«Моя родная работа». Почему белгородские водители автобусов преданы своему делу
30 октября в России отмечают День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта
-
Статья
-
Статья
«БелПресса» поговорила с опытным водителем Евгением Трубицыным и стажёром ЕТК Александром Рысухиным, чтобы выяснить, какие изменения произошли в отрасли общественного транспорта за последние десятилетия, и чем она привлекательна сегодня.
«По родительским стопам»
Евгений Трубицын с юных лет догадывался, что свяжет свою жизнь с дорогами и большими машинами. Ремесло водителя он видел для себя наилучшим занятием, и потому, опережая окончание института, выбрал профессию. Сегодня у него за плечами тысячи километров пути и 18 лет опыта вождения.
«Мой отец всю жизнь водил автобус. Тоже в Белгороде работал. С самого детства ездил с ним по маршруту, мне это очень нравилось. А когда чуть подрос, стал возиться в мастерских. В то время проще было пройти на территорию предприятия посторонним. Там вместе с папой я ремонтировал транспорт. Вот так заинтересовался и, получается, пошёл по родительским стопам», – с ностальгией вспоминает он.
В 16 лет Евгений получил свою первую категорию водительских прав, позволяющую управлять грузовыми автомобилями. Через два года он подтвердил умение ездить за рулём легковушек, а в 21 год освоил вождение автобусов. И, параллельно готовясь к выпускным экзаменам, пошёл работать водителем в «Автоколонну № 1402». За годы службы он исколесил Белгород вдоль и поперёк, помнит каждую улицу, перекрёсток и мост.
«Считаю, что любой водитель пассажирского транспорта должен знать все городские маршруты, не только привычные ему. Вот, например, сегодня я веду 17-й автобус, завтра – 15-й, а послезавтра мне диспетчер позвонит и скажет, что где‑то сломался 103-й, и нужна подмена. Ставлю номер направления на электронную табличку и еду», – объясняет Евгений.
«Всякое бывало»
Трудовые будни начинаются засветло: приходится подниматься и в четыре, и даже в три часа. Начало рабочего дня зависит от запланированного пути следования. После осмотра и прогрева машины, пора выдвигаться на дорогу. Самые ранние рейсы отправляются около пяти часов утра, а заезд в гараж может быть и после полуночи. В таком режиме водители работают по графику 2/2 или 4/2.
«Перерывы, конечно, существуют. На нескольких маршрутах долго не получится встать из‑за руля, но между рейсами у нас есть время, чтобы перекусить, пройтись, размяться. Если ноги затекли, можно поприседать, если спина – повисеть на перекладине. Посмотрите, сколько вокруг турников», – шутит о поручнях в автобусе Евгений Трубицын. – Ещё в свободные минуты обязательно проводим дезинфекцию: убираем пыль в салоне, протираем подоконники и держатели, сметаем щёткой песок. Стараемся машину держать в чистоте в течение дня, а потом на нашей шикарной мойке ей занимаются отдельные сотрудники».
Порядок в автобусе замечают и пассажирами, многие отмечают труд водителей и выражают благодарность.
«Спасибо» всегда приятно слышать. Для меня это своего рода отдушина: что поднимает настроение, перекрывает усталость и даёт запал работать. Такие доброжелательные люди встречаются куда чаще, чем вредные», – делится наблюдениями Евгений.
За почти 20 лет службы в сфере общественного транспорта он нашёл свой подход к разрешению конфликтов.
«Всякое бывало – это дорога. К примеру, случалось тормозить внезапно. Сейчас, когда появилась выделенная полоса, некоторые автолюбители, не глядя в зеркало, поворачивают и встречают автобус. В наших кругах принято говорить: если водитель жмёт резко на тормоз, значит, он спасает вашу жизнь. То есть уходит от столкновения, пытается предотвратить ДТП. Но не все люди в салоне понимают это, спешат обхаять и научить правильной езде. Лучше не пытаться объяснять, а принести извинения и сгладить углы шуткой. Автобус – зона моей ответственности», – рассказывает Евгений Трубицын.
Отдыхать от трудовых обязанностей и приходить в душевное равновесие водитель предпочитает за рыбалкой в обществе семьи, но после выходных он с удовольствием снова возвращается в гаражи ЕТК:
«Это моя родная работа. Я привык к ней, искренне люблю и, как мне кажется, качественно выполняю».
«Новее и лучше»
По признанию Евгения, за последние два десятка лет в отрасли городского пассажирского транспорта произошли серьёзные изменения, ориентированные на безопасность и комфорт участников движения:
«Разумеется, техника стала новее и лучше. Первый автобус, который я водил, был на два года старше меня! Ему часто требовался ремонт, а, если сломался где‑то посредине пути, с доставкой в мастерскую возникали свои сложности. Тогда мобильная связь не везде ловила, вызвать тягач было проблемой».
Теперь в городе стабильная сотовая связь и современные автобусы, оснащённые кондиционерами, экранами и автоматизированными системами оплаты проезда – нововведением последних лет.
«С валидаторами намного удобнее! И я не отвлекаюсь на приём оплаты, и людям быстрее зайти и приложить карту, чем высчитывать мелочь или ждать сдачу с крупных купюр. Иногда бывает, что платёж не проходит, но, как правило, это решается легко на терминале в кабине водителя. Постепенно пассажиры привыкают к новому формату» – отмечает Евгений Трубицын.
Возможно, от внимания белгородцев не ускользнуло отсутствие музыки в салонах городского транспорта.
«Запрещено. Хотя иной раз и хочется послушать. Но, знаете, когда я был ребёнком, спрашивал: «Пап, почему в других автобусах висят шторы, играет музыка, а у нас этого нет»? Он же, человек старой закалки, отвечал так: «Сынок, настоящий водитель слушает двигатель, а не музыку».
«Давнее желание»
В ряды сотрудников ЕТК готовиться вступить Александр Рысухин. Права категории D он получил три года назад и уже имеет опыт вождения автобуса по улицам Новороссийска.
«Здесь мне назначили 80 часов стажировки. Сегодня уже был экзамен по вождению. Вообще весь упор делается на него. Оно и понятно: большое транспортное средство, широкий угол разворота, высокая вместимость людей. Также повторяем билеты, которые изучали раньше, и правила оказания первой помощи, ведь сдавать будем и теорию. Новичков обучают хорошие наставники, которые дают грамотные советы и корректируют наши действия» – поясняет стажёр.
Александр признаётся, что идея сесть за руль автобуса не давала покоя ему ещё с 1994 года и сейчас, наконец, он воплощает давнее желание:
«Мне нравится процесс езды, и не надоедает дорога – даже кустик на одной точке маршрута не будет одинаков постоянно. Всю сознательную жизнь я проработал в сфере общественного питания. Теперь, думаю, в силу возраста мои навыки устарели и больше не востребованы. Но там, взаимодействуя с людьми, я научился выстраиваться с ними контакт, и считаю, это может пригодиться в нынешней профессии».
Пока Рысухин не выезжал в город на автобусе с пассажирами, но успел оценить расположения и особенности местных дорог как водитель легкового автомобиля.
«Когда я приехал в Белгород, выделенка была для меня чем‑то новым. Сейчас привык и вижу – очень удобно. Каждый едет по своей полосе, никто друг другу не мешает. Однако действительно бывают такие случаи, что водители лгковушек не смотрят в зеркало и не видят автобус. А ведь это несётся 18 тонн с людьми и, возможно, кто‑то из их ваш родственник или друг» – заключил Александр.
Юлия Манохина