала XX века, то там можно найти много рекламы ёлочных украшений (самые дешёвые наборы стоили 1,5 рубля), бус, гирлянд, мишуры, свечей и орехов.
Развлечения и подарки
И хоть Рождеству до революции уделялось куда большее внимание, Новый год тоже отмечали. В Белгороде можно было взять в аренду карнавальные костюмы и бальные платья. В учебных заведениях и сиротском приюте проходили утренники для детей. И почему бы на праздники не сходить в кино? Например, в 1913 году в городском кинотеатре «Иллюзион» шла «Ночь перед Рождеством» по Гоголю.
Как и сегодня, в предпраздничную пору белгородцы задумывались о выборе подарков. Зажиточные горожане могли купить патефон или, например, фотографический аппарат. Распространёнными презентами были различные косметические средства и духи. Белгородцы любили вручать и отправлять праздничные открытки. А ещё каждый год в Российской империи выходили красивые календари, тематика которых обычно посвящалась юбилейным датам и знаменательным событиям.
Хорошим подарком считались книги. В «Белгородском листке» 1913 года опубликовано объявление о продаже «Школьной ёлки» – так назывался сборник святочных рассказов, стихотворений, сказок, басен, песен, детских игр и забав, колядок, гаданий и лёгких сцен для школьного театра. Стоил он 1 рубль 25 копеек.
А как же главные герои праздника – Дед Мороз и Снегурочка? В привычном нам виде они появились только в советское время, в конце 1930-х годов. Ещё в XIX веке в российских городах была попытка внедрить из западной традиции образ рождественского деда, который приносит детям подарки. Но в имперской России такой герой не прижился. Хотя в фольклоре, конечно, существовал образ Мороза. Однако он наделён совсем другими характеристиками по сравнению с привычным нам новогодним персонажем.
Кесаретский поросёнок
Балы, маскарады и ёлки – это всё, конечно, про городскую среду. Крестьяне придерживались совершенно других традиций.
Вечер 31 декабря (по новому стилю – 13 января) назывался Васильевым, в честь наступающего дня памяти святого Василия Великого. Его считали покровителем свиней, которых обязательно кололи к празднику: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Поросёнок на новогоднем столе назывался «кесаретским». Вот какой рецепт приводится в книге «Традиционная кухня Белгородчины». У обработанного поросёнка обрубают изнутри позвоночник, сверху тушу натирают лимоном, заворачивают в салфетку, кладут в котёл с холодной водой и подвешивают его над огнём. Добавляют морковь, петрушку, лук, быстро доводят до кипения. Варят на медленном огне, а за 15–20 минут до готовности добавляют немного соли. Охлаждают поросёнка в том же бульоне, разрубают вдоль на две части, а затем поперёк. В качестве гарнира можно предложить огурцы, квашеную капусту, мочёные яблоки, зелень, отдельно подают хрен со сметаной.
В Васильев вечер на столе также были пироги, колбасы, алкоголь. Обязательно подавали и «богатую» кутью: со сливками, маслом, орехами.
На советский манер
Распространено мнение, будто после Октябрьской революции 1917 года Новый год отмечать перестали. Но это не так. Большевики сначала с симпатией относились к этому празднику. Вместе с Рождеством он попал в немилость только в конце 20-х годов на волне антирелигиозной кампании. Однако в 1935 году партийный деятель Павел Постышев выступил с инициативой возрождения праздника и призывом организовать для детей ёлку. Новый год переформатировали на советский манер. В 1937 году впервые на торжество приходят привычные нам Дед Мороз со Снегурочкой. А на ель, вершину которой когда‑то украшала рождественская звезда, водрузили красную советскую звезду.
Для утренников дети нередко выбирали наряд красноармейца. В магазинах начинают продавать ёлочные игрушки. В 1938-м Постышев попадает под репрессии: его арестовали, обвинив в шпионаже, и через год расстреляли. Но Новый год становится любимым праздником советских граждан, постепенно обрастая множеством атрибутов. В 1960-е формируется знакомое нам меню, начинает выходить «Голубой огонёк», родители получают в профкоме билеты на яркие утренники для детей и шьют костюмы Зайчиков и Снежинок, а счастливая ребятня получает в подарок конфеты. Многое из той эпохи сохранилось и в наше время, что‑то ушло и теперь вызывает ностальгию. А православная церковь до сих пор празднует новолетие 14 сентября, и новый церковный год начинается с этой даты.
Анна Черкашина